0
3712
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

27.03.2012 00:00:00

Конец столоначалия?

Александр Рубцов

Об авторе: Александр Вадимович Рубцов - доктор философских наук.

Тэги: власть, бюрократия


власть, бюрократия Коррупционер в глазах честных людей часто теряет лицо.
Политплакат А.Лозенко, 1988 г.

С бюрократией боролись и будут бороться вечно. Как показывает опыт, каждый раунд такой борьбы через некоторое время не только восстанавливает отжатое у аппарата, но и наращивает объем служб и служивых, иногда в разы (лучший способ раздуть аппарат – заняться его сокращением). Близкий, но уже классический пример такой инверсии – административная реформа в России начала XXI века. Знаю это из первых рук, поскольку как раз в тот момент в исследовательских и политических целях сподобился сходить на госслужбу, где курировал это светлое начинание из Белого дома, то есть изнутри. Сначала долго выявляли избыточные функции, а потом на все это плюнули, перерисовали схему «квадратиков» – и наплодили ведомств, чиновников и полномочий пуще прежнего.

Кроме того, знающие люди резонно напоминают, что избыточная и обременительная бюрократия отнюдь не только российское явление, но проблема всех стран, в том числе продвинутых, и даже надстрановых, межгосударственных объединений. Выражение «брюссельская бюрократия» одновременно и обозначает некий вполне конкретный объект, и дает оценочное суждение определенного оттенка: вы думаете, там лучше? – да вы с ними просто не сталкивались.

Всегда полезно видеть предмет в контексте, в хронологии и в мире, то есть учитывать не только биологию этого бюрократического нарыва, но также его «историю с географией». И здесь особенно интересны неоднородность, различия: чем нынешние проблемы с бюрократией в России отличаются от того, что было в советское время, что терзает Европу или Америку, как эти проблемы решаются в «молодых восточных тиграх» или в старом драконе Великого Китая. Как признаются в приватных беседах сами китайские функционеры и приближенные к власти аналитики, проблемы с бюрократией и коррупцией там крайне остры и разъедают общество и экономику при всей дисциплинированности системы, даже при вековых традициях и кодексах чиновного служения.

Кому не изменяет память, знают, что в советское время, строго говоря, борьбы с бюрократией как таковой в повестке дня и в официальной идеологии вообще не было. Была борьба с бюрократизмом. Иными словами, не было (да и в принципе не могло быть!) борьбы с бюрократией как с системным явлением, как с социальной группой, тем более классом. Хотя бы потому, что такого системного явления в природе социалистического общества не могло быть ни по генетике, ни по определению (идеологически не существующее). Были лишь искажения правильной природы правильного общества и его административной системы. Точно так же как в СССР не было секса, но были однополые извращения, с которыми боролись, в том числе при помощи УК.

Это советское толкование вопроса многое проясняет и в наших нынешних мифах, проблемах и способах их решения. Здесь полезно вспомнить образ бюрократа, которого заштампованная советская карикатура неизменно изображала в виде немолодого выродка в обязательных нарукавниках, с чем-то чернильно-перьевым в аксессуарах и с жирными черными параграфами вместо то ли глаз, то ли очков – этакое бездушное чудовище, лишенное всего живого. Иногда их еще изображали дубами, намертво вросшими в землю вместе с такими же дубовыми столами. Кстати, о столах...

Трактовка по сходной цене

Бюрократия дословно как раз и переводится как власть стола (от франц. buro – «стол»). Здесь важно обратить внимание, что речь не о человеке, сидящем за столом, в этом кабинете и т.п. (кстати, есть такое аппаратное выражение: «это не по твоему столу», то есть не в сфере твоей компетенции). Речь именно о чем-то неживом – о власти мертвого. Точно так же как субъект, измазанный чернилами и вооруженный пером, уже как бы нечто неодушевленное. Видимо, поэтому Аристотель и определял человека как «двуногое без перьев».

