0
2182
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

28.02.2012 00:00:00

Познавательная троллология

Тэги: интернет, пользователь


интернет, пользователь Сегодня вызвать к себе на работу героев детства – легко!
Кадр из мультфильма

Ни для кого не секрет, что тролль – это не только сверхъестественное существо из скандинавских сказок, но и обитатель Интернета, который косвенно провоцирует конфликты в сообществах, вводя жертву в заблуждение и фрустрацию. Но кто же живет в Сети помимо троллей и какие типологии пользователей онлайн-сообществ существуют на данный момент? Эти вопросы попыталась осветить Анастасия Беззубцева, аналитик компании Witology, на традиционном четверговом семинаре.

Как оказалось, теорий о классах пользователей сетевых сервисов совсем немного, и большинство исследований – описательного характера. Выяснилось также, что адекватной универсальной типологии нет и быть не может в силу больших различий даже между сообществами одного вида. Тем не менее американский специалист Якоб Нильсен дал весьма общую классификацию людей на три группы: бездельников, нерегулярных участников и самых активных. Это значит, что большая часть (от 90%) людей ничего, кроме потребления созданного другими, не делает, маленький процент (до 9%) время от времени вносит незначительный вклад в сообщество (пишут в блоге, редактируют статьи в Википедии, выкладывают видео на YouTube) и мизерная доля (менее 1%) обеспечивает сообщество материалами и поддерживает в нем жизнь.

По сути это даже не классификация, а статистика, от которой никуда не денешься. Впрочем, хотя и уменьшение доли бездельников совсем не обязательно сделает сообщество более здоровым и интересным, Нильсен предложил несколько способов замотивировать молчунов на активность: учредить пряники тем, кто вносит качественный контент, разделить активности на части (редактирование вместо создания) или упростить сами активности.

А двумя годами ранее исследователи из Министерства связи Великобритании обнаружили совершенно другие пять групп. Первая – люди, посещающие социальную сеть часто, для поверхностного общения и новых знакомств; вторая – те, кто заходит на сайт, чтобы привлечь внимание, комментарии, лайки, часто с помощью публикаций фотографий себя и друзей. К третьей и четвертой группам относятся люди, посещающие сайт, чтобы быть в курсе, что творится с их кумирами и одноклассниками/прочими старыми знакомыми соответственно. Наконец, последним просто удобно пользоваться какими-то определенными функциями социальной сети, например, слушать музыку.

Еще одна типология делит всех на четыре группы – по роли в процессе распространения инноваций: связных, знатоков, продавцов и переводчиков. Связные – «социальный клей», они быстро сходятся с людьми, что объясняет их необозримые списки контактов. Знатоки любознательны и информированы, готовы бескорыстно своими знаниями поделиться. У продавцов естественно получается убеждать людей в том, что идеи, предложенные знатоками и распространенные связными, действительно отличные. Авторы исследования утверждают, что для успешного заражения идеей большого числа умов не помешают еще и переводчики – люди, способные проинтерпретировать идеи знатоков так, что они заинтересуют и другие круги населения.

Но еще в 2004 году ученые выяснили, что пользователи в зависимости от стадии своего жизненного цикла бывают, опять же, бездельниками, новичками, звездами. Новички отличаются от бездельников присутствием какой-то активности, заключающейся обычно в вопросах. Звезды в отличие от них не так наивны, более опытны, знают негласные правила конференции и вносят наибольший вклад в нее. Обычно среди бездельников присутствуют новички, желающие попривыкнуть и освоиться в группе новостей, но бывает, что и звезды попадают в эту категорию, когда сообщество им надоедает или становится не таким волшебным, как раньше. Вне этих трех категорий существуют три вида отрицательных персонажей: флеймеры (flamers), флудеры (ranters) и, конечно же, тролли (trolls). Первые обычно агрессивно вмешиваются в обсуждения, оскорбляют других участников, выражают резкое несогласие с их точками зрения. Тролли же вызывают конфликт косвенно – прикидываясь шлангом, намеренно не понимая чужие точки зрения, невинно расставляя ловушки жертвам (обычно новичкам). Флудеры, или болтуны, также затрудняют коммуникацию в сообществе, но путем публикации однотипных длинных никому не нужных сообщений в больших количествах.

Что касается поведения участников платформ инноваций вроде Witology, долгие поиски типологий пока не дали уж очень интересных результатов, но кое-что из перечисленного вполне может быть адаптировано под специфику такого рода сообщества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
202
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
292
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
251
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
295

Другие новости