МОНИТОРИНГ
ОДНОЙ из самых сложных проблем, которая когда-либо стояла перед политическим руководством Российской Федерации, является борьба с экстремизмом. Об актуальности этого вопроса свидетельствуют меры, предпринимающиеся президентом и правительством РФ. К их числу относится указ главы государства (апрель 1995 г.) и создание Комиссии по противодействию политическому экстремизму при президенте РФ (октябрь 1996 г.), подготовка правительством закона "О политическом экстремизме" и попытки обсуждения его в Государственной Думе. Однако та дискуссия, которая развернулась между сторонниками и противниками принятия такого закона, в настоящее время говорит о том, что ни у юристов, ни у представителей правоохранительных органов, ни у ученых нет однозначного представления о феномене экстремизма и различных формах его проявления (политической, вооруженной и т.п.).
Наибольшую угрозу для безопасности любого государства и мирового сообщества в целом представляет вооруженный экстремизм, который, по мнению многих специалистов, является крайней формой политического. И если под последним термином понимать политическую деятельность, направленную на подрыв основ государственного строя, разжигание межнациональной или религиозной розни, то понятие "вооруженный экстремизм" следует трактовать как вооруженную деятельность, направленную на достижение политических целей.
Субъектами вооруженного экстремизма могут выступать как политические партии радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу и делающие ставку на вооруженное насилие (например "Красные бригады" в Италии. Вместе с тем в качестве субъектов иногда выступают и специальные органы государственной власти или создаваемые ими "самодеятельные" организации, предназначенные для расправы над противниками существующего режима (например в процессе утверждения фашизма в Германии).
Объектами вооруженного экстремизма являются, как правило, органы государственной власти, отдельные политические лидеры, от которых зависит принятие важных решений, представители тех или иных национальных и религиозных конфессий и т.п. Для воздействия на них используется самый широкий спектр насильственных действий, основными из них могут быть терроризм, организация вооруженных массовых выступлений, борьба незаконных вооруженных формирований (иррегулярных войск) с регулярными подразделениями силовых структур государства.
Основными причинами обострения вооруженного экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально-экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, усилением социальных противоречий под влиянием растущей преступности, а с другой - низкой эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения. Все это в конечном итоге ведет к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путем, причем как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов.
В этом отношении напрашиваются прямые аналогии со странами бывшего СССР и всего социалистического лагеря в целом. Вот уже на протяжении более десяти лет переходный период от одной социально-экономической модели к другой сопровождается здесь самыми варварскими проявлениями политического и вооруженного экстремизма, начиная с угроз и физического устранения политических конкурентов и заканчивая втягиванием целых народов в междоусобные войны. При этом цель остается одна - передел власти, сфер влияния, материальных и энергетических ресурсов. И если в конце 80-х - начале 90-х гг. эти процессы инициировали распад Советского Союза и социалистической системы, то в последние годы от этой болезни страдают уже все государства поодиночке. Наиболее остро проблема вооруженного экстремизма стоит на сегодняшний день в Югославии, Албании, Румынии, Грузии, Приднестровье, Таджикистане, России и ряде других государств постсоветского пространства.
В Российской Федерации политический экстремизм и терроризм как его наиболее опасная форма превратился сегодня в один из главных факторов дестабилизации обстановки, создав серьезную угрозу ее территориальной целостности, конституционному правопорядку, ущемляя права и свободы граждан. Основными источниками вооруженного экстремизма в России, по мнению специалистов, являются: оппозиционные современному политическому режиму крайне радикальные партии и движения националистического характера (РНЕ, РВС и т.п.); "чеченский" экстремизм, расширяющий свое влияние на Северном Кавказе; стихийные митинги и забастовки социально-экономического характера, представляющие потенциальный источник социального экстремизма (например шахтеры и т.п.); преступно-мафиозные группировки, все больше преследующие политические интересы; разжигание национальной розни зарубежными экстремистскими структурами в горячих точках (ваххабизм и т.п.).
Все эти факторы осложняются наличием огромного и слабо контролируемого "черного" рынка оружия и боеприпасов. Более того, с появлением новых технологий терроризма политический и вооруженный экстремизм в России и других странах все больше начинает в качестве оружия использовать радиоэлектронные средства борьбы, различные отравляющие вещества и т.п.
В создавшихся условиях одной из самых важных проблем, стоящих перед российским государством, является вопрос обеспечения основных прав человека: на жизнь, на обеспечение безопасности жилища, а также соблюдение прав по отношению к лицам, участвующим в экстремистских действиях с той и другой стороны. Поиском выхода из сложившейся ситуации занимается сегодня множество структурных подразделений государственной власти: органы юстиции, прокуратуры, МВД, ФСБ и ряд других силовых ведомств. Вместе с тем недостаточный опыт борьбы с экстремизмом, слабая правовая база и углубление социально экономического кризиса в целом не дают возможности эффективно воздействовать на происходящие процессы. К сожалению, методы запретительного порядка (закрытие ряда охранных структур, запрещение продажи литературы экстремистского толка, преследование за инакомыслие и т.п.) решают проблему только частично, загоняют ее вглубь. Поэтому необходим более взвешенный и всесторонний подход к данному вопросу. Для этого целесообразно, с одной стороны, использовать положительный опыт других государств, а с другой - грамотно адаптировать его к нашей действительности.