Но, строго говоря, речь должна идти не о власти стола, а скорее о власти бумаги, текста. Стол сам по себе всего лишь мебель, тогда как бумага с написанными на ней буквами, словами, фразами, главами и разделами уже представляет собой содержание и волю, закон и право, предписание и обязательство, то есть вполне социальные предметы. Карикатурный образ бюрократа к этому и сводился: он не видит ничего живого за параграфами бумаги, которым тупо следует. Именно этот образ и пропагандировался в советское время как главная цель борьбы с бюрократизмом. При этом одновременно решались три задачи. Во-первых, порок системы прятали за якобы индивидуальными извращениями: проблема не в бюрократии, а в отдельных бюрократах. Во-вторых, создавали ложную цель, направляя раздражение на низовых исполнителей и отводя удар от сути режима. В-третьих – и это, пожалуй, самое интересное, – общество настраивали как раз на тот вариант отношений, который был выгоден власти: от идеологического истеблишмента и партийной верхушки до средней и низовой бюрократии. Иначе говоря, создавали миф, прямо противоположный реальности.

С тех пор принципиально ничего не изменилось. Стоит внимательнее вглядеться в суть дела, как тут же обнаружится, что проблема в том, что у нас сплошь и рядом как раз и не хватает этой холодной, бездушной и обезличенной машины, которая беспристрастно и регулярно, механически выполняла бы свою функцию, следуя предписаниям канонического текста. Где он, этот холодный, бездушный механизм, который автоматически выполнял бы свою работу? Наоборот, все тут человеческое, слишком человеческое, заряжено отношениями и страстями, амбициями и интересами. Сила бюрократии в том, что она не следует документу, а легко и свободно трактует его, интерпретирует как угодно и не во вред себе. Обычно вопрос так и стоит: сколько стоит «правильное» (то есть нужное) толкование? Интереснейшее явление – коммерческая герменевтика, свободный рынок толкований официальных текстов по сходным ценам.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что здесь имеет место не власть текста, а власть над текстом. Это не вариант «рациональной бюрократии» по Максу Веберу, а, наоборот, превращение документа в произвольно трактуемый набор слов. Подчинив себе таким образом текст, его толкователь приобретает и власть над всеми, кому текст адресован. Если такой текст является нормативным для неопределенного круга лиц, эта власть автоматически распространяется на всех граждан Российской Федерации. Это опасное для режима откровение, и такие отношения предпочитают тщательно скрывать. В том числе за мифами о том, что все беды как раз, наоборот, от тупого следования тексту представителями власти. В том числе когда воодушевленно говорят о «власти закона» (а не права). Заодно это окончательно выхолащивает и саму идею суда. Когда борцам с фальсификациями из раза в раз заявляют: «Идите в суд!» – все прекрасно понимают, что это равносильно посылу на другое слово, тоже из трех букв.

То же в идеологии, в политической речи: слова перестают вообще что-либо значить. И это тоже не ново, хотя и в других масштабах. То, что в советское время называлось бюрократизмом, имело в идеологии того периода отчетливый аналог в виде так называемого догматизма, с которым по той же схеме якобы боролись и который был точно таким же мифом – прикрытием и ложной целью. В действительности партия очень дальновидно и даже остроумно перенаправляла творческую энергию масс на борьбу с тем, чего не было. Дело даже не в том, что с догматизмом боролась как раз та самая инстанция, от которой догматическое сдерживание только и могло происходить. Проблема была глубже: эта самая инстанция присваивала себе право трактовать канонические тексты по собственному усмотрению.

Ситуация в корне не изменилась: в постсоветском обществе все так же реализуются стратегии власти над текстом, но теперь куда более продвинутые и изощренные.

Разделение властей и «открытые нормы»

Власть над текстом может осуществляться напрямую: открыто, формально и вполне организованно, почти институционально.

Идея разделения властей заключается не в том, что каждый должен заниматься своим делом, а куда категоричнее: людям, обеспечивающим исполнение законов, в принципе нельзя доверять их установление. Более того, их от законотворчества и правоустановления надо по возможности дистанцировать, а лучше изолировать. Прежде всего в силу очевидного конфликта интересов. Если человек что-то контролирует, он и нормы создает такие, чтобы объем контроля (а значит, и влияния) был как можно больше и чтобы все это контролировать было как можно удобнее, желательно не во вред себе. Тем самым целые категории аппаратов фактически очерчивают зону своего кормления, прописывая одновременно и соответствующие бизнес-планы по изъятию излишков у контролируемой части населения.

