0
3561
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

23.10.2012 00:00:00

Собес безопасности

Валентин Роик

Об авторе: Валентин Дементьевич Роик- доктор экономических наук, профессор.

Тэги: старость, пенсия, смерть, общество


старость, пенсия, смерть, общество Гимнастика ума – залог активной старости.
Фото Ларисы Владимировой

Увеличение продолжительности жизни в развитых странах за последние 100 лет можно сопоставить с мощным спортивным рывком. Если еще в ХVII–ХVIII веках в большинстве европейских государств жизнь прирастала на 3–4 дня в год, то в прошлом веке прирост составлял уже 100–120 дней в год. Это привело к увеличению ожидаемой продолжительности жизни с 50 лет перед Первой мировой войной до 75 лет в настоящее время. А если жизнь становится длиннее, растет доля пожилого населения. Особенно рост этой доли людей заметен в странах Западной Европы и Японии, где доля пожилых за последние 50 лет увеличилась с 10% до 20% от общей численности населения. К 2020-му это будет уже 30%, а к 2050 году – 40%. То есть за нынешнее столетие удельный вес пожилого населения увеличится почти в 4 раза.

В России этот процесс протекает не столь стремительно, но все же достаточно быстро. За последние 50 лет доля лиц в возраcте 60 лет и старше увеличилась с 9,0 до 19,0%. Уже к 2025 году пожилые люди старше 60 лет составят у нас почти четверть от общей численности жителей России.

Ситуация вызовет качественные изменения в структуре населения и приведет к серьезным последствиям в экономической и социальной сферах. А это значит, что уже речь пойдет о «смене матрицы» организации жизнедеятельности людей.

Например, удлинение жизни означает высокие расходы на пенсионное обеспечение, здравоохранение и уход за теми, кто не может обслуживать себя самостоятельно. Проблема особенно обостряется в старших возрастных группах – после 75 лет, когда существенно возрастают риски заболеваний с так называемыми катастрофическими последствиями, вызывающими утрату способности к самообслуживанию, потерю памяти и т.д.

И хотя сегодня во многих странах доля пожилого населения составляет 20–25% от общей численности, на них приходится не менее трети, а то и 40% всех бюджетных средств, выделяемых на медико-санитарную помощь. Вот почему пенсионное обеспечение, медицинская помощь и социальное обслуживание в скором будущем станут крупнейшей расходной статьей бюджета в большинстве развитых стран.

Другими словами, совокупная доля расходов на материальное обеспечение и медицинское обслуживание пенсионеров, которые составляют в странах Западной Европы около пятой части населения, тратится примерно пятая, а то и четвертая часть ВВП. То есть на каждый процент доли пожилых людей там приходится 1% ВВП или даже несколько больше.

Теперь о финансовым обеспечении жизнедеятельности пожилых групп населения в России.

Доля пенсионеров в стране достигает 21,8% от численности населения. На пенсионное страхование расходуется 6% ВВП, на медицинскую помощь – 1,5%, на соцобеспечение – 0,5%. Но суммарно это не более 8,5% ВВП. А это в более чем в два раза меньше стандартов, применяемых экономически развитыми странами.

Планета социальных рисков

Увеличение периода пожилого возраста требует организации жизнедеятельности этих людей. И такую задачу предстоит решать государству, местным сообществам и на индивидуальном уровне с помощью государственных и личных стратегий.

Современное стареющее общество – это своего рода «планета социальных рисков»:

– для граждан – возникает опасность снижения уровня доходов в пожилом возрасте, рост рисков серьезных заболеваний с тяжелыми последствиями (с которыми им и их семьям в одиночку справиться весьма сложно, а зачастую просто не под силу);

– для общества – это потребность трансформации базовых институтов организации жизнедеятельности (другие модели занятости, пенсионного обеспечения и социального обслуживания);

– для государства – это необходимость изменения социального контракта поколений и поиска ответов на множество сложных вопросов (кому и по каким стандартам оплачивать старость, как организовывать медицинскую помощь и социальную интеграцию престарелым гражданам).

Сегодня пенсионная реформа обсуждается на всех этажах общества. Последний результат долгой дискуссии – «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». Важнейшими направлениями этой программы являются:

– привлечение дополнительных страховых источников для повышения сбалансированности пенсионного страхования и обеспечения приемлемыми размерами пенсий самозанятого населения;

– формирование страховых институтов профессиональных пенсий;

– корректировка финансовых механизмов накопительных пенсий.

Тем самым основной вектор преобразований направлен на отказ от модели отношений советского периода, основанных на доктрине «бесплатности» (алиментарности) для населения пенсионного обеспечения, когда 60% средств дотировалось из федерального бюджета. За 20-летний постсоветский период механизмы доходов населения и распределения произведенного продукта претерпели серьезные изменения. Существенно снизилась доля наемного труда, повысилась дифференциация заработной платы, многократно уменьшились налоговые, а значит, и бюджетные возможности государства.

