0
16560
Газета Общество Интернет-версия

24.05.2022 19:26:00

Кризис – самое время развивать велоинфраструктуру

Восемь причин, по которым нужно обратить внимание на немоторизованную активность именно сейчас

Сергей Шелмаков

Об авторе: Сергей Вячеславович Шелмаков – кандидат технических наук, доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Тэги: здоровье, внутренний туризм, немоторизованная мобильность, велоинфраструктура, затраты


В свете событий, связанных как с увеличением риска распространения инфекционных заболеваний, так и с накалившейся до предела международной политической обстановкой, в России все актуальнее становится идея развития немоторизованной мобильности. Давайте рассмотрим почему.

Во-первых, потому, что немоторизованная мобильность сама по себе является наиболее экономически эффективным видом перемещения на небольшие расстояния, а также способствует существенному повышению рентабельности массового общественного транспорта. В условиях спада экономики бюджетные средства следует расходовать наиболее эффективно. Велосипедный транспорт гораздо эффективнее автомобильного как в транспортном отношении, так и в энерго-экологическом. Особенно сильно это проявляется при симбиотическом объединении преимуществ велотранспорта и массового общественного транспорта.

Во-вторых, в условиях возросшего психологического напряжения, связанного с переживаниями людей по поводу происходящих в мире событий, следует ожидать усиления у людей проблем медицинского характера. Стресс провоцирует заболеваемость. А велосипед прекрасно зарекомендовал себя в качестве «машины здоровья», способствующей активной профилактике многих заболеваний и снятию психологического стресса. Опять же хорошо известно, что профилактика всегда дешевле и эффективнее собственно лечения – согласно многочисленным исследованиям, каждый рубль, вложенный в развитие немоторизованной мобильности, позволяет сэкономить от 3 до 9 руб. в сфере здравоохранения.

104-7-02-650.JPG
Потенциал (пасс./ч) пропускной способности 3,5-метровой полосы проезжей части
при 100-процентном заполнении транспортных средств.  Иллюстрация «НГ»
























  В-третьих, затраты на создание велоинфраструктуры существенно ниже, чем на создание автомобильной инфраструктуры. Так, подобные затраты для загородных четырехполосных автомагистралей имеют следующий порядок: в Китае – 3–5 млн долл./км, в США – 4–6 млн долл./км, в Германии – 9–15 млн долл./км, в России – 27–29 млн долл./км. Городские автомагистрали обходятся гораздо дороже: в США – 30–60 млн долл./км, Московская кольцевая автодорога (МКАД) – примерно 100 млн долл./км, московское Третье транспортное кольцо (ТТК) – примерно 117 млн долл./км, центральная часть Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге – примерно 171 млн долл./км, московские «хорды» – примерно 300 млн долл./км. Для сравнения: стоимость сооружения в городе защищенной велополосы составляет около 0,3 млн долл./км, а выделенной двухполосной велодорожки премиального качества – примерно 1 млн долл./км.

Затраты на сооружение отдельных особо сложных элементов дорожной инфраструктуры в городах еще выше. Исходя из данных открытых источников, трехполосный, с двумя выходами, с проходом под путями железной дороги Алабяно-Балтийский тоннель обошелся бюджету Москвы примерно в 1000 млн долл./км. Для сравнения: стоимость сооружения высококачественного веломоста составляет 10–20 млн долл./км.

В-четвертых, в условиях технологического отката (будем надеяться временного) в сфере автомобилестроения, связанного с ограничением импорта высокотехнологичных комплектующих, повышается значимость действий нетехнологического характера, дающих возможность не ухудшить экологическую обстановку в городах. К ним прежде всего относится развитие немоторизованной мобильности.

В-пятых, в условиях изоляции России крупные трансконтинентальные транспортные проекты (наподобие «Китай–Европа») выглядят более рискованными – не будет ли их ожидать участь зависшего «Северного потока – 2»? И самое время сместить акценты на реализацию локальных транспортных проектов, таких как развитие велоинфраструктуры. Учитывая несоизмеримо меньшую стоимость велоинфраструктуры и несоизмеримо более быстрое проявление видимых положительных эффектов от ее создания, сосредоточение внимания на подобных локальных проектах представляется весьма своевременным не только с транспортной точки зрения, но и с морально-психологической.

В-шестых, спад внешнего туризма может и должен быть компенсирован развитием внутреннего туризма – как ни странно об этом писать во время спецоперации. «Цивилизованный» велотуризм в этом отношении является очень перспективным направлением. Например, европейская велотуристическая индустрия по доходности превосходит европейскую индустрию туристических лайнеров. Создание туристических веломаршрутов способствует развитию местной экономики, малого предпринимательства.

В-седьмых, немоторизованная мобильность наиболее надежна в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного (в том числе и военного) характера, поскольку максимально энергонезависима и минимально требовательна к состоянию дорожной инфраструктуры. Известны примеры организации доставки волонтерами-велосипедистами предметов первой необходимости в регионы с разрушенными из-за землетрясения автомобильными дорогами.

Наконец, в-восьмых, велокультура в большей степени ассоциируется с понятиями эгалитаризма и справедливости, в то время как автомобилизация больше связана с понятиями элитаризма и эгоизма. Именно на противопоставлении этих двух философских концепций, характеризующих Россию и Запад, строится официальная российская риторика описания текущего политического мирового кризиса. Поэтому можно сказать, что создание велоинфраструктуры вносит свой, пусть небольшой, вклад в глобальное противостояние «добра и зла». Естественно, на стороне добра. 


Читайте также


2. Первый пациент получил препарат для лечения болезни Бехтерева

2. Первый пациент получил препарат для лечения болезни Бехтерева

Лекарство помогает полностью остановить патологический процесс, не подавляет иммунитет и не вызывает привыкания

0
2032
Александр Ципко. Вера в разум и высокое назначение человека

Александр Ципко. Вера в разум и высокое назначение человека

Александр Ципко

Победа невозможного над возможным ведет не к Богу, а к смерти

0
17407
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
8289
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
35864

Другие новости