Вот что значит «вынести мозг» в прямом смысле. Фото Reuters
В одном из многих программных документов, которые я с надеждой читаю, в «Стратегии 2020» обнаруживаю вдохновляющую меня мысль о том, что конкуренция граждан за страну сменилась на конкуренцию стран за граждан.Это, мне кажется, принципиальный момент, который имеет колоссальное политическое, мировоззренческое значение. И вот почему.
Если мы говорим о мировой конкуренции, тогда наша концепция развития должна начинаться со стоимости труда. А это значит, что уже сами по себе расчеты на то, что мы с помощью дешевой рабочей силы обеспечим себе мировое превосходство – задача неверная. Потому что сегодня конкуренцию уже задает не только и не столько рабочая сила, сколько интеллектуальный потенциал.
При этом большое значение имеет фактор времени. Потому что тот, кто управляет будущим, управляет инновационным процессом, входом на рынок, привлечением талантливых людей и т. д.
Мы часто говорим, что в мире идет охота за умами. Да, идет. Я внимательно слежу за информацией по данной теме. Например, такое авторитетное в мире агентство, являющееся драйвером международной науки, как DARPA, еще лет пять назад заявило, что проблема поиска современных и эффективных инженеров, математиков, физиков стоит очень серьезно. Если сегодня она не решается, возникает угроза национальной безопасности любой современной страны. Хотя американские эксперты подразумевали прежде всего собственную.
И это говорят люди, которые ведут охоту за умами, начиная такой поиск со школ, с первого яркого проявления растущим человеком своих способностей.
У нас в «Сколково» иной подход – приди и предложи проект. На этом тоже можно что-то, точнее, кого-то выявить. В любом из вариантов важна персонификация. Она дает индивидуальный, а значит – эффективный отбор.
Когда мы говорим о статистике – сколько человек уехали из страны, сколько приехали, – подсчеты по выездам нужно отличать от потока по въезду гастарбайтеров и вести их по фамилиям, а не по числам.
Следующий мой тезис связан со сферой производства. В самих производственных мощностях сегодня в мире проблем нет. Проблема в идеях, людях и компетенциях. Когда я говорю о последних, сразу возникает вопрос о носителях этих компетенций. Сегодня в сфере высоких технологий (особенно IT-технологий) каждые полгода меняется модельный ряд выходящих на рынок продуктов.
Что это значит? А то, что образование, которое длится порядка пяти лет, к моменту завершения устаревает. Что должно делать? Разделить образование и обучение. Хорошему специалисту нужны фундаментальные знания, без них он не в состоянии осмыслить сущность сложных систем и принципов, на основе которых они создаются. Но компетенции по определенным технологиям и моделям продуктов – это вопрос уже не образования, а обучения.
Поэтому фундаментальное образование в вузах нужно вести в сторону фундаментальности. А профессиональное образование на уровне специализации приближать к производству, к тем технологиям, которые там сегодня являются актуальными и конкурентными.
Еще есть такое современное понятие, как технологический тренд. Здесь два сложных момента, которые необходимо иметь в виду. Ядром нынешнего технологического уклада сегодня являются четыре составляющие: нано- и биотехнологии, информационные и конвергентные технологии.
Когда мы говорим о биотехнологиях и основанных на них медицинских инновациях, то должны учитывать, что сегодня здравоохранение в развитых странах является не только социальной услугой, но и самым большим по объему сектором экономического оборота.
Четыре названные технологии определяют облик технологического уклада не только и не столько сами по себе, но прежде всего их синтез – конвергентные технологии. Без такого конвергентного подхода, без синтеза технологий невозможно выйти на уровень современной экономики.
По сути дела, эта программа развития конвергентных технологий, которая была разработана в свое время в США еще в начале нулевых годов, определяет основной тренд глобального научно-технического развития. Технологически развитые страны много делают в рамках этой концепции. Тем не менее в ней для нас есть ниша – когнитивные технологии. Это технологии моделирования мышления.
Их значение является существенным потому, что они являются интеллектуальной базой интеграции технологий. Это значит, что основой достижения технологического единства и развития конвергентных технологий являются универсальные знания. А здесь Россия входит в пятерку стран, у которых фундаментальные знания еще сохранились. И Москва является одним из мировых центров академического знания.
Я думаю, что свои надежды мы должны соотносить с реальностью и осторожно относить к кадровому потенциалу. А еще осторожнее – к реформе науки, при которой во главу угла ставится такое понятие, как эффективность. Причем в самом примитивном понимании.
В заключение о трех принципах по отбору талантливых людей, которые появились с легкой руки агентства DARPA.
Принцип первый. Потерять человека и идею страшнее, чем потерять деньги (у нас финансисты думают иначе).
Второе. Любая идея должна оппонировать традиционному подходу (сложившиеся школы идут по проторенной колее).
Третье. Структуры создаются под человека и его идею, а не структура ставится над человеком. Финансист и юрист не контролируют ученого, они ему помогают.
Хотелось бы, чтобы в России в отношении талантливых людей мы начали бы делать подобные шаги.