Разделение властей у нас фиктивно, и это даже не скрывается. Исполнительная власть полностью контролирует законодательную и судебную ветви, а в стратегически значимых параметрах и власть четвертую, то есть СМИ. Все это для нас уже банально, кроме одного: установление такого режима является тягчайшим конституционным преступлением, фактически тождественным узурпации власти – государственному перевороту.

Но схема, разыгранная в большой политике, полностью транслируется вниз, в ту зону, где общество сталкивается уже не с политическим, а с сугубо бюрократическим произволом. Поведение политического руководства и инспектора на дороге – явления одной природы.

Начнем с того, что подавляющую часть законопроектов у нас пишет именно правительство. Нечто подобное есть и в продвинутых странах, но все же не в таких объемах, а главное, без такого фатального влияния исполнительной власти на законодательную. По ряду моментов законодатель может оказывать временное и ограниченное сопротивление давлению администрации и правительств, но в главном решения принимаются, конечно же, не в парламенте. Как-то в частной беседе один вполне прогрессивный вице-спикер так объяснил мне ограниченность своих возможностей: ну, ты же понимаешь, я чиновник. А поскольку по факту это все та же госслужба, отношения здесь практически полувоенные: неподчинение приказу приравнивается к нарушению субординации со всеми вытекающими.


«Буду поздно, завален работой!»
Фото PhotoXPress.ru

Более того, исполнительная власть в самых «вкусных» моментах старается всеми силами ограничить вмешательство законодателя (даже такого послушного) в свою деятельность. Прежде всего потому, что вся сфера регулирования и контроля, не покрытая законами, остается в зоне компетенции так называемого ведомственного нормотворчества. Бесчисленные регуляторы и надзорные органы создают свою безбрежную и в целом уже почти не контролируемую нормативную базу, состоящую из сотен тысяч, если не миллионов инструкций, приказов, предписаний, сводов норм и правил, стандартов и требований. И все это не просто массив бумаги – это одна гигантская кормушка.

Строго говоря, ведомственное нормотворчество не вполне конституционно. В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации любые ограничения прав граждан могут производиться только федеральными законами. Это очень правильная и прогрессивная, но спящая норма. Никто не хочет в одночасье обрушить всю нормативную базу, признав ее неконституционной. Однако в случаях, когда исполнительная власть начинает открыто, отчаянно и, как правило, весьма эффективно сопротивляться законодательному ограничению ведомственного нормотворчества, это необходимо пресекать сразу и жестко. Вопрос в одном: кто будет это делать в сложившейся и культивируемой системе отношений? Судьба главных институциональных реформ: административной, техрегулирования, саморегулирования и т.п. – со всей очевидностью свидетельствует о тупике. Все эти реформы были обрушены по одной причине: их реализацию поручали людям и структурам, жизненно заинтересованным в их провале. Но это не стало уроком; есть все основания ожидать, что в новом раунде институциональных реформ (даже если он начнется) все будет по-старому и с тем же успехом.

И наконец, последняя тщательно охраняемая лазейка: открытые нормы. Норма закона может быть конкретной, однозначно трактуемой и применяемой в режиме прямого действия. А может быть размытой и предполагающей фактическое нормирование вне закона, на уровне правительства, а то и вовсе того или иного ведомства. Подобные серые зоны есть везде, но у нас это скорее черные дыры, которые к тому же создаются систематически, целенаправленно, профессионально и бесстыдно, а главное – без каких-либо последствий для мастеров такого рода «ненормативного сверления». При этом все отчетливо понимают, какой именно взяткоемкостью обладает каждая такая «дыра», но продолжают самоотверженно бороться с коррупцией и бизнесом на административных барьерах совсем не там, где все это счастье закладывается, но в совершенно других местах, где это для системной коррупции безопасно, а для самих борющихся даже и прибыльно. Принять закон с «дырами» дорогого стоит во всех смыслах, в том числе в смысле «заноса» депутатам, а то и целым фракциям. Деньги, которые в этом бизнесе крутятся, сопоставимы с некоторыми статьями федерального бюджета. Потери для государства и общества – упущенные проценты ВВП.