Эти перемены потребовали качественных изменений. Прежде всего формирования институтов социального, корпоративного и личного пенсионного страхования. Объективная логика требует завершить переход к учету в пенсионном страховании интересов и возможностей отдельных категорий населения, на что и направлена Стратегия. В случае реализации этой меры пенсионная система России увеличит свой институциональный потенциал и станет развиваться активнее.

Стратегия есть. Как с деньгами?

Вместе с тем, на мой взгляд, Стратегия излишне лаконична. Она не раскрывает ряда принципиальных моментов для понимания этого развития. Было бы крайне важно разъяснить с помощью цифр и примеров роль и значимость важнейших факторов.

Проблемой номер один в системе пенсионного страхования России является устойчивая тенденция к быстрому старению населения. Если в 60-е годы на этапе завершения становления советской пенсионной системы доля пенсионеров составляла не более 9–10% от общей численности населения, то сегодня она почти удвоилась. А после 2030 года население России будет состоять из пенсионеров уже на 28–29%.

Разумеется, это потребует серьезного увеличения Пенсионного фонда России. То есть к 8% ВВП уровня 2010 года в 2030-м потребуется добавить еще 3,2%.

Кроме того, столь высокий удельный вес пожилых граждан вызовет необходимость повысить расходы на их лекарственное обеспечение, медицинские услуги и социальный уход, что потребует дополнительного увеличения расходов на 1,2–1,5 % ВВП.

В итоге затраты на пенсии, лекарства, медицинские услуги и уход, связанный только со старением населения, возрастут к 2030 году не менее чем на 4,5 % ВВП.

Второй крупной проблемой пенсионного страхования является изменение социально-трудовых отношений, приводящее к резкому снижению доли наемных работников, в общей численности экономически активного населения. Эта доля сократилась за последние 20 лет с 90 до 65%, с учетом того что численность наемных работников сокращается на 500–600 тыс. человек в год. Это существенно снижает объемы страховых ресурсов для пенсионного страхования, которые будут терять в доходах до 30 млрд. руб. ежегодно. Потому что по прогнозам доля наемных работников к 2030 году не превысит 55%.

Третье, что вызывает озабоченность, – недостаточно отрегулированная система заработной платы. Расчеты показывают, что примерно треть работающих в России при существующей величине зарплаты за всю свою трудовую деятельность не сможет заработать себе пенсию уровня прожиточного минимума. А еще около трети заработают такую, что ее размер не превысит 1,2–1,4 прожиточного минимума пенсионера.

Важно донести до сообщества предпринимателей, профсоюзов, СМИ и прежде всего до граждан простую истину: чтобы получать достойную пенсию, покупательная способность которой обеспечивает 2,0–2,2 прожиточного минимума пенсионера (около 14 тыс. руб. в месяц), необходимо ежемесячно на протяжении 38 лет вносить в Пенсионный фонд за каждого застрахованного работника не менее 7 тыс. руб. А это в настоящее время могут делать лишь 25% застрахованных лиц.

Четвертая проблема пенсионного страхования – низкий уровень понимания всеми слоями населения законов и условий эффективного функционирования этой системы. Больше всего мешают стереотипы, сложившиеся в советский период. Дело в том, что основным принципом социалистической системы была «бесплатность» пенсий для трудящихся. Он еще трактовался как принцип «алиментарности», что сформировало у россиян психологию социального иждивенчества. Социологические опросы все еще говорят о том, что подавляющее большинство россиян рассматривают пенсионное обеспечение как ответственность и обязанность исключительно государства.

Это во многом объясняет устойчивую современную тенденцию, когда работники в массовом порядке соглашаются с предложениями работодателей на «серые схемы» получения зарплаты. «Конвертная» плата за труд сегодня в среднем составляет не менее трети от официально регистрируемой величины. Потворствуя работодателям в недоплате в бюджет страховых платежей (а это примерно 1,5 трлн. руб.), такие работники не осознают, что тем самым они лишают и себя достойной будущей пенсии. По моему прогнозу, каждый шестой, а то и пятый пенсионер к 2030 году не будет обеспечен приемлемой страховой пенсией. Это вызовет резкое увеличение расходов на различные пенсионные дотации. Экспертные оценки увеличения таких расходов колеблются в диапазоне 1,5–2,0% ВВП.

Как застраховать будущее

Сегодня уже ясно, что крайне высокая дифференциация доходов населения и разные условия трудовой занятости потребуют перехода от универсальных систем пенсионного страхования и обеспечения к системам, учитывающим все эти различия.

