0
2476
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

28.09.2010 00:00:00

Наши институты

Виталий Тамбовцев

Об авторе: Виталий Леонидович Тамбовцев - заведующий лабораторией институционального анализа экономического факультета МГУ.

Тэги: модернизация, общество, экономика


модернизация, общество, экономика Кроме технологий нужны институты.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)

С легкой руки президента РФ Дмитрия Медведева слово «модернизация» за последний год широко вошло в лексикон не только политиков, но и читающей публики. Однако расширение масштабов ареала бытования этого слова не привело пока к заметным изменениям в нашей жизни (как говорят на Востоке – сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет┘). Кроме того, разные люди очень часто понимают под модернизацией очень разные вещи. Другими словами, существуют разные идеологемы модернизации.

Не вдаваясь в историю и теорию вопроса – а понятию модернизации уже около 60 лет, – остановлюсь только на тех измерениях модернизации, которые важны для российского контекста его обсуждения.

Все общество или только экономика

Первый водораздел в трактовках проходит по линии: модернизация российского общества в целом (включая экономику, социальную сферу и политическую систему) – либо модернизация только экономики или даже еще более узко – модернизация технологической базы экономики. Подавляющее большинство наших чиновников понимают модернизацию именно в последнем смысле – отсюда и погоня (по крайней мере на словах) за инновациями, которые также, разумеется, трактуются как чисто технологические. Между тем в своем исходном смысле, развитом известным американским социологом Талкоттом Парсонсом, модернизация – это прежде всего модернизация общества, переход от традиционного к современному, рационалистическому, социуму.

Аргументы отечественного истеблишмента, считающего актуальной только модернизацию техники и технологии, очень просты: наше общество, десятки лет назад прошедшее через мясорубку коллективизации и жарочный шкаф индустриализации, никак нельзя считать традиционным, то есть крестьянским (эти две характеристики фактически отождествлял автор представлений о традиционном обществе Макс Вебер). Это, говорят они, вполне современное общество, так что зачем же ему еще модернизироваться?

Снизу и сверху

Оставим пока этот вопрос без ответа и перейдем к другому важному водоразделу, связанному с методами модернизации (неважно чего – общества или только технической базы производства). Здесь принято разграничивать эволюционную модернизацию, ростки которой идут «снизу», от массы неорганизованных и самоорганизованных товаропроизводителей и граждан, и модернизацию «проектную», насаждаемую «сверху», мощью государственной власти.

Что интересно в этой связи заметить: действительно, современному обществу, состоящему из таких неорганизованных и самоорганизованных индивидов – производителей и потребителей, – для эволюционного развития направляющая рука государства, вообще говоря, не нужна. Движимые своими, вполне эгоистическими интересами в условиях высокого уровня конкуренции и ограниченные правилами игры – институтами, – содействующими развитию предпринимательства, эти индивиды на свой страх и риск генерируют инновации, среди которых выживают и закрепляются те, которые оказались востребованы многими другими индивидами – фирмами и отдельными потребителями. Конечно, и здесь никто не откажется от бюджетного финансирования, дешевых кредитов, льгот по налогам и пошлинам и т.п. – и государства охотно предлагают все это, плюс к тому обильно финансируя фундаментальную науку; но импульс к инновациям (как техническим, так и социальным, и организационным) идет именно снизу, от фирм, граждан и их различных объединений. В таком обществе государство в лице президента или премьер-министра просто не может сказать: «Я определил следующие приоритетные направления инноваций┘», поскольку понимает, что не может знать больше, чем знает множество изобретателей, ученых, предпринимателей и потребителей, чье совокупное взаимодействие только и может определить (и, что важно, реализовать!) эти самые приоритеты.

Поэтому, когда отечественный истеблишмент, полагающий наше общество не нуждающимся в модернизации, одновременно говорит и о необходимости внедрения (технологической) модернизации сверху, в форме управляемого государством проекта, он явно противоречит сам себе.

Что же касается проектной модернизации (у нас в этой связи ссылаются как на удачные проекты прежде всего на реформы Петра I и советскую индустриализацию), то мировой опыт здесь очень однозначен. Сошлюсь на интереснейшую книгу Джеймса Скотта «Благими намерениями государства: почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни», изданную издательством «Университетская книга» в 2005 году. Детально разобрав несколько таких проектов – от истории города Бразилиа, спроектированного Ле Корбюзье, до идеальных «государственных деревень» в Эфиопии и коллективизации в СССР, – Скотт приходит к ясному выводу о том, что все они привели к негативным результатам по одной простой причине: власть «забыла» спросить у людей, чего они хотят, что значит для них «хорошо» и «плохо». Власть всякий раз полагала, что это известно только ей, и железной рукой затаскивала непонятливых граждан в счастье.