Сырьевой экспорт и корпорация перераспределения

Почему все эти явления именно у нас приобретают такие зверские масштабы и формы? (Любителям рассуждать о том, что в этом мы не одиноки, полезно лишний раз ознакомиться с нашими рейтингами, в соответствии с которыми Россия по качеству институтов и институциональной среды приближается к отсталой Африке и отстает от лидеров на полторы сотни пунктов.)

Все упирается в модель развития. Когда граждане, производящие национальное достояние, создают государство, чтобы решать общие проблемы, это один вариант. Здесь власть тоже пытается раздуваться, тянуть на себя одеяло и прочие постельные принадлежности, но постоянно упирается в контроль общества и в необходимость конкуренции за голоса избирателей. Не будешь вести себя прилично – завтра окажешься на вольных хлебах, а это не все умеют. Поэтому в развитых странах в средние и низовые структуры власти идут не самые умные и инициативные, а, наоборот, те, кто в открытом бизнесе не выживает.

Другой, прямо противоположный вариант – сырьевой, ресурсный, распределительный (то есть наш). Здесь государство самодостаточно, потому что занимается важнейшим делом – перераспределением сырьевой ренты, доходов от сырьевых продаж, от экспорта энергоносителей и металлов. А в условиях монополизации власти оказывается, что этим перераспределением занимается уже и не совсем государство, а институционально оформленная корпорация, у которой две взаимосвязанные задачи: перераспределять в свою пользу как можно больше, но делать это так, чтобы народ тоже получил минимальную долю, достаточную для предотвращения социального взрыва. Все та же советская логика минимальных гарантий. А дальше – исключительно искусство баланса, сочетания прикорма, массового поражения сознания и подавления зачатков протеста. Неудивительно, что тут почти половина страны за «стабильность».

Но в наших условиях есть еще один новый, дополнительный момент, который не просто мешает жить, но в конечном счете убивает и текущие инициативы, и саму перспективу какого-либо развития.

Беда в том, что перераспределения доходов от сырьевого экспорта не хватает на всю корпорацию, а тем более на ту часть общества, которая учится у власти и тоже пытается освоить паразитарные стратегии. Поэтому возникает второй пояс паразитарной бюрократии. Это бюрократия второго порядка: люди уже не просто эксплуатируют распределение ограниченных ресурсов и «естественные», неустранимые административные барьеры, но целенаправленно и искусственно создают новые, глубоко эшелонированные ряды таких барьеров. Если первый пояс просто берет «свое», «положенное», то второй вынужден еще и создавать лишние препятствия по принципу: мы вам будем больше мешать, чтобы вы нам больше платили, чтобы мы вам меньше мешали. Иначе никто не даст: не за что и не с чего. В итоге здесь также возникают свои «недра», только это уже поля не нефтяные, а предпринимательские – здесь выдаивают бизнес. Здесь так же стоят свои «качалки», так же выстраиваются свои трубопроводные системы перекачивания денег, в том числе с восходящими потоками. Здесь, как и в торговле энергоносителями, есть «транспорт» и «сервис». И точно так же как нефтяники губят скважины и целые поля, гоняясь за сиюминутной прибылью, эти добытчики всего полезного из недр деловой и вообще всякой человеческой активности медленно, но верно убивают то живое, на чем они, собственно, и паразитируют. Есть подозрение, что эти поля сворачивающегося, умирающего бизнеса иссякнут раньше, чем кончатся запасы нефти или хорошая нефтяная конъюнктура.

* * *

Теперь это уже стало для страны проблемой выживания. Причем проблемой почти неразрешимой. Надо срочно менять модель развития, но инстанции, которые хотя бы теоретически могли бы этим заняться, кровно заинтересованы в сохранении сложившейся модели. Рассчитывать тут на суицид, эвтаназию или хотя бы дауншифтинг не приходится: все это люди здоровые, деятельные и жизнелюбивые. Трудно рассчитывать даже на рациональное самоограничение: неизжитый хватательный рефлекс становится родом зависимости, щелкать клювом в этой среде равносильно потере лица.

Трудно представить себе, как эта коллизия могла бы разрешиться мирным путем. Развилка с каждым днем упрощается до предела: либо в стране рванет до того, как ей окончательно обрежут перспективы развития и выживания, либо это будет очередной тоннель в конце света. Это как раз тот случай, когда упоение «стабильностью» смерти подобно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
397
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
438
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
487
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
400

Другие новости