0
3647
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

27.03.2018 00:01:00

Торжество Емели

Русская вольница завоевывается в тихой борьбе за право нигде не работать

Ирина Самахова

Об авторе: Ирина Александровна Самахова – журналист.

Тэги: экономика, политика, общество, работа, занятость


экономика, политика, общество, работа, занятость «А ты все там же, оленей пасешь? Привет рогатым...» Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Из всех прав и свобод, дарованных российскому народу великой капиталистической революцией 1991 года, наименее заметна и слабо обсуждаема свобода не работать или делать это как можно меньше.

Принятый в апреле того же года закон «О занятости населения» отменил уголовную ответственность за тунеядство и ввел понятие «безработица» (такое приятное состояние, когда гражданин не работает, а государство за это ему еще и платит). Ну, с этим счастьем облом получился полный, прожить на российское пособие по безработице невозможно. Так зато официально не работать теперь разрешается. Никто не вправе спросить у человека, на какие средства он живет, а если есть подозрение о криминальном происхождении доходов, то это надо доказывать.

Видимо, имелось в виду, что при капитализме люди будут честно и много трудиться по найму или заниматься бизнесом, охотно платить государству налоги и соблюдать разумные законы. «Щаз!», как говорят философы в Рунете.

Какие чувства мы испытываем, когда читаем в полицейских сводках очередное сообщение «У неработающего К. угнали машину марки «Майбах»? Пожалуй, что смесь злорадства и восхищения: «Лопух Емеля, опять щукин подарок упустил!»

Не всем так везет, конечно. Большинство россиян все же вынуждены работать, но, судя по общим результатам, эти наши соотечественники не сильно рвутся повышать производительность труда. А уж уклонение от налогов – это вообще любимый вид спорта. Если российский гражданин вынужден всерьез трудиться, то предпочитает работать на себя, а не на родное государство.

До недавнего времени, пока бюджет пух от нефтяных доходов, правительство РФ не особо обращало внимание на то, чем занимаются подданные. Но когда припекло, решили этим поинтересоваться и прослезились. Еще в 2013 году вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в стране 45 (!) процентов трудоспособного населения занимаются неизвестно чем. В смысле не платят государству налоги. По мере углубления экономического кризиса эта цифра может только увеличиваться, ведь масса официальных предприятий разоряются и закрываются. Но люди чем-то живут, причем даже в так называемых моногородах, где закрылся единственный завод-кормилец.

Уж этот точно не будет пьян в доску.	Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Уж этот точно не будет пьян в доску. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Понятие «неработающие» все же слишком широко и явно включает в себя криминальные элементы. Какие могут быть налоги с воров или наркодилеров? Чтобы как-то выделить честных граждан, придумали слово «самозанятые». Недавно было решено вернуть их в правовое поле методом кнута и пряника – самозанятым пообещали налоговые льготы при добровольной регистрации и отлучение от пенсий и бесплатной медицинской помощи при уклонении от оной. Все это не произвело никакого впечатления на граждан – таинственная трясина самозанятости даже не колыхнулась.

Правительству с их вершины кажется, что не охвачена официальной занятостью только городская мелкая обслуга – сиделки да репетиторы. Но их точно не 20–30 миллионов, как по разным источникам оценивается количество неучтенных тружеников. Кто же остальные? На этот вопрос пытаются ответить социологи, работающие под эгидой частного фонда социальных исследований «Хамовники». С их подачи в научный и публицистический оборот вошли «отходники», «гаражники» и «промысловики», были описаны «распределенные мануфактуры» и «распределенная занятость».

Тут важно понять, что граждане не от хорошей жизни уходят в трудовое подполье. Официальный уровень безработицы в РФ удивительно низок, но это лукавые цифры, за которыми скрывается отложенное банкротство многих предприятий. Они держатся на плаву только потому, что платят работникам зарплату, на которую нельзя прожить. Отсюда берутся семьи с двумя работающими взрослыми, которые не могут прокормить двоих детей, потому что оказались за чертой бедности. И выбор у них – или окончательно пойти на дно, или искать возможности заработка за пределами бессмысленных заводов.

Кто-то сразу проваливается в доисторическую эпоху охоты и собирательства. Кто-то смог зацепиться чуть выше по оси времени и занимается примитивным сельским хозяйством. Еще выше закрепились «отходники» – жители сел и малых городов, которые надолго уезжают на заработки в Москву и другие крупные города. Умелые бригады костромских крестьян-плотников словно сошли с картин передвижников, да и заняты вечным делом – рубят дома и бани в ближнем Подмосковье. Осколки советской индустриальной эпохи – «гаражники», промышляющие кустарным производством в личных гаражах и на частных подворьях. Ходят легенды, что эти мастера могут сделать вообще все что угодно – хоть реактивный самолет, но в одном уникальном экземпляре. Делать серию им неинтересно, как уверяют исследователи, и за деньгами мастера не гонятся, финансовую отчетность презирают, а более всего ценят свою репутацию и восторг коллег и клиентов. Фининспекторы в такие гаражные кооперативы не заглядывают, а если надумают, то станки и готовая продукция тут же спрячутся под землю, в тайные недра «гаражей».

Научный руководитель фонда «Хамовники» Симон Кордонский предостерегает от того, чтобы подобную деятельность называли предпринимательством. Никаким приумножением капитала герои его исследований не занимаются, а ведут типичную промысловую деятельность, не нацеленную на извлечение прибыли. Впрочем, по Кордонскому, и банки в России занимаются совсем не тем, что декларируется. Не бизнесом. Но это так, к слову.

