0
1061
Газета Содружество Интернет-версия

21.01.2002 00:00:00

Позолоченный мир

Сергей Каменев

Об авторе: Сергей Наумович Каменев - ведущий специалист Института востоковедения, с 1999 по 2001 год - секретарь посольства России в Туркмении.

Тэги: туркмения, ниязов


Среди бывших республик бывшего Советского Союза Туркмения сегодня привлекает к себе повышенное внимание по целому ряду позиций. В первую очередь это самые высокие в мире темпы роста ВВП (по официальным данным, почти 19% в 2001 г.), бесплатное для жителей страны пользование газом, водой, электроэнергией, крайне незначительная плата за квартиру, другие льготы. Наконец, нейтральный статус этого государства позволяет уходить от решения многих внешнеполитических и внешнеэкономических проблем как на уровне Центрально-Азиатского региона, так и в геополитическом плане. В этой связи возникает резонный вопрос: как удается президенту страны Сапармурату Ниязову одновременно поддерживать экономическое благополучие и сохранять спокойной внутриполитическую и социальную обстановку в стране?

Ответ чрезвычайно прост: Туркменбаши продолжает с небольшой корректировкой использовать те же методы правления, что были характерны для СССР брежневских времен. С каждым годом в стране набирают вес силовые структуры: КНБ (Комитет национальной безопасности, бывший КГБ), МВД. Полностью засекречена информация об основных макроэкономических показателях развития национального хозяйства страны.

Едва ли можно просто принимать на веру фигурирующие в публичных выступлениях Сапармурата Ниязова данные о значительном и постоянно растущем доходе на душу населения (с 2,5-3 тыс. долл. в настоящее время до 12-13 тыс. долл. к 2010 г.). Естественно, что рост благосостояния нации в условиях аграрно-сырьевой ориентированности экономики страны может быть достигнут только за счет экспорта газа. Поэтому неудивительно, что, несмотря на сложные взаимоотношения с Леонидом Кучмой, Ашхабад подписал в мае 2001 г. межправительственное соглашение с Украиной о поставках ей в 2002-2006 гг. 250 млрд. куб. м газа, оккупировав таким образом единственно действующий газопровод Средняя Азия - Центр и отдав все полномочия по доставке газа оператору в лице российской компании "Итера". Пропускная способность этого весьма изношенного трубопровода едва превышает 60 млрд. куб. м газа в год, а переговоры о сооружении транскаспийского, трансиранского, трансафганского и трансазиатского газопроводов уже в течение ряда лет так и остаются на уровне переговоров (поскольку необходимых для этого миллиардов долларов пока что нет).

Возникает резонный вопрос: как российское руководство собирается подписывать долгосрочный контракт на поставку туркменского газа в ходе предстоящего визита Сапармурата Ниязова в Москву, если возможности транспортировки находятся под большим вопросом. Очевидно, что подобное двустороннее соглашение (если оно будет подписано) будет носить ярко выраженный политический характер, что, может быть, и логично, поскольку связано с защитой интересов национальной безопасности России в свете расширения влияния США в Центрально-Азиатском регионе в результате военных действий в Афганистане, однако не принесет в казну весомых доходов. В социальной сфере Туркмении в результате этого могут произойти лишь незначительные позитивные подвижки, поскольку поступающие валютные средства идут преимущественно в так называемый Президентский фонд, о реальном объеме которого не знает практически никто.

Средняя заработная плата в стране не превышает 30 долл. (исходя из рыночного курса маната по отношению к доллару США: 1 долл. = 22 500 манат). Широко декларируемое повышение в 2 раза зарплаты, стипендий, пенсий никак не успевает за ростом инфляции. По официальным данным Национального института государственной статистики и информации Туркменистана, инфляция в стране составляет 6%. Однако, по неофициальным данным, рост цен на продукты питания и товары широкого потребления в стране ежегодно превышает 20%. В этой ситуации, например, широко разрекламированное сооружение в пустыне Каракумы так называемого Каракум-озера стоимостью не менее 5 млрд. долл. выглядит, мягко говоря, не соответствующим моменту.

Несомненно, что жесткие решения Сапармурата Ниязова в области социально-экономического развития Туркмении отражаются и на проведении им внутренней политики.

Если открыть единственную выходящую на русском языке газету "Нейтральный Туркменистан", то на первой полосе можно увидеть постоянно обновляемый раздел, посвященный увольнениям, назначениям, наказаниям (вычеты из зарплаты) и т.п.

Складывается впечатление, что президент не доверяет никому из своего окружения. При этом возникает вопрос: а способен ли вообще Ниязов на ведение корректной кадровой политики. На самом деле чистки обусловлены не незнанием Ниязовым его окружения, а стремлением не допустить усиления влияния его подчиненных.

Крайне зыбкой является позиция Ашхабада по его так называемому нейтральному статусу. Например, до трагедии 11 сентября в США Туркменистан поддерживал тесные связи с талибами и имел от приграничной торговли с ними ежегодно свыше 100 млн. долл. Нельзя исключать, что в ближайшей перспективе в населенных пунктах, расположенных вдоль 840-километровой границы Туркменистана с Афганистаном, наркотики (в первую очередь героин) заметно подешевеют и будут стоить менее 500 долл. за 1 кг героина.

В ходе предстоящего визита Сапармурата Ниязова в Москву туркменскому лидеру придется, по всей видимости, обсудить не только вопросы поставки газа в Россию и проблемы внешней задолженности, но и жалкое положение русских, проживающих в Туркмении. Достаточно сказать, что общий курс на туркменизацию общества привел к резкому сокращению русскоязычного информационного пространства. Прекращены практически все радиопередачи на русском языке, на местном телевидении сохраняется лишь ежедневная 10-минутная русскоязычная программа новостей, а также передачи купированных материалов ОРТ. Российская периодика в продаже отсутствует, а на ввоз в страну полиграфической продукции из России, включая даже учебную литературу, требуется санкция правительства. К тому же с 1 января 2000 г. делопроизводство в стране переведено исключительно на туркменский язык.

Кадровая политика Сапармурата Ниязова по сути своей направлена в настоящее время на вытеснение лиц нетитульной национальности из системы государственного управления и других сфер. Такая практика уже привела к серьезным негативным последствиям: в стране все острее ощущается дефицит кадров, на ответственные должности назначаются, как правило, не профессионалы, а лояльные президенту люди. Главным критерием профпригодности Туркменбаши считает чистоту родословной в трех поколениях, что на практике сводится к требованию о принадлежности кандидата на должность и его родственников к титульной нации. Указание Ниязова о том, что молодежь должна лишь любить свою родину и знать национальный язык, является одной из причин значительного снижения качества образования. А это непосредственно влияет на потенциал государственных кадров. Представляется, что в свете предстоящего визита Сапармурата Ниязова в Россию такого рода проблемы должны стать одним из основных пунктов повестки дня переговоров лидеров России и Туркмении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1459
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1663
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1771
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4083

Другие новости