Защитник свободы Киберпространства иногда навещает мягкую пушистую реальность. Фото со страницы Джона Барлоу в социальной сети Facebook |
Когда в 1996 году в сенате США всего с пятью голосами против был принят законодательный «Акт о реформе телекоммуникаций», это очень не понравилось одному скандальному американцу. Он сразу понял, что в Сети за выражение «черт возьми» придется платить 250 тыс. долл. Во столько же, посчитал этот парень, обойдется выражение из любых семи грязных слов, запрещенных в радиоэфире...
И он решил дать сенату асимметричный ответ: «Это попытка ввести более ограничивающие принуждения на разговоры в Киберпространстве, нежели существуют в кафетерии сената, где я обедал и слышал красочные непристойности, употребляемые сенаторами Соединенных Штатов по разному поводу. Этот билль был принят для нас людьми, которые не имеют ни малейшего представления, кто мы есть или где ведется наш диалог. Как говорит мой хороший друг и редактор Луи Россетто, это все равно, если бы «неграмотный советовал вам, что читать».
Дальше шло выражение, которое я привести не могу, ибо оно ограничено уже российскими сенаторами.
Короче говоря, в ответ на «Акт о реформе телекоммуникаций» этот человек написал некую «Декларацию независимости Киберпространства». Под документом, который вскоре станет чем-то вроде библии виртуального мира, стояла подпись: «Джон Перри Барлоу, когнитивный диссидент, соучредитель Фонда электронной границы». Как оценил себя автор, текст был написан «с характерной для меня грандиозностью».
И он, кажется, был прав. Возьмем хотя бы начало «Декларации» (перевод Сергея Дацюка):
«Правительства индустриального мира, вы, утомленные гиганты плоти и стали, я пришел из Киберпространства, новой обители мышления. От имени будущего я прошу вас, тех, кто из прошлого, оставить нас наедине. Вас не звали к нам. Вы не имеете никакой власти там, где мы взрастаем.
У нас нет никакого избираемого правительства, мы не едины, так что я адресую вам не больше полномочий, чем те, которые свободой непосредственно всегда оговариваются. Я объявляю, что мы строим глобальное социальное пространство, чтобы быть естественно независимыми от тирании, которую вы стремитесь установить для нас. Вы не имеете никакого морального права ни управлять нами, ни обладать любыми методами принуждения, которого у нас есть действительный повод бояться.
Правительства получают полномочия из согласия управляемых. Вы его не спрашивали и не получали от нас. Мы не приглашали вас. Вы не знаете нас, вы не знаете наш мир. Киберпространство не находится внутри ваших границ. Не думайте, что вы можете строить его, как если бы это был проект общественной постройки. Вы не можете этого делать. Это – явление природы, и оно растет само по себе через наши коллективные действия.
Вы не участвовали в нашем огромном и растущем диалоге, вы не создавали богатства нашего рынка. Вы не знаете нашей культуры, нашей этики, наших неписаных законов, которые уже обеспечивают в нашем обществе больше порядка, чем могло быть получено от любого из ваших предписаний... Вы утверждаете, что у нас есть проблемы, которые вы должны решить. Вы используете эту претензию как оправдание, чтобы вторгнуться в наши владения. Многих из этих проблем просто не существует. Где имеются реальные конфликты, где имеются правонарушения, мы будем выявлять их, применяя к ним наши собственные средства. Мы формируем наш собственный Социальный контракт. Это руководство возникнет согласно условиям нашего мира, но не вашего. Наш мир иной.
Киберпространство состоит из трансакций, связей и непосредственных мыслей, выстроенных, подобно стоячей волне, в паутину наших коммуникаций. Это наш мир, который всюду и нигде, но он не там, где живут телесные существа».
Этого отрывка достаточно, чтобы понять: речь о новой идеологии или, если угодно, новой вере. Но мало ли их было в истории человечества?
Таких как раз не было. Это послание пришло, по сути, из нового мира. Конечно, с вершины 2015 года любой пользователь Интернета может сказать: «Да мало ли кто что может написать. Особенно что касается эпатажа. Сегодня в Интернете заявление и покруче перестает быть модным».
