0
1506
Газета Спецслужбы Интернет-версия

18.08.2000 00:00:00

Нецелесообразное объединение

Тэги: агент, ЦРУ, разведка


В потоке печатных изданий, образцами которых заполнены ныне прилавки лотков книжных магазинов, немалое место занимают различного рода шпионские истории, где действуют "полковники ЦРУ", а агенты этого ведомства вербуют тоже агентов. Критиковать авторов подобных опусов бессмысленно, так как их почитателям совершенно неважны такого рода нюансы. Однако, к сожалению, схожие ошибки и неточности достаточно часто встречаются и в серьезных публикациях, в которых ведется профессиональный разбор отдельных аспектов деятельности разведывательного сообщества США. При этом есть определенный набор погрешностей, присущий многим материалам, в том числе публикуемым в "Независимом военном обозрении" и "Независимой газете". Можно сказать, что сложилась определенная мифология в этом плане и имеет смысл на основании американских документов несколько в ней разобраться.

Миф первый

Периодически упоминаемое в публикациях понятие "центральная разведка США" не менее периодически подается как единая организация, нечто целое, а директор центральной разведки - как "начальник" всей американской разведки.

На самом деле сам термин имеет несколько виртуальный характер. В США существует ряд самостоятельных спецслужб, объединенных не имеющим строгого юридического толкования названием "разведывательное сообщество". Этот термин появился вначале в публикациях прессы и исследованиях специалистов, быстро прижился и лишь сравнительно недавно стал употребляться в документах конгресса и администрации. Данное понятие имеет описательный характер, так как оно просто включает весь набор существующих в США спецслужб: ЦРУ, Разведуправление Министерства обороны (РУМО), Управление национальной безопасности (УНБ) Министерства обороны, органы космической разведки Пентагона, разведуправления видов вооруженных сил, бюро разведки и исследований госдепартамента, занимающиеся разведывательной деятельностью подразделения министерств юстиции и финансов, а также Федеральное бюро расследований (ФБР).

Понятие же "центральная разведка" (ЦР) было введено при создании в 1947 г. общенационального органа стратегической разведки. Закон о национальной безопасности определил основное предназначение ЦР как "координацию разведывательной деятельности различных правительственных организаций и агентств". Соответственно и предусмотренный в законе директор центральной разведки (ДЦР) изначально не наделялся управленческими функциями в отношении других спецслужб. И, возможно, самое главное - он не распоряжается всем бюджетом разведсообщества, хотя такое понятие и существует в американской практике (об этом будет сказано ниже). Кстати, совсем не случайно ни разу за все время на эту должность не назначался "освобожденный" чиновник, а обязанности ДЦР по совместительству исполняет директор ЦРУ. И только именно к этому сектору его обязанностей применимо название - директор центральной разведки Такая традиция сложилась не на пустом месте, а в основном в связи с тем, что функции ДЦР отличаются неопределенностью. Для повседневной организационной работы существует штаб разведывательного сообщества, насчитывающий около 250 человек и финансируемый отдельной строкой в бюджете. Его сотрудники занимаются выработкой общих направлений разведывательной политики, координацией деятельности органов разведсообщества, обоснованием бюджетных запросов, подготовкой предложений по распределению между спецслужбами запросов потребителей развединформации.

При директоре центральной разведки существует также ряд межведомственных органов (советы и комитеты по внешней разведке, по разведывательной информации, по контрразведывательной политике и др.), в которые входят руководящие работники разведслужб. Все эти органы являются консультативными и совещательными и служат для координации работы ведомственных спецслужб, а не для управления деятельностью всего разведсообщества.

Миф второй

Распространено мнение: ЦРУ чуть ли не главный или единственный орган национальной разведки США.

Безусловно, оно занимает особое место среди американских спецслужб, а директор управления подчинен непосредственно президенту страны. Отличается ЦРУ и кругом задач (в основном это все-таки политическая разведка). Однако ни по численности сотрудников (по разным оценкам, 16-18 тыс. человек), ни но размеру годового бюджета управление не является лидером в разведсообществе. Что касается персонала, то пальму первенства держит УНБ, занимающееся радио- и радиотехнической разведкой, дешифрованием кодов иностранных государств и обеспечением всех правительственных ведомств шифрами и закрытыми системами связи. По данным независимых американских специалистов, на него работают более 20 тыс. человек. Видимо, не уступают УНБ по численности сотрудников и структуры Министерства обороны, связанные с космической разведкой. Однако подсчет их персонала крайне затруднен из-за чрезвычайной секретности, окружающей эту сферу деятельности, и различных методик оценки того, кого причислять к штатным сотрудникам разведки, а кого относить к техническому персоналу других служб.

По объему финансовых средств, выделяемых на решение поставленных задач, ЦРУ также не занимает первой строки. Согласно опубликованным несколько лет назад Федерацией американских ученых данным, из общего бюджета разведсообщества в сумме примерно 30 млрд. долл. для управления предназначается только около 3 млрд., а львиная доля средств - более 80% - уходит на нужды военной разведки.

Миф третий

Утверждается, что ЦРУ - военное ведомство (военизированное), а его кадровые сотрудники - офицеры.

