0
1736
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

26.05.2009 00:00:00

Дачники прячутся от власти за забором

Антон Лопухин

Об авторе: Антон Михайлович Лопухин - помощник секретаря Общественной палаты РФ.

Тэги: власть, дача, проблемы


власть, дача, проблемы Даже обустройство микромира часто хочется переложить на других.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Я пишу эти строки в тихом уютном дачном домике, что стоит на шести сотках садового товарищества в недалеком Подмосковье. Этот участок земли давным-давно получила в пользование моя мама, среди членов товарищества есть пенсионеры, их дети и те, кто купил участок у старых владельцев совсем недавно. Наша общая земля когда-то была отвоевана у замечательного леса, к ней подвели дорогу, протянули провода, со временем построили водокачку, развели воду по участкам и огородили территорию забором. Мы все делали сами – сами решали, какой будет дорога, сами подсчитывали, сколько денег потребуется на все работы, сами нанимали рабочих, если это было необходимо, и вместе определяли, что делать с теми, кто отказывается подчиняться правилам.

Почему так получается, почему на наших собраниях споры до хрипоты, почему отчет ревизионной комиссии абсолютно прозрачен и мы знаем, как потрачена каждая копейка наших денег? Почему мы доверяем своему председателю и часто возражаем правлению? Ответ очевиден: потому что каждый понимает, что все происходящее – наша ответственность, никто кроме нас самих проблемы товарищества не решит. Эта маленькая ячейка гражданского общества существует уже больше 20 лет и будет, надеюсь, существовать еще очень и очень долго. Главный залог ее существования – почти полное отсутствие за нашим забором всякой власти: муниципальной, региональной и федеральной.

Дорожные ожидания

Есть много определений гражданского общества. Вот одно из простых и понятных: гражданское общество – это общество, в котором люди способны объединяться ради решения своих общих проблем. Для такого объединения должны существовать некоторые предпосылки. Это и уровень доверия людей друг к другу, и уровень активности, и умение граждан использовать те инструменты, которые, собственно, позволяют им добиваться решения вопросов.

Много интересных цифр можно найти в докладе Общественной палаты о состоянии гражданского общества в 2008 году. В частности, только 2,4% жителей Псковской области относят себя к активной части населения; только треть жителей Российской Федерации согласны с утверждением, что людям можно доверять. Еще более интересны результаты исследования фонда «Общественное мнение», проведенного в 2008 году и посвященного тому, как жители нашей страны оценивают свои возможности влиять на происходящее и как они чувствуют за это происходящее ответственность. Эти показатели стремительно уменьшаются по мере того, как мы выходим за границы семьи и дома.

Но ведь в любом государстве жители чувствуют большую ответственность за то, что происходит рядом с их домом, в их городе или деревне, чем за происходящее далеко от них, и понимают, что в первом случае их влияние более существенно. Однако нарисованная ФОМом картина отражает другую закономерность. Вот пример ее проявления. Одна из инициатив чувашского президента Николая Федорова – о ней, кстати, вам расскажет практически любой житель этого края – строительство хороших дорог с асфальтовым покрытием до каждого села и каждой деревни. В 2006 году программа была принята, дороги построены. Ключевое слово здесь – «до». Дороги построены до каждой деревни – только по этой самой деревне проехать по-прежнему можно лишь морозной зимой или жарким летом. И на вопрос, адресованный жителям, что они думают с этим делать, я получил простой и ясный ответ – ждать, пока примут программу строительства дорог в каждой деревне.

Почему же подавляющему большинству жителей любой деревни, села и большого или маленького города свойствен именно такой, патерналистский образ мыслей?

Условия не соблюдены

Нужно ли развитое гражданское общество для того, чтобы страна могла эффективно добывать нефть и газ? Нужно ли гражданское общество для того, чтобы в стране работали металлурги и иные предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых? Вероятно, нет – и мы справлялись до недавних пор, и Нигерия, и Венесуэла, и страны Персидского залива. Нужно ли развитое гражданское общество для того, чтобы страна обеспечивала себя продукцией сельского хозяйства, становилась мировым лидером в области производства высокотехнологичной продукции, занимала лидирующие позиции на рынке электроники и программного обеспечения? Вероятно, да. Ибо невозможно развитие в области высоких технологий, в области современного сельского хозяйства без инициативы, активной жизненной позиции, слома административных барьеров и навыков решения самых разных проблем. На словах понимание необходимости развития гражданского общества есть и у руководства страны, и у руководства большинства регионов.

