0
7446
Газета Особая папка Интернет-версия

28.03.2000 00:00:00

Жена президента

Тэги: Путин


Новый 2000-й год Людмила и Владимир Путины встречали на Северном Кавказе. В Гудермесе и.о. президента вручил награды отличившимся воинам. Фото АП.

А затем они встречали Новый год в вертолете над Северным Кавказом, пили шампанское прямо из бутылок (за неимением стаканов), не без проблем добрались до Гудермеса, где провели несколько часов в атмосфере всеобщего восторга, сдерживаемого лишь оковами военно-служебного этикета.

Новогоднее приключение, в котором смешались искренние чувства и соображения высокой политики, как бы задало тон формированию нового образа ее жизни, где на одно из первых мест выходят заботы о поддержании необходимого имиджа первой супружеской четы государства. По традиции, установившейся в мире давно, а в нашей стране - с началом перестроечной эпохи, жена президента является, по существу, официальным лицом, коему предписаны специфические функции в политическом действе. Следовательно, ей приходится постоянно демонстрировать себя на публике, даже в том случае, если это противоречит ее собственным привычкам и желаниям.

Общество снова выделило верховной власти огромный кредит доверия.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Людмила Александровна Путина никогда не интересовалась политикой, считая это скучным делом. Но необходимость участвовать в различного рода официальных церемониях ее не тяготит - она даже находит некоторое удовольствие в светских мероприятиях. Ей как нормальной женщине приятно красиво одеться, появиться в обществе, где есть с кем поболтать. Предыдущая жизнь, проходившая вне фокуса общественного внимания, все же определенным образом подготовила ее к нынешнему статусу со всеми его преимуществами и неудобствами.

Людмила Путина на пять лет моложе мужа. Она выросла в Калининграде, где после школы поступила в технический вуз, но уже на третьем курсе ощутила, что избранная дорога ей не подходит. И отчислилась, повернув судьбу в неопределенном направлении. Устроилась в Калининградский авиаотряд стюардессой - весьма подходящая должность для девушки решительной, но еще не определившей жизненные цели.

В 1978 г. она прилетела в Ленинград на три дня с приятельницей, также стюардессой. Приятельницу пригласил на концерт Райкина в театр Ленсовета ее ленинградский знакомый; она, в свою очередь, пригласила Людмилу (сказала, что одной идти страшновато). Тогда знакомый приятельницы также пригласил своего друга - это и был Владимир Путин. Так они познакомились - на ступеньках известной театральной кассы на Невском проспекте. Вечер прошел удачно, и на следующий день компания отправилась в Ленинградский мюзик-холл, а на третий день - опять в театр Ленсовета. Благо, по характеру своей работы Путин мог доставать билеты - это его достоинство было первым, которое оценили девушки, прибывшие в город на Неве.

Сначала Людмила влюбилась в Ленинград - в немалой степени именно потому, что в первый приезд в этот город удалось хорошо провести время с новым знакомым. И за три дня возникло чувство взаимной симпатии, достаточное для того, чтобы продолжить знакомство. У Людмилы в Калининграде не было телефона, поэтому она звонила другу сама, потом стала летать на свидания. Он тогда сказал ей, что работает в уголовном розыске - так полагалось рекомендоваться по правилам службы. На самом же деле Владимир Путин числился в кадрах Первого главного управления КГБ (внешняя разведка) и был гораздо больше, чем Людмила, связан обстоятельствами службы.

Первоначальное ее восприятие будущего спутника жизни было таково: "Он был очень скромно одет, я бы даже сказала, бедно. Совсем невзрачный такой, на улице я бы даже не обратила внимания". Но вскоре она ощутила незаурядное путинское обаяние, в основе которого - высокая внутренняя эмоциональность, закованная в панцирь безукоризненного самообладания, что свойственно сильной и страстной мужской натуре. Месяца через три-четыре после первого знакомства она поняла, что он - именно тот человек, который ей нужен.

Решительная девушка взяла на себя инициативу формирования отношений с избранником (или так ей это тогда представлялось из-за неполного понимания игры партнера). Для начала она перебралась в Ленинград учиться. Он рекомендовал университет, и она поступила на филологический факультет ЛГУ. Специализировалась на романских языках - изучила французский, испанский, элементы португальского.

