За годы своей деятельности израильская секретная служба "Моссад" осуществила тысячи тайных операций. Например, раздобыла копию доклада Никиты Хрущева ХХ съезду КПСС о преступлениях Иосифа Сталина, успешно "обработала" иракского летчика, который сбежал в 1965 г. из своей страны на советском самолете МиГ-21, захватила в Аргентине нацистского преступника Адольфа Эйхмана, внедрила израильского агента-нелегала Эли Коэна в сирийскую правящую верхушку.
Однако бывали у "Моссада" и провалы. Приведем краткий перечень неудач.
Операция с целью ликвидации террориста летом 1973 г. Израильские агенты действовали в норвежском курортном городке очень бестолково. Они не только убили не того человека, но и сами оказались в руках норвежской полиции.
Сбитый по ошибке ливийский самолет. Причина - неточная информация о нахождении на борту палестинского лидера.
Втягивание государства Израиль в ливанское болото. Произошло это из-за того, что была получена ошибочная информация о надежности христиан Ливана как союзников.
Странное решение попытаться остановить в 1990 г. издание в Канаде и США книги Виктора Островского о "Моссаде". Миллионы людей увидели, как израильская разведка, сотрудником которой был автор, старалась предотвратить публикацию книги, и когда она вышла в свет, кинулись ее покупать.
Потеря фальшивых английских паспортов в телефонной будке и неудачная вербовка палестинского агента в Англии. Два провала, приведших к длительному периоду охлаждения отношений с Великобританией.
Арест четырех агентов "Моссада" в Никосии в 1991 г. в тот момент, когда они пытались подключиться к телефонной линии иранского посольства. Позорность ситуации заключалась еще и в том, что арестовал израильтян всего один пожилой полицейский, который благодаря этому случаю наконец-то получил повышение после 20 лет службы. Там же, на Кипре, в ноябре 1998 г. были пойманы с поличным еще два агента "Моссада", действовавших в интересах Турции.
И, наконец, провал агентов "Моссада" в дружественной Израилю Швейцарии. Это привело к отставке главы разведывательной службы Дани Ятома.
О последнем провале стоит рассказать подробнее.
17 февраля 1998 г. в Швейцарию рейсом авиакомпании "Эл-Ал" прибыли пять сотрудников "Моссада". Ночью 19 февраля они были задержаны местной полицией в одном из домов в пригороде Берна, где проживают иностранные дипломаты.
Двое агентов находились снаружи, а трое прослушивали и записывали телефонные разговоры, которые велись из квартиры, принадлежавшей иранскому представителю. По другой версии, в этой квартире проживал швейцарец, тесно связанный с проиранской экстремистской группировкой "Хезболлах". Одна из жительниц, которой в ту ночь не спалось, заметила около дома подозрительных людей и вызвала полицию.
Однако арестованные агенты "Моссада", как сообщила позднее лондонская "Таймс", имели более серьезное задание, чем прослушивание телефонных разговоров. Прежде всего они должны были ликвидировать в Берне двух бизнесменов, связанных с "Хезболлах".
Газета пояснила, что эти сведения ее корреспондент получил от сотрудника резидентуры "Моссада" в Брюсселе, который пошел на это признание из-за разногласий со своим шефом. Ссылаясь на данное интервью, "Таймс" сообщила также, что один из арестованных агентов участвовал в неудавшемся покушении на Халеда Машаля.
Одним из тех, кого предстояло ликвидировать, был 32-летний Абдулла Зейн, выходец из Южного Ливана, уже несколько лет проживавший в Швейцарии. По сведениям "Таймс", агенты намеревались применить тот же яд, который был использован в операции по устранению Машаля.
Сотрудник брюссельской резидентуры сообщил, что "швейцарскую операцию" утвердил бывший глава "Моссада" Дани Ятом. После провала в Иордании он стремился спасти свою репутацию и... кресло.
Серьезный провал израильские спецслужбы потерпели в 1998 г. в соседнем Ливане. Тогда были раскрыты и арестованы 17 местных граждан, завербованных в 1995 г. сотрудниками израильской военной разведки "UNIT-504".
Материалы со шпионской информацией они направляли в Афины на арендуемый военной разведкой Израиля абонентский ящик. Денежные вознаграждения агентуре были весьма приличными.
По сообщениям бейрутской печати, раскрытие израильской агентурной сети произошло в результате "явки с повинной" одного из ее участников - офицера разведки армии Южного Ливана, контролируемой Израилем. Его имя - Раджа Вард. Впрочем, некоторые эксперты склонны считать, что на самом деле этот офицер был агентом-двойником ливанских спецслужб. Они вспомнили в этой связи о скандальном случае в 1997 г., когда один из таких же "двойников" передал в "UNIT-504" ложные сведения об одном из лидеров организации мусульман-шиитов "Амаль", якобы укрывавшемся в прибрежном ливанском поселке. Для его захвата израильтяне направили отряд спецназа, который был почти полностью уничтожен в заранее подготовленной засаде.
По ливанскому законодательству агентам израильской спецслужбы грозит смертная казнь. Вместе с тем адвокаты обвиняемых полагают, что смогут смягчить приговор. Подобный прецедент имел место в 1997 г., когда военный трибунал Ливана, рассмотрев дело другой агентурной группы из 87 (!) человек, приговорил их к 15 годам лишения свободы.
Анализируя причины провалов израильских секретных служб, многие эксперты сходятся во мнении, что правительство и разведсообщество Израиля "не извлекли полезных уроков из провалов своих спецслужб еще в 1973 г.". Тогда выявилась неспособность их аналитиков давать правильную оценку добываемой информации. Несмотря на регулярно поступавшие сведения об усилении военных приготовлений в Египте и Сирии, руководство "Моссада" и других израильских спецслужб было убеждено, что военное нападение на Израиль невозможно.
Кроме того, в разведке продолжали работать сотрудники, утверждавшие, что для обеспечения безопасности Израиля следует делать все, что считают необходимым спецслужбы. Как правило, они находили поддержку "ястребов" в правительственных кругах, получая санкции на проведение острых операций без учета сложившейся в мире обстановки и условий разведывательной деятельности в отдельных странах.
По мнению экспертов, помимо некомпетентности исполнителей этих операций были допущены серьезные просчеты в их планировании. Конкретнее - игнорировалась возможность провала и соответственно негативные политические последствия для национальных интересов Израиля. Но самое главное - кураторов из спецслужб, как правило, мало беспокоила безопасность и судьба завербованной агентуры...