Нужно сразу и однозначно сказать, что этого не было никогда. Подобный вопрос всерьез не ставился ни в период полемики после Второй мировой войны о необходимости создания общенационального органа стратегической разведки и подготовки закона о национальной безопасности 1947 г., учредившего ЦРУ, ни позднее, когда принимались поправки к нему и другие законодательные акты, регулирующие деятельность спецслужб. Это не означает, что в Лэнгли никогда не работали офицеры. Работали и работают - прикомандированные из Министерства обороны (в основном это специалисты по радиотехнической и видовой разведке). Их не так мало, но офицерами ЦРУ они называться не могут, так как состоят в кадрах вооруженных сил. Кроме того, на посты директора ведомства и его заместителей периодически назначаются генералы и адмиралы (последним почему-то отдается предпочтение), которые продолжают носить звание того вида вооруженных сил, где оно получено.

Миф четвертый

Он утверждает, что существующая в США система контроля за функционированием спецслужб действует безукоризненно и охватывает все стороны их деятельности.

Система надзора действительно создана, и она достаточно детально описана в публикации "НВО" (# 22). Однако необходимо отметить некоторые важные особенности. Во-первых, контролирующие органы и лица не вмешиваются в оперативную работу спецслужб. Они отслеживают расходование средств в соответствии с утвержденным бюджетом, проверяют обеспечение секретности, соблюдение общих правовых норм и документов, регламентирующих деятельность ведомств. Это непосредственно относится ко всем должностным лицам в структурах исполнительной власти, призванным исполнять надзорные функции. Например, помощник министра обороны по надзору за разведкой в оперативном отношении не является начальником для РУМО, УНБ и других органов военной разведки. По своему статусу он рассматривает все вопросы, связанные с обвинениями в нарушении законности, проводя административные расследования и инспекции в сфере своей ответственности и представляет доклады министру обороны. В своих рекомендациях он, естественно, не дает советов, как вести агентурную разведку или как повысить эффективность радиотехнических средств.

Во-вторых, как убедительно показывает американская практика, само существование системы контроля и соответствующей законодательной базы совсем не является гарантией соблюдения законности как рядовыми сотрудниками спецслужб, так и руководителями всех рангов, включая президента. Сравнительно недолгая история американской разведки изобилует примерами прямого нарушения законов собственной страны. Кадровые разведчики попадались на наркобизнесе, подготовке политических убийств за рубежом, обучении террористов и сотрудничестве с ними. Действовали они как по личной инициативе, так и по указаниям своих руководителей. Характерным в этом плане является пассаж из заключительного доклада комиссии конгресса по расследованию запрещенных законами поставок оружия Ирану и использования получаемых средств для закупки оружия никарагуанским антиправительственным силам (дело "Иран - контрас"). В многоходовой операции активное участие принимали сотрудники ЦРУ, аппарата Совета национальной безопасности (СНБ) и даже вице-президент Джордж Буш. Члены комиссии констатировали: "Дело "Иран - контрас" стало возможным в результате нарушений законов отдельными лицами, а не из-за отсутствия правовой базы или недостатков существующей системы государственной власти". В данном случае законодатели, прикрываясь необходимостью защиты национальных интересов, предпочли не называть имена нарушивших закон руководителей высокого ранга и вывели из-под удара президента Рональда Рейгана. Главным "стрелочником" сделали работавшего в СНБ подполковника морской пехоты Оливера Норта, в компании с ним пострадали и некоторые сотрудники ЦРУ. С тех пор приняты новые законы и директивы. Однако и сейчас в такой щекотливой с точки зрения соблюдения правовых норм сфере, как проведение тайных операций, решение практически может быть принято единолично президентом, несмотря на то что существует специальная процедура согласования с конгрессом.

Примеры мифологических представлений об американской разведке могут быть продолжены. Однако хотелось бы вернуться к первому пункту, рассмотрев его под другим углом. За последние годы в нашей стране возникали предложения о создании некоего разведсообщества под единым руководством. В зависимости от расстановки политических фигур в тот или иной период в качестве такого "начальника всей российской разведки" назывались то помощник президента по национальной безопасности, то секретарь Совета безопасности, то специально назначенное лицо. При этом зачастую неправомерно использовались ссылки на опыт США. Приведенные выше сведения показывают, что американское разведывательное сообщество - это конгломерат самостоятельных спецслужб, координирующих свою деятельность в рамках определенной президентом стратегии национальной безопасности, но подчиняющихся руководителям своих ведомств. Кроме того, именно опыт США и многих других стран говорит еще об одном: объединение разведслужб признано нецелесообразным, так как лишает высшее руководство страны источников независимой информации для принятия решений стратегической важности.

И все-таки в заключение еще немного об американской разведке и используемых терминах. Можно в качестве версии предположить, откуда появилось выражение "офицер ЦРУ". В бытовой практике в США обращение к самым что ни на есть рядовым полицейским и сотрудникам ряда государственных учреждений звучит как "officer" и означает не более чем просто официальное лицо. (Вспомните, к кому у нас только не обращаются с родным до боли словом "девушка", хотя по возрасту она может быть и бабушкой.)

Еще один пример такого же рода. Сравнительно часто, когда речь идет о кадровом сотруднике ЦРУ, можно встретить сочетание "агент ЦРУ". Происхождение термина вполне объясняется тем, что оперативные должности в управлении, а также в ФБР по-английски действительно называются агент (agent) или специальный агент. Для этого достаточно просто посмотреть хотя бы одну серию "Секретных материалов". Возникает невольная путаница, потому что в мировой практике под агентом все-таки понимается лицо (как правило, иностранец), которое вербуется для выполнения задач в интересах другого государства.

И, наконец, загадка. Почему два ведомства разведсообщества США, имеющие в английском названии одно и то же существительное - AGENCY, - по-русски многие авторы предпочитают называть по-разному: Центральное разведывательное УПРАВЛЕНИЕ и АГЕНТСТВО национальной безопасности?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
818
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
960
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1343
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1079

Другие новости