0
1101
Газета Особая папка Интернет-версия

29.09.2000 00:00:00

На полпути к Европе

Тэги: этнос, Россия, Европа


Сто лет назад, когда идеологического конфликта в нынешнем понимании не было в помине, а политические и экономические порядки в России были куда более совместимы с европейскими, чем нынешние, она все же воспринималась в Европе как чужеродная экспансионистская держава. Сегодня это кажется исторической несправедливостью. Разве Россия была единственной европейской империей? Разве на претензии к ее политике в польском или восточном вопросе нельзя ответить столь же обоснованными упреками в адрес Австро-Венгрии, Германии или Англии? Разве политические репрессии были монополией российских самодержцев? Так что же питало реакцию отторжения?

НАЦИЯ-ГОСУДАРСТВО И КОНГЛОМЕРАТ

Вопрос о том, принадлежит ли Россия Европе, - один из "проклятых вопросов" отечественной мысли, для ответа на который привлекалось множество исторических, политических, философских аргументов, призванных эту принадлежность подтвердить или опровергнуть. А ведь проблема лежит прежде всего в этнической плоскости, в сфере взаимодействия между разными этносами, которые редко принимались за точку отсчета. В стране, населенной десятками этносов, которые в соответствии со сталинской терминологией мы упорно именуем "нациями и народностями" или в крайнем случае "народами", проблемам их общежития уделялось и уделяется несравненно меньше внимания, чем вопросам идеологии и политики.

Еще в "Вехах" С. Булгаков сетовал на то, что русская интеллигенция проявляет мало интереса к национальным проблемам. Мало что изменилось. Откройте любой либеральный еженедельник и прочтите о том, что национализм - это дурно и неинтеллигентно, что он унаследован нами от питекантропов и т.п. Благие намерения авторов не подлежат сомнению, как не вызывает сомнений полное непонимание этнических проблем и бесплодность призывов к благоразумию и забвению национальных распрей.

Наш интеллектуальный инструментарий - по большей части инструментарий европейский, а между тем этнические проблемы решались в Европе не столько в концептуальном, сколько в практическом плане. Европейские этносы на протяжении нескольких столетий стремились создать национальные государства, границы которых большей частью совпадают с их ареалами, территорией их расселения. Конечно, совпадение этнических и государственных границ - своего рода предельная ситуация, далеко не всегда достигавшаяся в ходе исторического процесса, однако такая его направленность просматривается в Европе на протяжении нескольких столетий.

Нация-государство - вполне европейское изобретение, за которое пришлось заплатить дорогой ценой бесконечных кровопролитных войн, включая две мировые... Недавно на телеэкране возникло растерянное лицо жителя Белграда, которого попросили прокомментировать бои в Хорватии: "А ведь мы считали себя частью Европы..." По этому поводу ему как раз и не стоило расстраиваться: происходящее в Югославии носит вполне европейский характер, именно так национальные государства и возникали, так они и устанавливали свои границы.

Во многом модель нации-государства отвечает логике возникновения и развития этносов. "Мы и они", "мы не такие, как они, они не такие, как мы" - вот установка, лежащая в основе формирования этносов. Человек может и должен ощущать себя личностью, этнос может и должен ощущать свою "самость", неповторимость и непохожесть. Этнос и есть в каком-то смысле коллективная "личность", из таких "личностей" и складывается человечество. Этническая многоликость - залог саморазвития человечества, основа культурного многообразия. Но она же - и потенциальный источник межэтнических конфликтов и кровопролитных войн, как о том и свидетельствует европейская, в частности, история.

На протяжении последних столетий многонациональные - точнее, полиэтнические - образования в Европе несли на себе печать обреченности. Долго и мучительно агонизировавшая Австро-Венгерская империя воспринималась в Европе как конгломерат, как сумма разнородных этносов и территорий, и в этом смысле не казалась чем-то инородным. С Россией дело обстояло по-иному. Будь она империей вроде Австро-Венгрии, "особого отношения" в глазах европейцев она бы вряд ли заслуживала: оставалось лишь терпеливо дожидаться ее распада и возникновения на ее месте национальных государств. Однако Россия явно не сводилась к конгломерату территорий, удерживаемых вместе имперской властью. И даже сегодня, в пору поминок по "последней империи", не оставляет ощущение, что известия о ее смерти сильно преувеличены.

Россия никогда не была государством одного этноса, она развивалась как полиэтническая общность и тем отторгала модель национального государства. И причину этого надо во многом искать в стереотипе поведения русских по отношению к другим этносам. Национальная психология - предмет зыбкий и опасный, все вроде согласны, что таковая существует, но всякая попытка конкретизировать этот тезис применительно к какому-то этносу почти автоматически влечет обвинения во всех смертных грехах. Но объясняться нам друг с другом придется, в том числе и на этот счет.

Рискну высказать гипотезу: установка "мы и они" не имеет в сознании русских столь абсолютного знания, как у большинства европейских этносов. Под словом "мы" русские готовы подразумевать не только "чистокровных русаков", но и многих своих соседей, в свою очередь готовых ответить взаимностью. И пущенное ныне в оборот диковинное слово "россиянин" - тоже выражение этой готовности. Возможно, так случилось потому, что ни один этнос с чрезмерной склонностью к утверждению своего "я" просто не имел шансов уцелеть на евразийских просторах, по которым прокатывались мощные потоки переселенцев. Попытка создать в центре Евразии национальное государство в его европейском понимании обернулась бы войнами столь длительными и кровавыми, что в них неизбежно сгинул бы и этнос, положивший им начало.

