0
2031
Газета Спецслужбы Интернет-версия

24.03.2000 00:00:00

Охота за красным вождем


Только постоянная бдительность, граничащая с тотальной подозрительностью, спасала Сталина от покушений.
Фото из книги "Лубянка, 2"
СО СМЕРТЬЮ в марте 1953 г. Иосифа Виссарионовича Сталина окончилась целая эпоха в истории нашего государства. Он стоял у руля государства три десятка лет. Всевластному "красному вождю" в военное время угрожала серьезная опасность.


ТАЙНАЯ ВОЙНА БЕРЛИНА И ТОКИО

Действительно, во время Второй мировой войны в планы подрывной и террористической деятельности гитлеровских и других разведок входило и покушение на Сталина. Гитлеровцы считали, что устранение Верховного Главнокомандующего нанесет нам серьезный политический ущерб и повлияет на ход войны.

Спецслужбы Третьего рейха подготовили несколько агентов. Засылаемые в Москву германские террористы, как выяснилось позже, имели задание ликвидировать Сталина и других членов Государственного комитета обороны (ГКО) на пути следования в Кремль или из него. Агенты располагали описаниями автомашин, которыми пользовались члены ГКО, а также маршрутами их следования: Спасские ворота - ул. Куйбышева (Ильинка); ворота Кутафьевой башни - ул. Калинина (Воздвиженка) - Арбат; Боровицкие ворота - ул. Фрунзе (Знаменка) - Арбат.

Однако по всем маршрутам днем и ночью патрулировали одетые в штатское лучшие агенты наружного наблюдения, особенно по Арбату и далее по Кутузовскому проспекту - до дачи Сталина в Кунцеве. Кроме того, в домах по этим и другим улицам дежурили наблюдатели, которые имели связь со штабом и снайперами, размещенными на крышах. Причем все это делалось скрытно.

Как выяснилось впоследствии, предполагалось совершить нападение и на саму дачу, где по вечерам собирались члены Политбюро и ГКО. Но и здесь противник был обречен на неуспех. Этот район леса в Кунцеве прикрывался с воздуха истребительной авиацией, базировавшейся на Внуковском и Кубинском аэродромах. Кроме того, на том месте, где сегодня раскинулся новый жилой массив Крылатское, размещались батареи зенитной артиллерии. А в самые трудные дни обороны Москвы дачу Верховного на случай прорыва наземного противника или высадки десанта прикрывали танковые подразделения.

Гораздо менее известно, что к уничтожению советского руководителя готовились и в союзной с Германией стране - в милитаристской Японии. Эту проблему пришлось тщательно изучать ветерану дипломатической службы Анатолию Николаеву, сотруднику советской части Международного военного трибунала для Дальнего Востока, работавшему в Токио. Как рассказывал уже в наши дни Анатолий Николаевич, во время рассмотрения раздела обвинения "Агрессия Японии против Советского Союза" были предоставлены веские доказательства того, что японская разведка не только проводила подрывную и диверсионную деятельность против СССР, но и готовила спецоперацию по убийству Сталина. Многие годы об этом у нас просто было не принято говорить.


ЧЕЛОВЕК ИЗ НКВД И ГЕНЕРАЛ ОСИМА

Пожалуй, только узкому кругу специалистов сегодня известны данные, что к террористическому акту против Сталина японские спецслужбы намеревались привлечь перебежчика Люшкова. Напомню суть дела. Незадолго до пограничного конфликта у озера Хасан 13 июня 1938 г. в Маньчжурию сбежал начальник управления НКВД по Дальнему Востоку Генрих Люшков, который был одним из доверенных лиц руководителей НКВД Ежова и Агранова, участвовал в следствии по делам об убийстве Кирова и "заговоров" против Сталина.

Для спецслужб императорской Японии перебежчик оказался ценной находкой. Все, что знал, Люшков раскрыл японскому генштабу. В частности, он сообщил о работе глубоко законспирированной группы военных разведчиков. (Это была группа Рихарда Зорге. К счастью, предатель не знал его имени и, таким образом, не дал возможности спецслужбам арестовать разведчика.) Кроме того, Люшков поведал о дезинформационных мероприятиях Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии, о дислокации и планах ее частей.

Японский автор Хияма в своей книге "Покушение на Сталина" ссылается на оценку Коидзуми Коитиро, офицера 5-го отдела генштаба императорской армии: "Сведения, которые сообщил Люшков, были для нас исключительно ценными..." Тем не менее в Токио отказались от кандидатуры Люшкова как исполнителя террористической акции против Сталина. Очевидно потому, что он был довольно известной фигурой, и его непременно бы узнали.

В приговоре Международного военного трибунала для Дальнего Востока по делу главных японских военных преступников отмечается, что наряду с непосредственными военными приготовлениями Япония реализовывала тщательно разработанную программу подрывной деятельности против СССР, рассчитанную как на мирное, так и на военное время.

Что стоит за этой формулировкой? Еще в 1929 г. на совещании японских военных атташе, созванном в Берлине, обсуждались методы диверсий, которые должны были проводиться из европейских стран в предполагаемой войне против СССР. На совещании наметили использовать находящихся за границей бывших белогвардейцев. При этом руководство японского генерального штаба особые надежды в подрывной деятельности против СССР связывало с руководителем русских белоэмигрантов в Маньчжурии атаманом Семеновым и главарем белогвардейской организации в Маньчжурии "Российский фашистский союз" Родзаевским. Замечу, что по приговору военной коллегии Верховного суда СССР от 30 августа 1946 г. они были казнены. На Токийском процессе использовались их прижизненные письменные показания.