А обеспечить финансовую устойчивость пенсионной системе России можно лишь на основе пенсионного страхования. Для этого надо вовлекать в этот процесс само население, предварительно установив жесткие законодательные правила, увязывающие объем взносов с размерами пенсий. Не менее важно установить законом предел возможностей для перераспределения страховых средств. Скажем, не более 25% от общего объема вносимых ресурсов. Сегодня же перераспределяется до 40–45% от общих расходов пенсионной системы, что, естественно, не позволяет ей эффективно работать и развиваться.

Возникла потребность в переходе от универсальной пенсионной системы к специализированным пенсионным институтам, позволяющим страховать различные группы трудящихся и граждан от специфических видов профессиональных, «северных» и других особенностей работы в условиях повышенной сложности и высоких рисков.

На мой взгляд, дифференцированная структура социального пенсионного страхования будет лучше учитывать природу и уровень различных видов социального риска. Перечень таких условий и рисков должен быть тщательно проработан и учитывать самые разные условия, в которых приходится работать тем или иным гражданам.

Это крайне важно для точного расчета финансовых средств, необходимых для страхования и более высокого уровня социальной защиты. Кстати, это поможет исключить скрытое перераспределение финансовых средств, которое гораздо легче производить при применении объединенных систем.


Человек не умирает, пока в нем живут детские радости.
Фото Reuters

«Старые кони» в поисках «борозды»

Для кардинального улучшения ситуации в пенсионной сфере чрезвычайно важен государственный подход к проблемам занятости самого пожилого населения, его трудовых доходов и пенсий, страхования лекарственного обеспечения и социального обслуживания людей преклонного возраста. Для этого, как мне кажется, в пенсионной стратегии должны активно развиваться следующие направления:

– стимулирование работодателей и работников к продлению трудовой жизни пожилых людей с помощью системы преференций;

– создание благоприятных условий труда для пожилых путем сокращения дневного или недельного рабочего времени, использование в работах с неполной занятостью, увеличение отпусков, приспособление характера выполняемых заданий к возрастным особенностям пожилых людей, регулярное наблюдение за состоянием их здоровья;

– совершенствование трудового законодательства о занятости пожилого населения, приведение законов в соответствие с международными нормами для данной категории работников,

– принятие закона против дискриминации по возрасту (по аналогии с законом, принятым в США еще в 1967 году), позволяющего последовательно применять к пожилым работникам принцип равных возможностей и равного отношения на рынке труда;

– стимулирование работодателей к созданию учебных центров подготовки пожилых работников.

Конечно, для проведения такой модернизации потребуется государственная программа вовлечения в трудовую деятельность лиц старших возрастов и формирования для таких групп рабочих мест. Не обойтись и без такой же программы по страхованию лекарственного обеспечения и социального обслуживания пожилого населения. Потребуются также нормативные (законодательные) и договорные формы повышения зарплаты пожилым работникам с поэтапным увеличением ее с учетом МРОТ и других финансовых, социальных нормативов.

Но многое может семья. Именно она несет основной груз заботы о пожилых родственниках: от элементарной помощи в быту до медицинской и социальной поддержки. Поэтому еще одним важным направлением государственные политики могли бы стать государственной подпрограммы помощи семьям со стариками, нуждающимися в длительном уходе.

Пишите письма докторам

Большинство людей, особенно в молодом и среднем возрастах, предметно не планирует свою будущую жизнь в старости. Лишь немногие из них имеют весьма смутные представления о том, с какими рисками им придется столкнуться. Меж тем пожилой возраст – это такая зона, где степень риска постоянно возрастает.

Это связано с тем, что в старших возрастных группах существенно возрастают риски заболеваний с тяжелыми и долговременными последствиями. По данным американских ученых, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, болезнь Альцгеймера и др. становятся реальной угрозой для каждого десятого в возрасте 70 лет (и старше) и для каждого пятого пожилого в возрасте 80 лет.

В материальном плане это колоссальные материальные затраты, обеспечить которые не в состоянии большинство пенсионеров и их семьи. Каких-либо значительных накоплений на старость большая часть россиян не имеет. Только у пятой части граждан страны есть личные сбережения, средний размер которых, например, в форме банковских вкладов, оценивается в 55–70 тыс. рублей. Для пожилых это, честно признаем, деньги на похороны.

Вот почему важными задачами выступает обеспечение граждан правдивой информаций о том, что их ждет в старости. Но знать мало. Нужно сформировать на государственном уровне медико-биологические механизмы и специализированные системы оценок рисков старости. О проблемах старости следует регулярно напоминать гражданам, воспитывать у них чувство «реальности присутствия повышенного риска» заболеваний в пожилом возрасте, в том числе с крайне тяжелыми последствиями. Известно, что ничто так не интересует людей, как их собственное самочувствие, а наиболее эффективным способом его достижения является личная программа действий. Поэтому медицинское просвещение населения, подготовку его к самостоятельной оценке признаков наступления инсультов, инфарктов, онкологических заболеваний, сахарного диабета и т.д. можно рассматривать как первый шаг в построении национальных программ оздоровления населения.