А как же промышленная революция Петра I и индустриализация, может спросить читатель. Ведь они были вполне успешными! Да, и тот, и другой проект привели к изменениям в технологиях индустриальной эпохи. Значит ли это, что теми же методами нужно (и можно) модернизировать технологии и в ХХI веке, когда ведущие экономики мира стремительно идут в постиндустриальную эпоху?

Концепции «технологических парадигм» Джованни Доси (1982) и «технологических укладов» Сергея Глазьева (1990) подчеркивают принципиальную разницу между технико-экономическими системами до середины ХХ века и современностью: плотность инновационного потока (и соответственно скорость обновления) в первых была на порядки ниже, чем теперь. Если ранее предприниматель, создавший новый рынок, мог считать себя победившим в конкуренции на десятилетия, то сегодня его «монопольность» длится пару лет. Соответственно технологии «тяжелой промышленности», завезенные в 1930-е годы в СССР, могли считаться вполне современными вплоть до 1970-х годов, в то время как, например, персональные компьютеры 1990-х сегодня – просто антиквариат. Но специфика любого проектного подхода по определению заключается в том, что он десятилетия будет проводить в жизнь то, что было задумано в его начале, поэтому и «на выходе» у него будет технология десятилетней давности: ведь мир вокруг не будет стоять на месте!

Но почему нельзя поменять содержание проекта по ходу его выполнения, в случае обнаружения неразрешимых проблем? Основная помеха этому – устройство политической системы. Ведь проектная модернизация по определению – всегда политическое решение, за которым стоят конкретные политики. Решительное изменение содержания проекта – это фактически признание ошибочности решения, то есть потеря лица для политика. Такое не страшно только для тирана, правящего прямым насилием, в то время как в условиях более мягких режимов признания своих ошибок политики стараются избегать. Поэтому долгосрочные модернизационные проекты здесь в случае обнаружения ошибок не пересматриваются, а тихо забываются, уступая место еще более модернизационным.

Что-то еще

Что значит модернизировать экономику? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на другой: а что такое экономика? Соединенные вместе и сообща работающие ресурсы – сырье, материалы, технологии, работники, деньги, знания и т.п. – или и что-то еще? Сегодня совершенно очевидно, что это «и что-то еще», и таковым являются институты – формальные и неформальные правила, по которым работники взаимодействуют друг с другом и с менеджментом, менеджмент и собственники – с чиновниками, чиновники – с гражданами и т.д.

Все эти правила, образующие институциональную среду экономики, не только координируют взаимодействия, но и перераспределяют ресурсы. В соответствии с тем, как они это делают, принято разграничивать эффективные и неэффективные институты. Первые устроены так, что содействуют росту общественного богатства, то есть в результате перераспределения создается общественная стоимость, превышающая понесенные издержки. Вторые же только перераспределяют ресурсы так, что от одних граждан они просто перетекают к другим, лишая одних стимулов созидательно работать, а других – стимулов менять столь удобные для них правила.


Если железной рукой затаскивать граждан в счастье, последствия будут негативными.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Одними из важнейших среди институтов экономики являются правила, определяющие уровень защищенности прав собственности. Если чиновник не может прямо или с помощью послушного суда отнять приглянувшуюся фирму, у ее владельца есть стимулы инвестировать и заниматься инновациями. Если же права собственности не защищены, рациональной становится стратегия «выкачать ресурсы и убежать» – разумеется, в те страны, где законная защита правам собственности обеспечена.

Насколько важны институты для благосостояния граждан, наглядно показывает пример Северной и Южной Кореи: ведь и ресурсы, и даже пресловутый менталитет граждан в этих странах поначалу, сразу после раздела страны, были совершенно одинаковы, а каковы результаты сегодня?

Может ли эволюционная модернизация «снизу» происходить при неэффективных институтах? Ответ очевиден. Неэффективные институты способны «поддержать» только проектную модернизацию, а скорее – ее видимость, скрывающую «приватизацию» немалых бюджетных средств.

И еще один момент, связанный с институтами и модернизацией: современные технологические парадигмы (или уклады) всецело опираются на креативность большого числа граждан и широкую свободу предпринимательства. Ведь именно предприниматель опробует – востребована идея или нет. Если да, в дело вступают крупные корпорации, обеспечивающие массовость производства, а силой, принуждающей их к этому, опять же является конкуренция. А свобода предпринимательства – то же самое, что надежно защищенные права собственности: зачем мне делать что-то новое, мучиться и экспериментировать, если результаты могут легко отобрать?

