Фото сайта newkuban.ru
Версия руководства Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) о причинах разлива нефти под Новороссийском по сути опровергнута вице-премьером Викторией Абрамченко. Основной причиной происшествия, случившегося в Черном море 7 августа, она назвала отсутствие капитального ремонта объекта КТК. В компании упорно заявляют о разливе как о малозначительном происшествии, хотя эксперты и аналитики утверждают: с самого начала было понятно, что ЧП оказалось существенным и возмещение ущерба может дорого обойтись консорциуму.
Как уже сообщала “НГ”, выброс нефти недалеко от поселка Южная Озереевка произошел 7 августа при погрузке сырой нефти на судно Minerva Symphony через выносное причальное устройство с терминала КТК. Каспийский трубопроводный консорциум – международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний. Он создан для строительства и эксплуатации трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. Казалось бы, такая компания должна серьезно относиться к своим объектам, особенно тем, что могут стать причиной экологической катастрофы, однако в правительстве обнаружили совсем другую ситуацию. “То, что случилось, в качестве основной причины на этом объекте было связано с многолетней эксплуатацией без капитального ремонта”, – утверждает Абрамченко, которая сообщила, что масштабы нефтеразлива пока не определены. Росприроднадзор оценивает, сколько нефтепродуктов попало в Черное море и сколько было собрано в виде смесей нефтепродуктов вместе с водой.
Между тем, определение масштаба такого ЧП в кратчайшие сроки - наиболее важная задача для чиновников, сотрудников правоохранительных и природоохранных ведомств. Однако пока они почему-то медлят с оглашением конкретных цифр.
В КТК же с момента происшествия пытаются представить разлив как какую-то мелкую утечку, а также снять с себя ответственность за произошедшее. В частности, гендиректор Каспийского трубопроводного консорциума Николай Горбань сообщал, что основной причиной разлива нефти может быть заводской брак гидрокомпенсатора выносного устройства для погрузки нефти на танкер. По скромным подсчетам КТК, загрязнены были 200 кв. м акватории Черного моря. А вот по данным Института космических исследований РАН, площадь разлива нефти составляет 80 кв. км – в 400 000 раз больше, чем оценила КТК - причем, ученые оценивали масштаб ЧП используя снимки со спутника.
Нельзя сказать, что в причинах ЧП не пытаются разобраться. Сразу после аварии Следственный комитет, как пишет РБК, возбудил дело по статье о загрязнении морской среды (ч. 1, ст. 252 УК), однако чуть позже его переквалифицировали на более тяжкий состав преступления по ч. 2 той же статьи — загрязнение морской среды, причинившее существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде. Кроме того, в Росприроднадзоре сообщали о возбуждении административного дела из-за нарушения требований к охране водных объектов, которое повлекло их загрязнение (ч. 4 ст. 8.13 КоАП). Глава Росприроднадзора Светлана Радионова через несколько дней после ЧП написала в Instagram, что ситуация с разливом нефти под Новороссийском контролируется ею лично: «Пробы воды уже отобраны и будут изучены на предмет загрязнения нефтепродуктами. Оцениваем реальные масштабы загрязнения».
Но уголовные дела не помогут очистить природную среду, нужно максимально быстро определить виновного и привлечь его к ликвидации последствий ЧП. С учетом заявлений Виктории Абрамченко, не лишней будет и проверка остальных объектов консорциума. Если есть проблемы с капремонтом, значит утечки или выбросы могут случиться и в других местах. У России в консорциуме доля в 24%, остальное - у акционеров из разных стран, многие из которых могут быть совершенно равнодушны к состоянию экологии РФ, да и любой другой страны, в которой они не живут.