Сложнее с делами.

Вернемся к условиям развития и нормального функционирования того, что принято называть институтами гражданского общества, то есть тех инструментов, которые и позволяют гражданам объединяться ради решения общих проблем. Во-первых, как было сказано, – это активная жизненная позиция граждан, их готовность к совместным действиям и вера в успех этих действий, необходимые для того, чтобы люди объединились. Во-вторых, возможность привлечения ресурсов для такой деятельности и возможность распоряжаться этими ресурсами. Речь идет о ресурсах не обязательно денежных – это и помещения для встреч и собраний, и возможность публично доводить до сведения граждан принятые решения, и многое другое. В-третьих, это законодательная база, которая обеспечивает существование гражданских инициатив в правовом поле.

Обеспечены ли в России перечисленные условия?

С 2000 года государством в этой области предпринято много важных шагов. Во-первых, ужесточены требования к деятельности общественных, некоммерческих организаций – теперь им и зарегистрироваться, и отчетность сдавать много сложнее, чем коммерческим. Во-вторых, резко сокращены возможности финансирования деятельности НКО за счет грантов зарубежных грантодающих организаций, не сделано никакого послабления для российских доноров, любая коммерческая структура может тратить деньги на благотворительность лишь из чистой прибыли. Попытка граждан собраться для отстаивания своих прав – объединены эти граждане по профессиональному признаку, политическими взглядами или нетрадиционностью сексуальной ориентации – заканчивается, как правило, приездом ОМОНа и в лучшем случае избиением демонстрантов. Практика применения административного ресурса приводит к тому, что любая организация, владеющая помещением для собраний, десять раз подумает, прежде чем пустить в зал кого-либо, не согласовав этот факт с местной администрацией. И так далее. Наконец, государственная пропаганда, транслируемая большинством телевизионных каналов, газет и радиостанций, не предполагает развития у гражданина желания думать, обобщать, анализировать и тем более принимать какие-то решения.

Кроме того, нужно отметить, что порой ключевым ограничителем для развития подлинного самоуправления и совместного решения проблем становится присутствие на «поляне» других игроков. Так, в больших городах – и на уровне дома, и во дворе – все локальные вопросы решают либо давно существующие дирекции по эксплуатации зданий, созданные еще в советские времена, либо - зачастую - их прямые наследники, переоформленные в ООО или ЗАО. На большинстве российских предприятий очень и очень формально представлены профсоюзы – в случае трудовых конфликтов администрация легко решает все вопросы с каждым сотрудником индивидуально и нередко – строго конфиденциально. Даже при защите своих потребительских прав большинство граждан пытаются разобраться непосредственно с поставщиком некачественного товара или услуги: только 17% обращаются в суды, и чуть более трети пытаются решить свою проблему через общество потребителей. В случае, если человек не в состоянии решить проблему сам, он, как правило, пишет жалобы во все органы власти, начиная с президента – в прокуратуру и в милицию, в газеты, в Государственную Думу и в Общественную палату, то есть прибегает к авторитету, а не опирается на помощь единомышленников, людей, имеющих аналогичные интересы.

Жизнь заставит

Может ли эта ситуация измениться в обозримое время? Что - пока «верхи» не захотят, «низы» ничего не смогут сделать?

Нет, просто придется подождать того момента, когда большинство населения поймет, что правду про жизнь не надо узнавать из «ящика», что ОМОНа на всех не хватит, что нужно не бояться быть раздавленным поодиночке, а стоять всем вместе монолитной стеной. Когда же это случиться? Как всегда – когда придавит к земле так, что сил останется только на несколько последних вздохов. А если «воля» будет, как уже случалось, дарована царским манифестом – большой вопрос, сможем ли принять и оценить этот дар.

Сегодня утром на собрании садового товарищества обсуждался новый устав. Председатель предложил ужесточить правила поведения на территории, изменить структуру управления и продлить срок своих полномочий и правления. Мы спорили до хрипоты – и изменения эти отклонили, большинством голосов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1480
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1689
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1793
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4114

Другие новости