0
1995
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

27.11.2007 00:00:00

Диагнозы и рецепты

Виталий Тамбовцев

Об авторе: Виталий Леонидович Тамбовцев - профессор, заведующий лабораторией институционального анализа экономического факультета МГУ.

Тэги: социум, бизнес, власть, экономика


Развитая система влиятельных организаций гражданского общества – позитивный фактор социально-экономического развития страны. Эти организации оказывают гражданам ряд значимых услуг (благотворительность, образование и т.п.); реализуют обратную связь в отношениях между властью и обществом; увеличивают переговорную силу граждан в конфликтах с чиновниками и бизнесом. Демократически избираемая и подотчетная обществу власть понимает преимущества широкой системы гражданских организаций и содействует их развитию и функционированию, воспринимая их действия как горькое, но полезное лекарство.

Четыре сценария

Существующие сегодня в России законодательные условия трудно назвать благоприятными для развития и функционирования организаций гражданского общества. Соответственно, число таких организаций невелико (около трехсот тысяч), а их влияние на социально-экономическое развитие страны незначительно. Другими словами, проблема заключается в слабости гражданского общества.

При этом близость начала нового большого политического цикла дает все основания для размышлений по поводу возможных траекторий развития, в том числе и развития гражданского общества.

С нашей точки зрения, выраженной в коллективной работе «Коалиции для будущего» (подробно об этом проекте «НГ-сценарии» рассказывали в номере от 26 июня 2007 г.), реально осуществимы четыре возможных стратегии: «Рантье», «Мобилизация», «Инерция» и «Модернизация». Первая предполагает повышение благосостояния за счет развития продажи сырья; вторая заключается в концентрации ресурсов, получаемых из сырьевого сектора, на выбранных государством направлениях технологического развития (преимущественно в оборонном секторе); третья продолжает нынешний курс; четвертая ориентирована на вхождение России в состав стран – интеллектуальных лидеров путем создания институциональной среды и деловой инфраструктуры, благоприятных для становления новой экономики. В рамках каждой из этих стратегий ситуация слабого развития гражданского общества интерпретируется и решается по-разному.

Хорошо распределять

Стратегия «Рантье» трактует проблему как недостаточный учет властью предпочтений граждан при перераспределении государственных доходов. Иными словами, не всегда необходимую поддержку получают наиболее нуждающиеся группы и слои населения. Вероятный способ решения проблемы – развитие первичных, низовых форм демократии в форме локальных референдумов, гражданских сходов и т.п., результаты которых передаются – в условиях централизованного «базового» распределения ресурсов – на вышестоящий уровень управления для принятия перераспределительных решений. Те же механизмы могут использоваться и для усиления давления на бизнес – с целью расширить практику решения с его помощью социальных проблем населенных пунктов («социальная ответственность бизнеса»).

Позитивные последствия реализации данной стратегии – развитие навыков и практики местного (общественного) самоуправления. Такое развитие, однако, происходит в узкой перераспределительной сфере и не затрагивает взаимодействия граждан и власти в сфере производительной деятельности. Негативные последствия – отсутствие продуктивного обсуждения между властью и бизнес-сообществом условий ведения бизнеса.

Диалог как помеха

Стратегия мобилизации трактует проблему как неготовность или нежелание граждан и бизнеса следовать указаниям государства, знающего, как улучшить ситуацию в стране. Власть не считает возможным применять прямое насилие для проведения в жизнь сформулированных установок, однако полагает, что продуктивный диалог с населением затруднит выполнение масштабных задач, которые ставит перед собой государство. Способом решения проблемы может стать политическое и экономическое давление на «несогласных» через объявление их позиций направленными на срыв решения масштабных задач, мешающими дальнейшему прогрессу страны и возвращению ее на утраченные позиции в мире.

Последствия – нарастание «теневых» издержек легитимности. Группы станут реализовывать свои интересы, не учитываемые при принятии решений в центре, частными способами, с использованием ресурсов, формально принадлежащих другим субъектам (государству, бизнесу). Соответственно, эффективность предпринимаемых властью действий при реализации данной стратегии снижается.

Подходящий собеседник

В рамках инерционной стратегии слабость гражданского общества – это его неразвитость, которая и объясняет отсутствие широкого и продуктивного диалога. Вероятным способом решения будет создание сверху гражданских организаций – «приводных ремней» от государства к обществу и бизнесу, то есть выдвигающих лишь те вопросы, которые укладываются в формируемую властью повестку дня. Возникают внешне привлекательные формы диалога, однако его содержание неадекватно интересам тех групп общества и бизнеса, которые не созданы сверху.

Последствия: количество непроизводительных издержек, которые возникают в результате сопротивления нелегитимным действиям власти, не только не сокращается, но и увеличивается, поскольку появляется еще один объект противодействия – «приводные ремни».

Коммуникативная удача

 

Модернизационная стратегия исходит из недостаточной вовлеченности граждан (и бизнеса) в определение эффективных направлений экономической и социальной политики – как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях – и недостаточной ответственности чиновников за принимаемые решения, в которых не учтены интересы граждан и бизнеса. Способом решения проблемы может стать создание нормативной базы, благоприятной для развития гражданских организаций, а также «обрастание» властных органов трехсторонними (граждане–бизнес–власть) советами и комиссиями, с регламентированными процедурами учета мнений сторон в результирующих решениях.

Последствия: существенное повышение легитимности власти, сокращение непроизводительных издержек противодействия принимаемым решениям, появление новых источников решения актуальных задач на всех уровнях управления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
1064
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
1046
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
1352
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
1311

Другие новости