Мировой опыт показывает, что международное сообщество отрицает вооруженный экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности. Основными направлениями усилий, предпринимаемых для противодействия, являются: создание международной и национальной правовой базы, формирование мощных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом, а также оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.
Формирование нормативно-правовой базы по противодействию различным проявлениям экстремизма приобрело наибольшую активность, особенно в Европе, сразу после Второй мировой войны. К тому времени политические лидеры многих государств на горьком опыте убедились, к чему может привести поверхностное отношение к этой проблеме. С учетом того, что главными источниками вооруженного экстремизма, как показал исторический опыт, являлись террористические акты и вооруженные конфликты, то и создание правовых основ, как в международном, так и национальном законодательствах, велось по двум основным направлениям. С одной стороны, формирование законов и подзаконных актов по борьбе с терроризмом, а с другой - выработка юридического статуса и основных правил для внутригосударственных вооруженных конфликтов.
Основным международным юридическим документом, в котором содержатся положения международного гуманитарного права для внутренних конфликтов, являются Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. В соответствии с ними за государством остается право применять силу для восстановления на своей территории закона и порядка. При этом, безусловно, вводится ряд ограничений, касающихся методов, используемых в этой деятельности, особенно в отношении лиц, непосредственно не принимающих участия в боевых действиях. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям, принятый 8 июня 1977 г. и ратифицированный 31 декабря 1992 г. 109 государствами, развивает сжатые положения ст.3 и расширяет гуманитарную защиту.
Важно отметить, что право вооруженных конфликтов не международного (внутреннего) характера имеет несколько примечательных особенностей. Первая из них состоит в том, что для его соблюдения оно должно быть принято обеими сторонами: правительством и противостоящей стороной. Однако международное право имеет обязательную силу только для его субъектов, главным образом, государств. Этим часто пользуются вооруженные экстремистские силы, которые в ходе повстанческой борьбы не ограничивают себя правилами. Вторая особенность касается определения самого статуса конфликта. Протокол II содержит разъяснение, что "случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, к которым относятся беспорядки и отдельные, спорадические акты насилия, а также иные акты аналогичного характера" сами по себе не являются вооруженными конфликтами и поэтому не попадают под действие международного права.
Все это затрудняет и ограничивает действие правительств в решении многих проблем обеспечения внутренней безопасности и борьбы с актами вооруженного экстремизма.
Вместе с тем, зачастую не являясь объектом международного права, именно эти кризисные ситуации вызывают обеспокоенность многих государств, так как могут явиться источником проблем, связанных с нарушением прав личности, соизмеримых с вопросами, возникающими во время гражданской войны. В силу этого отдельные страны (к примеру Великобритания) юридически закрепляют нормативное содержание и механизм правового регулирования в сфере борьбы с вооруженными экстремизмом и терроризмом в форме чрезвычайного законодательства. Для Италии, ФРГ, Франции характерны специальные законы, направленные на борьбу с этими актами.
В этой связи определенный интерес представляет система обеспечения внутренней безопасности в США, где борьба с различными проявлениями экстремизма объявлена одной из приоритетных задач правительства. Это связано с тем, что, несмотря на относительную стабильность американского общества, реальностью сегодняшних дней стала резкая активизация деятельности радикальных организаций различного толка.
В руководящих документах Министерства обороны и Комитета начальников штабов США вооруженный экстремизм определяется как "незаконное использование или угроза силой, вооруженное насилие над людьми или собственностью для принуждения или устрашения правительства и общества, часто для достижения политических, религиозных или идеологических целей" (FM 19-15). Общие принципы борьбы и использования военных структур США во внутригосударственных кризисных ситуациях содержатся в американской Конституции, сводах законов и федеральных законоположений. Их конкретизация дается в целом ряде актов, прежде всего самого Министерства обороны и министерств видов вооруженных сил. Одним из последних документов этой категории является принятый в июле 1993 г. устав FM 100-19, FM FM 7-10 "Внутригосударственные операции". В нем раскрываются основные принципы и механизмы использования ВС и взаимодействия их с гражданскими властями с целью предотвращения актов вооруженного насилия внутри государства. Опыт борьбы с экстремизмом в США и правовые основы его обеспечения положены в основу деятельности силовых структур многих государств, особенно стран Латинской Америки.
Таким образом, можно заметить, что во многих государствах имеется значительный опыт противодействия такому опасному социально-политическому явлению, как экстремизм. Особый упор при этом делается на формирование законодательной базы, позволяющей обеспечить основные права граждан в условиях внутригосударственных кризисных ситуаций. Более того, этот опыт показывает, что только силовыми методами и одноразовыми акциями эту проблему не решить.
Вышеперечисленные обстоятельства вызывают насущную потребность в разработке общегосударственной комплексной программы и системы мер борьбы, которые предполагают необходимость уяснения содержания и причин вооруженного экстремизма, факторов способствующих росту числа его проявлений, системы признаков подготовки террористических актов и др., отечественного и зарубежного опыта борьбы с этим явлением. Главное, чего необходимо добиться, - это взаимодействия и координации всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.