Но только через три с половиной года Людмила и Владимир окончательно определились и соединили свои судьбы. Они очень серьезно восприняли то, что произошло. ("Для меня замужество не было легким шагом. И для него тоже. Есть ведь люди, которые ответственно относятся к браку".)

После свадьбы они жили вместе с родителями в двухкомнатной квартире общей площадью 27 квадратных метров (эту квартиру в доме-новостройке в районе Автово Путин-старший получил как инвалид войны). Людмила не чувствовала там тесноты, так как со свекром и свекровью у нее сложились наилучшие отношения. (Иного и быть не могло: они относились к Людмиле, как к женщине, которую выбрал их сын, в которого Владимир Спиридонович и Мария Ивановна Путины вложили всю свою жизнь.)

Когда родилась дочка Маша, Людмила была на четвертом курсе филфака, а ее муж учился в Москве, в Краснознаменном институте имени Андропова (ныне - Академия внешней разведки). Результатом этой учебы стала первая загранкомандировка - в Германию. Первоначально Путин должен был ехать в Берлин, но один знакомый (также ленинградец) рекомендовал его шефу группы в Дрездене.

Путин находился в командировке в Германии с 1985 г., но окончательно семья обосновалась в Дрездене в 1986-м (к тому времени Людмила окончила университет).

Последующие годы были из самых лучших для семьи Путиных. У них родилась вторая дочь, Катя. У Владимира была интересная работа, у Людмилы - масса возможностей для интересной, содержательной жизни.

Они жили в служебной квартире в немецком доме, совсем недалеко от особняка, в котором работала вся группа советских разведчиков. От дома до работы - минут пять ходьбы. Из окон своего кабинета Владимир видел младшую дочь в яслях. Обедать он всегда приходил домой. Вечерами приходили друзья по работе, бывали и немцы (Путины дружили с несколькими немецкими семьями). В выходные уезжали за город. (У Путина была служебная машина - "Жигули", это в ГДР считалось вполне приличным уровнем.) Вокруг Дрездена очень много красивых мест, в 20-30 минутах езды от города - так называемая Саксонская Швейцария. В общем, удобный, налаженный ритм жизни.

Потом все рухнуло вместе с Берлинской стеной. Людмила Путина видела, что творилось с немецкими соседями по дому, работавшими в системе Министерства госбезопасности ГДР. Одна ее приятельница неделю плакала - именно по утраченной идее, по крушению того, во что она и многие ее сограждане всю жизнь верили.

В январе 1990 г. семья Путиных вернулась в Ленинград. После Германии отечественные реалии показались ужасными. Отвыкшая от "прелестей" советской жизни, таких, как очереди, карточки, талоны, Людмила Путина не могла, как некоторые, искать, где подешевле, выстаивать очереди. Просто забегала в ближайший магазин, покупала самое необходимое - и домой. К тому же никаких особых денежных накоплений за годы работы в Германии у них не было, а то, что привезли, "съела" покупка автомобиля.

Да и на работе у Владимира ситуация изменилась. В какой-то момент он понял, что дело его жизни исчерпало себя, и вынужден был задуматься о будущем. На первых порах Путин устроился в университет на должность помощника проректора (оставаясь при этом в действующем резерве ПГУ). Затем поступило предложение работать в команде Анатолия Собчака, положившее начало длительному и успешному периоду пребывания Владимира Путина в коридорах власти Северной Пальмиры.

После вселения в собственную квартиру Людмила Путина получила возможность обустройства прочного семейного гнезда. Друзья и знакомые семьи признали ее хорошей хозяйкой, способной самостоятельно управляться со множеством дел (ибо мужа, по мере его возвышения в административной иерархии, все более затягивали дела служебные). Оценили также ее характер, способность без стеснения говорить то, что она считает правильным.

В 1994 г. Людмила Путина попала в автомобильную аварию, которая едва не привела к трагическим последствиям. Она получила серьезные травмы позвоночника и черепа, перенесла две сложные операции. Во время второй операции пришлось разрезать шею спереди и сзади, и Людмила более всего огорчалась, что послеоперационные шрамы испортят ей внешность. Но в конечном итоге все обошлось, заметных следов врачебного вмешательства не осталось. Однако полное восстановление здоровья после аварии было достигнуто лишь через два года.