На упомянутом совещании японских военных атташе в Берлине также обсуждался вопрос о шпионаже против СССР, проводившемся разведывательными службами Токио за пределами Советского Союза. При этом особую активность в осуществлении программы подрывной и диверсионной деятельности против нашей страны проявлял генерал-лейтенант Хироси Осима. В 1936-1938 гг. он занимал должность военного атташе Японии в Германии, а в 1938-1939 гг. и в 1941-1945 гг. стал послом. При этом убедительным доказательством совместной подрывной деятельности спецслужб Берлина и Токио против Советского Союза был меморандум рейхсфюрера Гиммлера о встрече с послом Осимой в Берлине от 31 января 1939 г.

Вот этот документ: "Сегодня я посетил генерала Осиму... Мы обсудили заключение договора, благодаря которому треугольник Германия-Италия-Япония принял определенную твердую форму. Он сообщил мне также, что вместе с германским контршпионажем (абвер) осуществляет большую работу по разложению в России через Кавказ и Украину. Однако эта организация сможет стать эффективной только в случае войны". И далее: "Для этого ему (Осиме. - авт.) удалось послать десять русских с бомбами через русскую границу. Эти русские имели приказ убить Сталина. Большое количество других русских, которых он также послал, были застрелены на границе...

Берлин, 31 января 1939 г.
Рейхсфюрер СС Гиммлер"

По свидетельству Анатолия Николаева, сам Осима на Токийском процессе юлил, выкручивался, пытался запутать суд. Но с особым упорством генерал отрицал свои действия по подготовке убийства Сталина. И в то же время признал, что покушение на Верховного было делом весьма рискованным. Имеются данные, что Сталина намечалось убить на Кавказе - в Мацесте, где он принимал ванны. Его должны были расстрелять разрывными пулями. Эта операция считалась такой рискованной, что возвращение группы террористов планом не предусматривалось.


БЫЛ ЛИ У СТАЛИНА ДВОЙНИК?

Действительно, шансов у террористов было бы немного. Ведь для охраны высших руководителей принимались чрезвычайные меры. Существует легенда, что в целях безопасности у Сталина был двойник, заменявший его на многолюдных торжествах. Двойник якобы хорошо знал манеры, привычки, жесты "вождя народов".

Эта легенда, возможно, имеет под собой реальную почву. Канадский репортер Гэрол, много лет живший в нашей стране, провел собственное журналистское расследование, по крупицам собрал материалы. Он утверждает, что фамилия двойника Лубницкий. Однако эти публикации Гэрола у нас неизвестны. В то же время один из немногих доживших до наших дней охранников Сталина отрицает существование каких-либо двойников вождя.


СУХОПУТНЫЙ БРОНЕНОСЕЦ И ЯПОНСКИЕ АРХИВЫ

Есть смысл рассказать и о технических мерах обеспечения безопасности вождя. Предположим, что агентам спецслужб противника удалось подкараулить автомашины с государственными лидерами. Однако затем их ожидало бы разочарование. Правительственные машины ездили не по одиночке, а группой, причем при движении они часто меняли свое место в колонне. Автомобили, новейшие лимузины СССР того времени ЗИС-101, не имели внешних отличительных признаков - все одного цвета. Так что определить, в какой из них вождь, а где охранники, было трудно.

Машина, в которой обычно ездил Сталин, была особой - американский "паккард" с бронированным корпусом и пуленепробиваемыми стеклами. Кроме того, этот автомобиль в качестве защитного устройства имел систему распыления отравляющего газа. Его масса без пассажиров достигала 7 тонн. Такому "броненосцу" не страшны были ни выстрелы в упор из винтовки или автомата, ни ручные гранаты. Серьезно повлиять на движение личного авто Сталина мог только взрыв фугаса большой мощности или противотанковой мины, которые необходимо было тайно заложить на маршруте следования машины. Но сделать это в то время было просто невозможно.

Правда, в 1943 г. на вооружении вермахта появилось новое противотанковое средство - реактивный ручной гранатомет калибра 82 мм, предшественник известного "фаустпатрона". С расстояния до 150 м реактивная граната могла пробивать броню толщиной до 200 мм. Но к тому времени руки германской разведки и диверсионных служб были уже связаны - им так и не удалось совершить задуманное. Хотя несколько образцов этих гранатометов в том же году появились в Москве, но только как трофеи, которые были изучены в одной из лабораторий Военной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского.

Но вернемся к обвинительному заключению Токийского суда. Признал ли генерал Осима себя виновным? Разумеется, нет. Ибо такой матерый разведчик, как он, не мог так просто признаться. Нужны были очень веские факты, доказательства. Но в конце концов в результате кропотливейшей работы нашлись факты, подтверждающие виновность генерала. В их числе - свидетельства японских офицеров, письменные показания Семенова и Родзаевского, протокол допроса одного из главных немецких военных преступников - Гесса, другие документы. Конечно, собрать их было непросто. И вот почему.

2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о капитуляции. Бомбардировок в то время уже не было, но над Токио, словно гигантские свечи, неделями стояли огромные столбы дыма. Японцы старались уничтожить свои архивы, в том числе и разведки, чтобы замести следы военных преступлений. По всем министерствам и ведомствам спешно сжигалось огромное количество бумаг. Но все же обвинение располагало значительным числом найденных документов. Международный военный трибунал на их основе признал бывшего генерал-лейтенанта императорской армии Осиму виновным и в приговоре записал: "Подсудимый Осима, находясь в Берлине, тайно занимался подрывной деятельностью, направленной против советского государства и его руководителей, обсуждая эти вопросы с Гиммлером".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
890
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1041
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1451
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1172

Другие новости