Бумажный самолетик – символ борьбы за свободный Интернет. Фото Reuters
В апреле 2018 года случилось то, о чем так долго предупреждал Роскомнадзор. Он начал блокировать IP-адреса мессенджера Telegram. За первую неделю, начиная с 16 апреля, было заблокировано более 18 млн адресов.
Согласно «закону Яровой», который вступил в силу с июля 2018 года, все операторы телекоммуникационных услуг должны хранить записи телефонных сообщений и интернет-трафик клиентов на протяжении полугода. Таким образом, Telegram был должен хранить ключи, которые позволяют расшифровывать переписку пользователей, и по требованию предоставлять их ФСБ. Руководство Telegram неоднократно отказывалось это делать, называя требования ФСБ неконституционными и невыполнимыми, так как ключи хранятся у самих пользователей, а не на серверах. Сооснователь мессенджера Павел Дуров даже в шутку разместил в одной из соцсетей фото связки ключей, которые он готов передать.
В случае с Telegram вновь столкнулись две и без того конфликтующие логики: логика безопасности и ответственных за нее органов и спецслужб, с одной стороны, и логика свободы, в том числе и права на тайну переписки, с другой. Спецслужбы и выражающие их интересы депутаты и сенаторы считают, что бесконтрольные мессенджеры опасны, потому что ими могут пользоваться террористы. Критики этой позиции, в свою очередь, заявляют, что террористы могут использовать что угодно, от телефонов до автомобилей, и это повод для органов безопасности менять методы работы, делать их более современными, а не облегчать себе жизнь.
Как бы то ни было, Роскомнадзор ударил по Telegram. Однако Интернет и те, кто умело им пользуется, в очередной раз оказались проворнее государства. Сам Павел Дуров очень быстро обучил пользователей технологиям обхода блокировки, многие их освоили, и в результате мессенджер в России продолжил работать практически бесперебойно. Когда пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова спросили, как он относится к блокировке Telegram, он сообщил журналистам, что у него… все работает.
Можно было лишний раз убедиться в том, что элита неоднородна, и люди со спецслужбистским менталитетом, силовики – лишь влиятельная группа во власти, а вовсе не вся власть. Тех, кто ценит современный стиль жизни, комфорт, технические новинки, удобство коммуникаций, считает это неотъемлемой частью своей жизни, достаточно. Telegram для них остался удобным способом получать и делиться информацией. Блогеры, журналисты, публичные люди по-прежнему размещают рекламу на своих Telegram-страницах и зарабатывают на этом.
Действия Роскомнадзора часть граждан так или иначе восприняла как покушение на личную свободу. 22 апреля в разных городах страны прошла акция в защиту свободного Интернета. Участники запускали (в том числе и из окон) бумажные самолетики – символ Telegram. Массовую акцию «За свободный Интернет» разрешили в центре Москвы, она прошла 30 апреля и собрала, по некоторым данным, до 12 тыс. участников. А дискуссия вокруг подчинения соцсетей и мессенджеров требованиям российских властей продолжается – теперь поговаривают о WhatsApp и Facebook.
комментарии(0)