По справедливости следовало бы оставить в покое с трудом выживающих самозанятых граждан. По крайней мере до тех, пока не будут созданы обещанные 50 миллионов высокооплачиваемых рабочих мест. А то прижмет самозанятых государство, а они возьмут и зарегистрируются не предпринимателями, а безработными (которыми, по сути, и являются). 30 миллионов безработных за раз – и вся российская экономика поплывет кверху тапками.

У пытливых социологов впереди новые горизонты – исследование по-настоящему современных промыслов, связанных с использованием Интернета и социальных сетей. Наше государство только планирует осваивать цифровую экономику, а продвинутые самозанятые граждане плавают там, как рыба в воде. Вот, к примеру, популярная отрасль фриланса – нейминг. Одно точное слово, пригодное в качестве названия фирмы, – 10 тыс. руб. Про такой заработок наши деды говаривали: «как палкой сбил». Интернет-магазины сейчас не создает только ленивый, а засечь эту деятельность в океане информации не так просто. Еще сложнее – обнаружить операции с криптовалютами. Вообще не оставляют материальных следов киберспорт и прочие сетевые игры для взрослых мальчиков, а вращаются там огромные деньги. Причем владельцы такого интернет-предприятия и физически скорее всего недоступны для налоговиков: сегодня катаются на лыжах в Швейцарии, а завтра греют пузо на пляже во Вьетнаме. Кстати, эта теплая страна придумала, как получить свой шерсти клок с неуловимых фрилансеров. Там на всем побережье доступен бесплатный высокоскоростной Интернет, и теперь туда на всю зиму слетаются толпы молодых людей с ноутбуками и обеспечивают заработками местный малый бизнес.

Новая цифровая экономика вообще норовит развиваться поверх государственных границ, что вызывает уныние даже у руководства развитых стран, что уж говорить о России. Многие правительства пытались прищучить Uber и Airbnb за то, что они предоставляют возможность комфортного нелегального заработка владельцам автомобилей и квартир. Но сами компании платят налоги по месту регистрации и свою вину не признают. Единственный выход для правительств – создавать у себя привлекательные условия ведения бизнеса, чтобы увесистые интернет-мотыльки приземлялись на их поляны. Тут Россия совсем не блещет, и перспективные «цифровые промыслы» с российскими корнями предпочитают регистрироваться в более благоприятных странах. Яркий пример – интегратор Aviasales с миллиардными оборотами, который начинался как страница в личном блоге своего создателя Константина Калинова. Компания уже давно зарегистрирована на Пхукете. А сетевая молодежь вообще не утомляет себя формальными процедурами регистрации – к примеру, группа молодых российских фрилансеров практически постоянно живет на одном теплом острове в далеком океане и туда же приглашает на платные обучающие курсы ровесников из России. Такой вот уютный промысел поверх границ. Людям нового века они вообще только мешают и в туманном будущем наверняка будут посланы на три буквы.

Увы, сограждане не хотят надрываться на строительстве капитализма, а норовят жить играючи. Об этом, мне кажется, свидетельствуют итоги президентских выборов: россияне проголосовали за продолжение банкета.

Выбрали возможность как-то существовать, особо не напрягаясь. Не как в Эмиратах, конечно, но в этом русле. Жили и продолжим жить за счет нефти: она наполняет бюджет и карманы бюджетников, она помогает существовать немногочисленному бизнесу, финансируя потребителей его услуг, она приносит валюту и возможность покупать все то, над чем бьются лучшие умы человечества – лекарства, автомобили, всякие шмотки и девайсы. Можно в России и подлечиться за так, и чадо выучить за счет бюджета, а по сравнению с Москвой любая мировая столица выглядит бедновато. Да, начальство присваивает львиную долю нефтяных доходов, но ведь добрый ВВП сделал так, что и людям кое-что перепадает. Как говорится, никогда россияне так хорошо не жили – какой же дурак откажется? Тем более что альтернативы пугают. Оппозиционные патриоты-имперцы обещают отнять у сограждан бюджетные плюшки и отправить трудиться на заводы великой империи, которые могут быть построены только за счет упразднения социальных расходов государства. Что чревато тяжелой подневольной работой для миллионов, а то и посмертной медалью «За отвагу» на какой-нибудь маленькой победоносной войне. У Путина в так толком и не обнародованной программе все эти прелести тоже присутствуют, но в гомеопатических дозах по сравнению с планами усачей. Последним противостоят оппозиционные либерал-экономисты с унылыми мантрами о необходимости непопулярных реформ, повышении производительности труда, повышении пенсионного возраста, а то и вообще отмены пенсий. Ну-ну. С такими мыслями нельзя прийти к власти в России демократическим путем. То ли дело у Владимира Владимировича радостные перспективы – внезапное процветание, цифровизация экономики, кузькина мать, все на Марс! Русский мужик, он если и дурак, то Иван, точнее Емеля, знающий толк в лежании на печи и в халяве. Дальше ближайшего отпуска не планирует ничего вообще. Кончится нефть – начальство еще что-нибудь придумает. Единово живем!

Новосибирск


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
1382
Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Анастасия Башкатова

Демографический вызов меняет взгляд на старшее поколение

0
1855
Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
1317
Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
1448

Другие новости