Поэтому модернизировать только технологию, не трогая институты, вполне можно было на стадии индустриального развития. Постиндустриальные технологические уклады и неэффективные институты не сочетаются друг с другом.

Система или отрасли, эволюция или проект

Зафиксируем это обстоятельство и очертим еще один водораздел в понимании модернизации, теперь уже – модернизации только экономики. Это выбор между модернизацией экономики как системы и модернизацией отдельных ее отраслей. Казалось бы, очевидная истина – ресурсы всегда ограничены – явственно подталкивает в сторону очаговой, отраслевой модернизации.

И это действительно так, если она осуществляется проектно, за государственно-бюджетный счет. Но это совсем не так, если модернизация идет постоянно и снизу – за счет интеллектуальных и других ресурсов частных производителей, понуждаемых к инновациям тотальной конкуренцией, а не желанием государственных мужей выглядеть современно. Другими словами, очаговость модернизации – прямое следствие ее проектного, не эволюционного способа осуществления.

Именно такой была модернизация в СССР: вполне дедовское сельское хозяйство и транспортная инфраструктура, быт большинства населения, характерный для ХIХ века, и т.п. – «зато мы делали ракеты». При этом вполне благородные попытки трансфера технологий из военного сектора в гражданские отрасли кончались ничем: советские предприятия просто не воспринимали новшеств, их можно было только насильственно внедрять. Вот и сегодня зазвучали мотивы внедрения инноваций, например, энергосберегающих лампочек┘

Очищение среды. Два варианта

Определяющая (при прочих равных условиях) роль институтов в экономическом развитии, в частности для успешности модернизации, с одной стороны, и низкое качество институциональной среды российской экономики – с другой стороны, поневоле порождают вопрос, вынесенный в заголовок этого раздела. Именно так представляют позицию группы экономистов СИГМА, к которой принадлежит и автор этой статьи, некоторые ее критики.

Такой вывод из сказанного выше делать, однако, не стоит. Ведь экономика России весьма неоднородна, это уже не «экономика СССР – единый народнохозяйственный комплекс»: и не комплекс, и не единый. Стало быть, движение «единым фронтом» просто не получится: кто-то уже на передовой, а кто-то только думает, как запрягать и запрягать ли вообще┘

Это значит, что на начальном этапе вполне возможен и оправдан проектный подход для некоторых отраслей. Вот только весь комплексный проект модернизации обязательно должен включать и подпроект модернизации экономических институтов, для успешной реализации которого необходимо резкое повышение эффективности государства. Именно эффективности, то есть нацеленности на рост общественного благосостояния, а не размеров – размеры и так уже слишком велики.

Однако в официальных и официозных текстах по поводу модернизации мы читаем в основном про техническое перевооружение разных производств и иногда – про сокращение числа чиновников. А вот про «расчистку» институциональной среды от неэффективных институтов пока прочесть не удавалось┘

Разные сочетания признаков, перечисленных выше, позволяют определить довольно широкое разнообразие типов модернизации. Для России сегодня, однако, реальный выбор может быть между двумя базовыми вариантами.

Первый: модернизация общества и экономики снизу, поддерживаемая введением эффективных и устранением неэффективных институтов, зарождающаяся в отдельных очагах, но эволюционно распространяющаяся на всю сферу жизнедеятельности наших граждан. При этом, конечно, страдают интересы «перераспределителей в свою пользу», что может потребовать как определенных компенсаций для них, так и, вероятно, где-то употребления власти.

Второй: очаговая проектная модернизация отдельных отраслей (или даже технологической базы отдельных «частно-государственных» компаний) при сохранении неэффективности институциональной среды. Интересы «перераспределителей в свою пользу» при этом, конечно, вполне удовлетворяются, так что их поддержка в целом обеспечена. Хочется только напомнить, что другие страны в ходе этого бюджетного пиршества отнюдь не будут нас дожидаться, даже если бы захотели – ведь там модернизация идет в основном снизу, а не по требованию правителей.

Какой выбор сделан в России? Пока налицо все признаки второго варианта. Окончателен ли этот выбор? Не знаю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Михаил Сергеев

Мир погружается в период недоверия, непредсказуемости и нестабильности

0
1233
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
1661
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
2091
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
1117

Другие новости