Фото Виктора Чернышова
15 декабря Общественная палата РФ провела круглый стол на тему «Цифровые технологии как способ совершенствования уровня безопасности на автомобильных дорогах». Участники обсуждения – депутаты Госдумы, руководители профильных органов исполнительной власти, эксперты, представители бизнеса, отраслевых и общественных организаций – высказались в поддержку законопроекта, который призван закрепить правовую основу предрейсовых медицинских осмотров водителей с использованием дистанционных технологий. В разработке законодательной инициативы приняли участие Министерство здравоохранения Российской Федерации, Минтранс, Минэкономразвития, МВД, комитеты Государственной думы.
В России водитель – самая массовая профессия. Порядка 7 млн наших сограждан ежедневно выходят на работу, где управляют общественным транспортом, такси, персональными автомобилями.
Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий продолжает оставаться одной из главных проблем транспортной сферы России. Согласно отчету Научного центра безопасности дорожного движения, каждое девятое ДТП (11,5%) произошло с участием водителей с признаками алкогольного опьянения, причем в этих ДТП погиб каждый пятый (21,9%) от общего числа погибших на дорогах страны. Эти цифры наглядно иллюстрируют значение обязательных медосмотров водителей перед выходом в рабочую смену или в рейс для обеспечения безопасности движения и сохранения человеческих жизней.
«Мы как пользователи услуг должны быть максимально спокойны за то, что сделано все, чтобы водитель автотранспорта, который везет нас, был максимально здоров, и чтобы было как можно меньше аварий из-за плохого состояния водителей», – объяснил свою позицию Игорь Ананских, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, один из инициаторов законопроекта.
То, как сегодня во многих случаях (если не в большинстве) проводятся предрейсовые медосмотры водителей, не позволяет обеспечить надежный контроль и недопуск за руль тех, чье состояние здоровья представляет реальную угрозу для пассажиров и других участников дорожного движения. Даже в крупных транспортных кампаниях медосмотры часто проходят формально – без участия квалифицированных работников или вообще только «на бумаге».
Генеральный директор компании по разработке специальных технологий по оптимизации медицинских осмотров Сергей Чинилов поделился результатами анализа существующей практики: «В труднодоступных местах часто очень тяжело провести квалифицированный осмотр. Есть и формальный подход — только штамп о допуске и запись в журнале. Часто можно «договориться» с медработником о разрешении. Да и на самих медработников зачастую оказывается давление со стороны администрации. У медицинских специалистов при осмотрах очень много ручной работы по ведению журналов, на которую тратится рабочее время. И как результат – повсеместная запись в журнале, что у всех водителей давление 120 на 80».
Еще хуже обстоит дело на малых предприятиях, поскольку они порой просто не имеют финансовой возможности держать в штате или привлекать по договору специалистов необходимой квалификации.
Основное преимущество применения программно-аппаратных комплексов для дистанционных медосмотров состоит в возможности практически со стопроцентной вероятностью гарантировать качество оценки состояния водителей и исключить влияние человеческого фактора. Благодаря инновационным технологиям и специализированному оборудованию компания может из центрального офиса предоставлять контролирующим органам четко зафиксированные записи результатов осмотров всех своих сотрудников, так что отпадает необходимость направлять проверяющие комиссии на места, в т.ч. в удаленные и труднодоступные населенные пункты, где больше всех объективных и субъективных предпосылок для нарушений.
Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Дмитрий Хубезов – один из инициаторов законодательного оформления практики дистанционных медосмотров водителей с использованием цифровых технологий – отметил: «Основная цель этого законопроекта – обеспечить безопасность дорожного движения путем более тщательного контроля за состоянием здоровья водителей, чтобы максимально снизить риск ДТП. Более того, это наверняка повысит экономическую эффективность предприятий».
«Прочный юридический фундамент в виде закона о возможности дистанционных предрейсовых медосмотров водителей – это серьезный шаг в развитии цифровых технологий в сфере автоматизированных медицинских осмотров сотрудников, которые помогают повысить производительность и эффективность бизнеса и более того – выявить группы риска профессиональных заболеваний. Но главное – принятие закона будет способствовать уменьшению аварийности на дорогах, сохранению человеческих жизней и повышению уровня здоровья сотрудников», – считает председатель совета директоров компании MedPoint24 Олег Краус.
На местах практика дистанционных медицинских осмотров набирает популярность. Этот факт также говорит о том, что момент для принятия соответствующего закона созрел. Об успешном региональном опыте рассказал на круглом столе в Общественной палате главный внештатный специалист Минздрава Республики Башкортостан по телемедицине Салават Хасбиев: «Мы сумели нарастить объем услуг телемедицины. И сейчас сторонников этих технологий становиться в Республике все больше и больше. Если в начале года было около тысячи дистанционных медосмотров, то сейчас уже восемь тысяч».
Замминистра здравоохранения Российской Федерации Павел Пугачев высказал позицию своего ведомства следующим образом: «Нормативное регулирование телемедицинских технологий было заложено в 2017 году. За эти годы практика позволила отработать все организационные и технологические механизмы для проведения телемедицинских консультаций. За 2020 год 1,7 млн человек находились на дистанционном мониторинге здоровья и было оказано 7 млн консультаций. Уже есть зарегистрированные медицинские изделия, которые позволяют удаленно проводить предрейсовый медосмотр водителей. Законодательно и организационно мы находимся на очень высокой стадии. Все сложилось для того, чтобы перейти к закреплению этих норм в законодательстве и в практической реализации».
Модератор дискуссии, член Совета Общественной палаты РФ, председатель Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов отметил: «Президент страны дал поручение о разработке автоматизированных дистанционных осмотров водителей и нормативной базы для их внедрения. Все новые технологии, которые мы имеем, должны своевременно внедряться и использоваться на благо наших граждан».
Итоги обсуждения легли в основу резолюции круглого стола, поддержанной всеми участниками. В ней зафиксировано общее понимание, что внедрение цифровых технологий в процессы медицинских осмотров в полной мере совпадает с общественными интересами и повышает безопасность дорожного движения, снижает производственные риски и производственные затраты.
комментарии(0)