РУССКИЙ ХАРАКТЕР

Русские показали замечательную способность уживаться со своими степными соседями, с этносами собственно азиатскими. Древняя Русь неплохо сосуществовала со степняками. На протяжении двух столетий русские княжества были провинцией великой империи монголов. Гораздо позже в национальной мифологии это время получило название татаро-монгольского ига, хотя завоеватели были гораздо малочисленней русского населения, а для русских князей союз с монгольскими правителями был единственным средством хоть как-то совладать с бесконечными внутренними распрями. Россия взросла на руинах империи-предшественницы и наследовала безмерное геополитическое пространство. Границы России в начале ХХ века почти совпали с границами Монгольской империи шестью столетиями раньше.

Встреча с Европой обернулась по-иному. Россия была готова слиться с Европой даже ценой отказа от собственного "я" - более того, в самой этой "всечеловечности", готовности отказаться быть русским ради того, чтобы стать кем-то другим, виделось Достоевскому главное свойство русского характера. Перестать быть русским - самый верный путь остаться им, утверждать свою "русскость" - значит быть не вполне русским. Однако готовность русских "вобрать в себя" Европу вызывала у европейцев не столько встречный порыв, сколько реакцию отторжения по отношению к этносу, ведущему себя столь не по-европейски. Встреча с Европой породила глубочайший кризис русского самосознания, который продолжается и поныне.

Даже такой близкий русским этнос, как украинцы, обладает совсем иной национальной психологией. Столетиями украинцы боролись именно за то, чтобы сохранить свою этническую "самостийность", отбивались и от теснивших их русских, и от наседавших поляков. На Западной Украине, в пограничье между Востоком и Западом, украинское "я" приобрело какую-то гипертрофированную форму, и не случайно выходцы из этого региона - самые яростные приверженцы национального самоутверждения. По своему этнопсихологическому складу украинцы более европейцы, чем русские, которым, в общем-то, чужд пафос собственного противопоставления другим этносам. Не случайно и идея национального государства гораздо шире распространена среди украинцев, чем среди русских.

Русский характер не нуждается в идеализации. Еще Нестору-летописцу приписывалось наблюдение: "русские сами себя поедали и тем сыты бывали". Вечное изнурительное недовольство собой - плата за неуверенность в единственности своего этнического "я". Оборотной стороной "русского боления за всех" выступает смердяковское "Я всю Россию ненавижу-с". Страшная нехватка самоуважения и готовность направо и налево сообщать: "Мы хуже всех", даже, когда это явно не соответствует действительности, - проявление того же национального характера, который позволил русским не только ужиться со множеством соседей, но и создать в Евразии великое полиэтническое сообщество.

Именно сообществом множества этносов, избравших не такой, как в Европе, способ совместного существования, была Россия. Населявшие ее этносы, какие претензии друг к другу они бы ни предъявляли, по крайней мере могли не опасаться угрозы создания русскими подлинно "национального государства", а тем самым - и угрозы собственному выживанию. Такая угроза реально возникла лишь в пору грандиозного эксперимента по созданию "новой исторической общности - советского народа", насильственного стирания этнокультурных различий, бывших залогов жизнеспособности России. И как ни пострадали от этой практики сами русские, за готовностью и даже стремлением отказаться от своей этнической принадлежности скрывался прежде всего русский национальный характер, характер народа-Протея, всегда готового стать кем-то другим. Эксперимент окончен - сумеем ли мы вернуться к сообществу или платой за него будет тотальный распад?

ЕВРАЗИЙСТВО И ДЕРЖАВА

По сравнению с Россией-сообществом Россия-империя, ее имперская настройка, территории и этносы, не просто насильственно присоединенные, но так никогда и не принявшие российскую полиэтническую модель, составляют не слишком большую часть. Литовцы, эстонцы, латыши - кто еще не на уровне деклараций, а всерьез и надолго задался целью "стать Европой" и во что бы то ни стало построить национальные государства? Ответ на этот вопрос мы и получим в ходе так называемого распада империи.

Распад советской империи, как и всякой империи, действительно неизбежен, но это вовсе не обязательно относится к российскому сообществу. Речь, разумеется, не о РСФСР - странном образовании, в границах которого историческая Россия никогда не существовала. И если коммунизм действительно умер и сталинское наследие будет в конечном счете ликвидировано - значит и большинство так называемых суверенных и независимых республик, включая эрэсэфэсэр, в конечном счете тоже ожидает демонтаж.

Всерьез относясь к советским границам советских республик, мы становимся жертвой самовнушения. Абсолютное большинство этих границ носит совершенно искусственный характер и даже не закреплено юридически. Конечно, всякие границы, например европейские, по большому счету тоже "искусственны", однако они установлены в результате нескольких столетий войн и щедро оплачены кровью. Европейцы хорошо знают: отказаться от нерушимости границ - значит в конечном счете начать новую цепь войн. Эту цену они платить больше не хотят. А мы?

Если мы всерьез вознамерились "стать Европой", то должны быть готовы заплатить за создание национальных государств цену не менее кровавую, чем уплаченная европейцами.

Исходные данные известны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1500
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1706
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1812
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4142

Другие новости