0
1949
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

27.05.2008 00:00:00

После стабильности

Игорь Барциц

Об авторе: Игорь Нязбеевич Барциц - доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе Российской академии государственной службы при президенте РФ.

Тэги: общество, вопросы, решение, доверие


Необходимость формирования в России среднего класса как гаранта стабильности, опоры демократии, культуры и остальных политологических ценностей – излюбленная тема дискуссий политиков, экономистов, социологов, даже литературоведов и театральных критиков.

Может, наконец найдена национальная идея великороссов – будем средним классом? Но как-то она мелковата для великого народа, который не раз вдохновлялся куда более глобальными социальными проектами.

Попытки стратифицировать современное российское общество терпят неудачу: если помимо критерия дохода учитывать такие, как образование, карьера, статус и другие, не менее значимые, то идентификация существенно затрудняется. Можно ведь, скажем, обнаружить представителя культурной, интеллектуальной или даже политической (последнее, конечно, сложнее) элиты, банковские счета которого вовсе не поразят наше воображение. А причисление такого гражданина к среднему классу не будет соответствовать не только его самооценке, но и реальному общественному статусу. В то же время у любого из 119 000 отечественных миллионеров IQ может оказаться весьма скромным.

Право на управление

Пока российский средний класс сконцентрирован на реализации потребительских прав и не представляет собой реальной политической силы. Но по мере того, как удовлетворяются эти права, ощущает необходимость реализовать свое право налогоплательщика знать, куда идут выплачиваемые налоги и насколько эффективно они используются. Иными словами, средний класс в наиболее общем понимании – граждане, имеющие приличный годовой доход и ум, который позволяет с толком этим доходом распоряжаться, – начинает испытывать потребность в качественном государственном управлении, в системе государственных мер, призванных обеспечить сохранение и воспроизводство достойного уровня жизни. И первое, что приходит в голову представителям среднего класса, – потребовать от тех, кто управляет страной, обеспечения эффективности государственного менеджмента и повышения качества государственных услуг.

Страны, раньше России осознавшие, что богатство и величие страны предполагают достойный уровень жизни населения, столкнулись с этим давно. Соответствующая модель управления отражена в актах, принятых в 1990-е годы в ряде стран Европейского союза и устанавливающих общие требования и стандарты качества оказания публичных услуг: Citizen’s Charter в Великобритании, Carta del Servizi в Италии, La Charte des Services Publics во Франции. В проекте Европейской Конституции, которую предложили для утверждения странам Евросоюза в 2005 году, зафиксировано новое право человека и гражданина – на хорошее управление: органы власти обязаны беспристрастно и справедливо, без проволочек и по существу рассматривать обращения граждан, а избранные представители администрации – действовать в интересах населения.

Постепенно осознает свои новые приоритеты и российская система. Основанием для этого утверждения могут служить Концепция административной реформы 2005 года и Концепция электронного правительства. Последняя предусматривает уже к 2010 году перевод в электронный вид 10 наиболее востребованных населением услуг, таких как оформление паспортов, водительских удостоверений и других документов (смета проекта превышает 1,3 млрд. долл.).

Почти нет сомнений в том, однако, что не всем планам по становлению эффективной системы государственного управления суждено сбыться в установленные концепциями сроки. Куда труднее, чем переструктурировать министерства и ведомства и перераспределить между ними функции, изменить управленческую ментальность, утвердить в сознании чиновника восприятие обратившегося к нему гражданина не как докучающей обузы (это в лучшем случае, в худшем – как дополнительного источника денежного довольствия), а как потребителя услуг, которые он обязан данному гражданину предоставить.

Новые запросы, старые стратегии

В рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2005 год Российская Федерация по показателю «качество государственных институтов» опустилась с 81-го на 89-е место; по индексу непрозрачности системы исполнительной власти для граждан и бизнеса мы занимаем 40-е место среди крупнейших 48 держав. В ходе опросов Социологического центра Российской академии государственной службы при президенте РФ (опросы проводятся начиная с 2000 года по общенациональной выборке в 24–26 субъектах Российской Федерации, представляющих все экономико-географические зоны страны) на вопрос: «Способна или нет, на ваш взгляд, сегодня административная система эффективно оказывать услуги обществу и отдельным гражданам?» – лишь 18,9% респондентов ответили: «В основном способна», а 59,6% – признали неспособность системы управления выполнить данную функцию. (Здесь, кстати, наблюдается занимательный конфликт интересов – ведь именно сами государственные служащие составляют основную массу российского среднего класса.) Особую настороженность вызывают весьма невысокий уровень доверия населения к государственным институтам и непонимание большинством как граждан (население), так и государственных служащих (эксперты) существа и предназначения проводимых реформ.

Подобные результаты свидетельствуют о том, что средства массовой информации в минимальной степени используются для собственно информирования общества о происходящих в стране процессах. При этом очевидно, что государство, претендующее на роль мировой державы, обязано предоставить своему среднему классу не только полную потребительскую корзину, но и политическую, культурную перспективу. Важно создать в стране конкурентный образ жизни, который будет привлекательным именно и прежде всего для граждан России – между тем и сейчас в российском обществе продолжает оставаться высокой распространенность эмиграционных настроений.

Больше, чем средний

Наметим напоследок парадокс – он вытекает из очевидной неудовлетворенности общества в целом и среднего класса в частности консумеристскими ценностями, несмотря на нынешнюю их безальтернативность. Средний класс, добившийся качественных услуг и высокого уровня потребления, способен преподнести сюрприз: его самая образованная часть может пополнить сословие, специфичное именно для российской социальной стратификации, – интеллигенцию. А одно из значимых исторических предназначений этого сословия в России – ставить перед государством и властью вопросы, масштаб которых значительно превосходит масштаб ценностей и переживаний среднего класса.

Доля респондентов, указавших, что не знают (или очень слабо представляют) смысл и цели проводимых реформ В % от количества опрошенного населения и экспертов
Реформы Население Эксперты
2003 г. 2005 г. 2003 г. 2005 г.
Налоговая 76,1 78,8 64,0 63,5
Судебно-правовая 76,6 79,4 52,5 53,2
Земельная 75,4 78,3 50,0 58,6
Военная 72,9 74,6 59,5 57,1
Образования 71,0 71,0 53,5 55,7
Жилищно-коммунальная 70,7 71,0 40,0 39,9
Пенсионная 70,4 68,8 42,0 45,3
Административная 72,9 77,5 38,5 28,1

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1083
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1047
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
864
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
989

Другие новости