А ведь, судя по заявлениям экологов, у них к КТК уже возникали вопросы, связанные с отношением к природе. Еще в 2007 году эко-активисты пытались добиться от компании внимания к состоянию окружающей среды. «Консорциум работает уже несколько лет и работает, по моему мнению, с вопиющими нарушениями требований российского законодательства, – рассказывала тогда член Общественного совета по экологической безопасности при администрации Новороссийска Татьяна Трибрат. – Вы знаете, что КТК так и не получил разрешение на строительство своей трубопроводной системы? Для этого нужно было получить положительное заключение федеральной экологической экспертизы проекта. Этого решения нет, но это не помешало им приступить к строительству и благополучно его завершить. До сих пор на руках у КТК только разрешение на продолжение разработки ТЭО проекта. Поэтому все объекты КТК в Новороссийске – обыкновенный самострой. Кроме того, КТК построен в зоне реликтовых, занесенных в Красную книгу можжевеловых лесов, которые были сняты вместе с грунтом во время прокладки трубопровода. Мало того, КТК в свое время удалось добиться того, что уникальные леса, через которые прокладывали трубу, перевели из первой категории в леса промышленной категории. Вот так просто удалось уничтожить заповедное место». Сейчас Трибрат высказывала предположение, что руководство КТК может занижать объемы разлива нефти. «В Новороссийске подобная ситуация произошла в 1998 году: случился разлив нефти на Шесхарисе. Виновник разлива нефти так же лгал. Главное сейчас — добиться правды и подсчитать реальный ущерб», — говорит экоактивистка.
Глава направления «Климат и энергетика» «Greenpeace России» Василий Яблоков утверждает, что в РФ нефтеразливы являются системной проблемой и связаны с низким уровнем обновления инфраструктуры, нежеланием нефтяных компаний вкладываться в модернизацию: “Так, например, некоторые объекты эксплуатируются со времен Советского Союза. Нефтяные компании экономят на модернизации и тем самым снижают себестоимость добычи, а значит — повышают прибыль. Штрафы за экологические нарушения все еще остаются крайне низкими и не мотивируют компании соблюдать высокие экологические стандарты”.
Эксперт отмечает, что прецедентом для работающих в России бизнесменов стал огромный штраф в отношении „Норникеля“, дочка которого в результате разлива нефтепродуктов заплатила за нанесение экологического ущерба беспрецедентную для РФ сумму в 146 млрд руб. Компания добросовестно отнеслась к своим обязательствам и приложила максимальные усилия для того, чтобы минимизировать последствия ЧП. Многие участники рынка сделали правильные выводы и провели аудит своих систем, начали уделять больше внимания их диагностике и своевременному восстановлению.
Тем не менее, КТК, как можно предположить, эта громкая история ничему не научила - ведь судя по словам Абрамченко основной причиной разлива нефти под Новороссийском 7 августа стало отсутствие капитального ремонта объекта.
“Если верить официальной версии, то речь идет примерно о 10 т [нефти]. Но если опираться на данные ИКИ РАН, то объем может составить вплоть до 5000 т, а это уже загрузка небольшого танкера», – отмечал директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин, по подсчетам которого, ущерб от ЧП в море в зависимости от масштаба может достигать до 5 млрд руб. Отвечать за разлив, судя по обстоятельствам аварии – неисправности на ВПУ, – придется именно КТК, полагает советник юридической фирмы Orchards Азат Ахметов, по словам которого, именно объем попавшей в воду нефти будет иметь решающее значение при расчете размера ущерба. Между тем, как подсчитали СМИ, нефть на терминале КТК подается на танкеры со скоростью 5 тыс. тонн в час, то есть примерно 1,5 тонны в секунду. По самым осторожным оценкам, в воду могло попасть не менее 100 тонн нефти, причем некоторые специалисты считают, что речь может идти о более, чем 300 тоннах. С учетом этих подсчетов и мнения экспертов становится понятно, почему представители консорциума так старательно делают вид, что выброс был минимальным. Ведь честно платить за нанесенный экологии вред пока готовы только действительно ответственные перед Россией и обществом компании.
комментарии(0)