0
993
Газета Учебники Интернет-версия

09.08.2001 00:00:00

Блуждание русской мысли

Тэги: Солнцев, философия


Русская философия: Имена. Учения. Тексты: Сб. / Сост. Солнцев Н.В. - М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001, 496 с.

ОДИН из выводов многовековой истории философии, главным образом западной: философом стать нельзя! Им нужно родиться. Эту же мысль выразил в свое время Михайло Ломоносов словами: "Многознание уму не научает". Отрывки из его "Физической диссертации о различии смешанных тел" в книге, составленной Н.В. Солнцевым, есть, а вот понимания, похоже, нет.

Русская философия - вещь довольно своеобразная. Стройных систем она, за редким исключением, никогда не строила (Владимир Соловьев, пожалуй, единственный пример, да и то его учение стало системой в противовес Гегелю с его диалектикой). Все остальные были скорее мыслителями, нежели философами. Это не плохо и не хорошо, это специфика "русской души" и национального характера. Все мы так или иначе в душе хоть немножко Обломовы и Маниловы. Поэтому, когда русскую мысль, веками блуждавшую на бескрайних просторах Родины и пытливого русского ума, пытаются упорядочить и придать ей хрестоматийный характер, получается совсем не то, что задумывалось.

Во-первых, слишком условным кажется помещение мыслителей в те или иные главы. Глава "XIX век - расцвет отечественной философии" представлена Чаадаевым, Хомяковым, Киреевским и Герценом. Но неужели это весь расцвет? Тем более что в следующей главе "Русская религиозная философия" представлено 10 философов. Любой студент, которому адресовано это пособие, задумается над такой несправедливостью по отношению к расцвету мысли. Последняя глава "Марксистская философия в России" тоже выглядит довольно странно. Согласно авторам, Лосев был философом религиозным, а Мераб Мамардашвили и Михаил Бахтин - философами-марксистами. И студенты сочтут такую диспозицию единственно верной и возьмут на вооружение.

Во-вторых, остается непонятен принцип отбора персоналий в данную хрестоматию. "Веховцы", сменовеховцы, евразийцы, космисты, русская социология, академическая философия и многое другое удостоены лишь кратких упоминаний во вступительных статьях. То есть никаких отрывков из произведений Устрялова, Трубецкого, Савицкого, Вернадского, Федорова, Сорокина, Юркевича или Гумилева вы не увидите и не прочитаете. А то, что прочитаете, далеко не всегда дает осознание того, о чем, собственно, думал, чем терзался тот или иной философ. К примеру, как известно, тема пола была для Розанова одной из центральных. В 500-страничной книге данному вопросу уделено меньше одной страницы, да и из того, что там написано, остается совершенно непонятным, что это Василий Васильич так страдал и убивался всю жизнь по этому поводу. Изложение скорее походит на статью из словаря "Сексология" года эдак 1980-го.

И это главная претензия: тексты подобраны неудачно. Надо было бы руководствоваться иными принципами: как студенту, не знакомому со всем корпусом произведений мыслителя, попытаться осветить его творчество с наибольшей и всесторонней объективностью. Да и вступительные статьи к главам написаны, надо сказать, туманно: заплутать в них проще простого.

Так что стройно изложить бытие мысли на Руси опять не удалось. Зато есть повод для дальнейших попыток.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1461
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1666
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1772
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4085

Другие новости