Написано и впрямь круто. И здесь нельзя не упомянуть еще об одном документе, о «Манифесте киберпанка». Его авторство приписывается некоему Кристиану Кирчеву. Там примерно та же самая идея свободы Киберпространства, но по сравнению с Барлоу это почти дистиллированная водичка. Даже странно, что сочинение Кирчева считают пародией на «Манифест хакера», написанный в 1986 году еще одним сетевым гуру – Ллойдом Блэнкеншипом. Но последний, носивший псевдоним Наставник, все-таки выписывал идеологию скорее криминальной профессии, нежели целого мира. Не зря же он арестовывался ФБР.
Панки – тоже если не профессия, то сообщество. Получается, что Джон Барлоу – самый радикальный анархист, если смотреть на него с позиции сенатского документа, против которого он выступил.
Ну, а насколько он отвязанный айтишник, которому реальный мир представляется редким занудством, это надо еще понять.
Джон Перри Барлоу родился в 1947 году в городке Джексон Хоул в штате Вайоминг, США.
Он жил на ранчо, занимался скотоводством. Писал тексты песен для группы Grateful Dead (что-то вроде «Благодарные мертвые»). В 1969 году с отличием окончил Уэслианский университет, специализировался на религиоведении.
Став соучредителем Electronic Frontier Foundation, он остается его сопредседателем до сих пор. Скорее всего Барлоу был первым, кто ввел в оборот термин Уильяма Гибсона «киберпространство» в том значении, какое мы сейчас используем. Джон был стипендиатом Гарвардского института политики, стипендиатом Центра Беркмана по изучению Интернета и общества при Гарвардской школе права.
Сегодня Барлоу специалист по проблемам виртуализации общества, компьютерной безопасности, интеллектуальной собственности в цифровом пространстве, а также эксперт по социальным и юридическим аспектам Всемирной сети.
Он много публикуется как в специализированных изданииях, так и в американских СМИ. Журнал Future Banker Magazine включал его в список «25 самых влиятельных людей в финансовом сервисе». Его мировоззрение и «Декларацию», в частности, анализирует Илья Быков в своей работе «Интернет-пространство как фактор формирования политических идеологий».
По Быкову, интернет-идеология носит следующие характерные черты: индивидуализм, представление о человеке как о нематериальном объекте или как минимум гражданине мира; антигосударственничество и антибюрократизм; свобода слова, переходящая в отрицание прав на интеллектуальную собственность.
«В таком виде, – делает вывод Быков, – интернет-идеология выступает в качестве продолжения идеологии либерализма или в качестве гиперлиберализма. Произошла некая адаптация либерализма к новым реалиям интернет-пространства. В своих крайних проявлениях интернет-идеология напоминает анархические учения».
Думаю, Барлоу не стал бы и на это возражать. Тем более что он после «Декларации» переполошил мир еще одним сочинением: «К теории информационной экономики». В нем Барлоу утверждает, что «постиндустриальная экономика напрямую копирует биологическое устройство жизни. То есть не придерживает информацию, а распространяет, не стабилизируется, а трансформируется. И основной средой для развития этой новой экономики является Интернет». (Перевод Елены Вагнер.)
Тут есть над чем подумать и о чем поспорить. Тем странам, которым их будущее кажется интереснее прошлого.
В маленьком разделе своего эссе, который назван «Золотой век иронии», Барлоу напоминает о том, что 2500 лет назад Гераклит высказал идею, что основным управляющим принципом во Вселенной было нечто, что он назвал энантиодромой – бесконечным процессом превращения вещей в свои противоположности. Или, как поясняет этот процесс Барлоу, «постоянный танец парадокса».
А дальше борец за свободу Киберпространства показывает «танец парадокса» на собственном опыте. «Когда я оставил скотоводство и начал искать для себя варианты будущего, которые позволили бы мне остаться в своем маленьком городке в Вайоминге, я предположил, что могу использовать Интернет, чтобы мой ум мог путешествовать по миру и зарабатывать деньги, пока мое тело остается в Пайндейле. Вместо этого теперь я нахожу, что мой ум всегда можно найти по адресу barlow@eff.org, в то время как мое тело путешествует по миру. Фактически из своего опыта я извлек идею, что Интернет сделает с авиатопливом то же, что персональный компьютер сделал с бумагой. И говоря это, я не имею в виду снижение его потребления…»
Чем не проповедь – как новых технологий, так и новой веры…