Примером эффективной практики с точки зрения организации национальных программ оценки состояния здоровья является стратегия, осуществляемая в США на протяжении последних 40 лет. Ее суть – в заполнении личных анкет о состоянии здоровья и направлении их с запросами (можно анонимными) в компетентные, независимые медицинские центры по оценке рисков заболеваний и получения индивидуальных рекомендаций.

Анкета, которая заполняется обследуемым, содержит вопросы демографического характера (возраст, состав семьи, наследственные болезни, привычки и образ жизни), дополняется медицинскими анализами, например, содержания холестерина в крови и другими лабораторными тестами. В 1990 годы в организациях США с численностью работников 750 человек подобную оценку проводило почти 70% работающих, а данное обследование осуществлялась более чем 220 государственными и частными медицинскими организациями страны.

Старость и гражданская оборона

В России же до сего времени отсутствует открытая и доступная статистика вероятности заболеваний по типичным и наиболее массовым видам болезней, по возрастным и профессиональным группам, продолжительности их лечения и финансовым затратам. Например, отсутствует доступная информация о вероятности заболеваний в старших возрастах онкологическими заболеваниями, заболеваниями системы кровообращения, лечение которых не предусмотрено программой медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Поэтому слабое понимание угроз заболеваний с точки зрения финансовых затрат, по сути дела, является самым большим тормозом в формировании института и культуры ОМС в стране.

Просвещать население по столь важным проблемам – значит обеспечивать конституционные права граждан на жизненно важную для них информацию. Для этого представляется целесообразным в каждом субъекте Российской Федерации вести статистику заболеваний и регулярно информировать население о рисках заболеваний.

Вообще надо сказать, что ожидания гражданами социальной поддержки со стороны государства весьма велики. Это подтверждают и социологи: при таком «иждивенческом стереотипе» участие молодых и «еще нестарых» граждан в системах личного страхования на случай старости крайне незначительно.

Поэтому стереотип ожидания ими помощи со стороны государства, города, муниципалитетов можно преодолеть только с помощью принципов соучастия в совместных программах социальной поддержки.

Как показывает опыт индустриально развитых стран, побудительные мотивы личного участия в солидарных видах взаимопомощи и даже в организации, например, личного страхования можно развивать только на основе обучения, публичного обсуждения типичных острых житейских проблем, освещения их в СМИ.

Увы, практика организации такой просветительской и учебно-воспитательной работы есть опять же в США и Великобритании. Там она называется «развитием сообществ» (community development), в Германии и Франции – «коммунальной социальной работой».

Это движение призвано инициировать и привлекать к организации соседской, районной и муниципальной социальной самопомощи и взаимопомощи широкие слои населения средних и старших возрастов, иногда молодых волонтеров. Это позволяет решать значительный круг проблем по помощи и уходу за престарелыми и хронически больными (зачастую одинокими) жителями. Социальный работник играет здесь роль организатора, чуткого менеджера и вдохновителя начинаний.

..Заключая, хочу сказать, что в XXI веке феномен старения населения требует комплексных решений как со стороны государства и общества, так и со стороны граждан, в том числе:

– использования разнообразных социальных практик включения пожилых людей в различные виды взаимодействий;

– формирования социальных институтов и публичных механизмов системы социальной поддержки пожилых людей и расширения геронтологических программ;

– применения методик личной оценки социальных рисков тяжелых заболеваний и утраты трудоспособности в пожилом возрасте.

Кроме этого, старение населения вызывает необходимость применения различных институтов доходов пенсионеров и их социальной поддержки. Важнейшим из них может стать: институт обязательного социального пенсионного страхования, в финансировании которого должны принимать участие не только работодатели, но и сами работающие.

Нам требуется и институт обязательного социального страхования по уходу (долгосрочный уход после тяжелых болезней), в финансировании которого тоже должны принимать участие не только работодатели, но и государство, а также сами работающие.

Наконец, институт завещаний и покупки аннуитета за счет сбережений и имущества граждан, контролируемый как государственными органами, так и общественными организациями пенсионеров.

Кто-то скажет, что это все несбыточно. Конечно, ничего не выйдет, если просто сидеть и ждать той старости, в которой не будет ничего, кроме бедности, болезней и тихого ожидания милости.

То ли государственной, то ли небесной…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2006
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2993
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2372
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2379

Другие новости