Год 1996-й принес новые крутые перемены в жизни семьи Путиных. После того, как в мае Анатолий Собчак проиграл губернаторские выборы, Владимир Путин не мог оставаться в городской администрации, где он был правой рукой потерпевшего поражение руководителя. Некоторое время он еще оставался в Смольном, занимаясь делами президентской избирательной кампании, потом должен был освободить кабинет и искать себе новое применение.

Людмила Путина нисколько не сомневалась, что ее муж одолеет все неурядицы и добьется новых успехов, - она знала силу его ума и воли. Между тем судьба приготовила им еще один неприятный сюрприз.

В то лето 1996-го, сразу после президентских выборов, семья Путиных переехала за город, в дом, который строили шесть лет (примерно в ста километрах от Петербурга). Прожили там полтора месяца, занимаясь обустройством. И как только все закончили, дом сгорел. Дотла, вместе с деньгами и вещами, вплоть до детских игрушек.

(Пожарные, проведя экспертизу, пришли к выводу, что во всем виноваты строители, неправильно сложившие печку. Они признали свою вину и восстановили дом - через полтора года, когда Путины уже переехали в Москву.)

Людмила Путина случившееся восприняла спокойно. Она понимала, что ни дом, ни деньги, ни вещи не стоят того, чтобы ради них сильно напрягаться в жизни - потому что в один момент все это может просто сгореть.

В то лето, как она вспоминает, не стоял вопрос: ехать в Москву или не ехать. Было понятно, что ехать надо. В Петербурге у Владимира Путина не было никаких перспектив, а в первопрестольную звали друзья из многочисленного клана московских питерцев, занимавшие неплохие места в федеральных властных структурах. Не сразу, но нашлась более или менее подходящая должность - в Управлении делами президента.

Людмиле не хотелось уезжать из Петербурга: только начали жить в своей квартире, а тут опять все казенное. Но на новом месте их устроили неплохо - на даче в Архангельском. Дом, правда, был старый и старая обстановка, зато два этажа, шесть комнат, две внизу, четыре наверху - шикарно!

И Москву Людмила полюбила сразу. Может быть, ее энергичной натуре комфортно было от ощущения, что вокруг жизнь бьет ключом. Ее муж привыкал к столице несколько дольше, но в конце концов должен был признать, что Москва - вполне европейский город, в сравнении с ней Питер все-таки провинция (хотя бы в смысле политики).

Вероятно, с Москвой Путину легче было примириться благодаря собственным успехам в коридорах федеральной власти. Через несколько месяцев он сменил скромную административно-хозяйственную должность в ведомстве Пал Палыча Бородина на ответственный пост начальника главного контрольного управления в ранге заместителя главы администрации президента, еще через год с небольшим стал первым заместителем руководителя АП и далее зашагал по ступеням кремлевской иерархии.

Людмила Путина восприняла молниеносную карьеру мужа как должное. Она просто посчитала, что раз так происходит - значит, так надо. Внутренне ей труднее было привыкнуть к собственному высокому статусу. ("...Знаете, вот то, что я - премьерша, меня удивляет, а то, что он премьер, - нет".)

Она очень беспокоится о дочерях, которым также нелегко сейчас - приходится расти в отдалении от сверстников, а в последнее время и от школы - по соображениям безопасности. ("...Но девочки у нас получились - ох, не сглазить бы - какие-то очень умные по жизни. Я надеюсь, что все эти перемены на них не скажутся...")

Так или иначе Людмила Путина быстро адаптируется к переменам в своем положении и в распорядке бытия. После состоявшегося в Гудермесе ее лично-семейного дебюта в публичной политике, следующим немаловажным этапом стал дебют великосветский, имевший место в ходе неофициального визита в Санкт-Петербург британского премьер-министра Тони Блэра с супругой. По нескольким сжатым телесюжетам, прошедшим тогда в эфире, можно было вполне оценить адекватность внешнего облика Людмилы Путиной, ее непринужденную, но в то же время исключительно сдержанную манеру поведения, особенно на фоне неожиданной экспансивности г-жи Блэр, растрогавшейся, надо полагать, от русско-петербургского гостеприимства четы Путиных, от красот Петергофа и Эрмитажа и от завершившего программу визита музыкального действа в имперском великолепии Мариинского театра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1874
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4496
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2452
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2805

Другие новости