0
2573
Газета Спецслужбы Интернет-версия

15.09.2000 00:00:00

На острие копья

Тэги: НВФ, борьба, повстанец


Противодействие незаконным вооруженным формированиям (НВФ), или, по западной терминологии, "противоповстанческая" "контрпартизанская" борьба, является серьезнейшей головной болью для политических властей во многих государствах. В настоящее время НВФ активно действуют почти в 40 странах мира.

АРМИЯ И ЕЕ СПЕЦНАЗ

Наибольшие масштабы и особенно ожесточенный характер деятельность таких формирований приобрела в последнее двадцатилетие в Афганистане, Индии, Пакистане, Шри Ланке, Камбодже, Ливане, Израиле, Анголе, Чаде, Колумбии, Турции, Мозамбике. Существуют НВФ и на европейском континенте - в Северной Ирландии ("Ирландская республиканская армия"), Испании ("Армия басков"), в Италии ("Красные бригады", "Отряды действия пролетариата" и др.), в ФРГ ("отряды Красной Армии"). С необходимостью безотлагательного и эффективного отпора НВФ, вплоть до их физического уничтожения, столкнулись и правительства ряда государств, образовавшихся после распада СССР.

Западные военные специалисты пришли к выводу, что все недостатки проведения вооруженными силами (ВС) ограниченных (противоповстанческих) операций проистекали из-за того, что эти меры ошибочно рассматривались как эквиваленты "уменьшенных копий больших войн". Отсюда следует по меньшей мере два важных вывода. Первый - части и подразделения, осуществляющие силовые акции против НВФ, должны быть хорошо подготовлены для решения специфических военных, разведывательных, полицейских, административных и иных задач, большей частью которых в обычной обстановке заниматься обязаны гражданские власти.

Второй вывод - в отличие от победы в обычной войне победа в подобного рода конфликтах в конечном счете означает не физическое уничтожение противника, а создание в стране (на территории) таких новых условий, при которых достижение повстанцами своих политических целей становится практически неосуществимым.

Выбор преимущественно невоенных средств воздействия в подобных ситуациях обусловлен не преобладанием пацифистских настроений, а прагматическим выводом, что такая линия поведения в вооруженном внутригосударственном конфликте наиболее эффективна.

Использование регулярных ВС в противоповстанческой борьбе потребовало от военно-политического руководства некоторых стран проведения множества практических мероприятий. Особые условия ведения боевых действий, широкое применение в ряде случаев тактической авиации, воздушно-десантных и моторизованных соединений и частей выдвинули в центр внимания специальные и так называемые легкие формирования. Им более всего свойственны стратегическая и тактическая мобильность, высокая боеготовность, гибкость в использовании и способность к самостоятельным действиям.

В составе специально подготовленных соединений, выделяемых для борьбы с повстанцами, должны быть представлены части всех родов войск и служб. Их нужно оснащать таким оружием и военной техникой, которые отвечали бы требованиям их использования в природно-географических условиях районов оперативного предназначения.

Специально выделенные формирования обязаны находиться в постоянной готовности к переброскам и развертыванию в местах оперативного предназначения, а с прибытием на место - быть способными начать боевые действия немедленно. А поскольку они ведутся (пусть даже временно) в условиях ограниченной тыловой поддержки или полного ее отсутствия, то спецконтингенту ВС приходится рассчитывать главным образом на собственные силы и средства. Наконец, самостоятельность соединений и частей специального назначения в ведении боевых действий не исключает, а, напротив, предполагает его подготовленность к взаимодействию с войсками возможных союзников.

Таким образом, основная роль в борьбе с незаконными вооруженными формированиями отводится соединениям, частям и подразделениям, обладающим наибольшей способностью к быстрым действиям в различных кризисных ситуациях, а также силам специального назначения.

ЭКСТРЕННОЕ РЕАГИРОВАНИЕ

Большинство вооруженных внутригосударственных конфликтов отличает противостояние регулярной армии иррегулярным формированиям. Парадоксально, но факт: армия, несмотря на свое, как правило, многократное численное превосходство, использование более совершенного и современного оружия и боевой техники, поддерживаемая мощным военно-экономическим потенциалом, в подавляющем большинстве случаев все же не может добиться решающей победы над слабо организованным и плохо вооруженным противником. Практика крупных внутригосударственных конфликтов, а также опыт партизанской борьбы как их составной части подсказали один из возможных выходов: создание специальных (элитных) отрядов и организованных групп, прошедших особую подготовку и соответствующим образом вооруженных. Например, такие отряды, созданные в годы второй мировой войны в каждой союзнической стране, действовали в глубоком тылу противника, используя тактику ведения партизанских действий.

После окончания войны они были распущены, так как высшее военное руководство считало включение отрядов (войск), предназначенных для ведения "неконвенциональной" войны, в организованную структуру ВС на постоянной основе нецелесообразным. Тем не менее в 1950 г. в США были вновь сформированы первые разведывательно-диверсионные роты "рейнджеров". Однако действовали они в основном не самостоятельно, а в тесном взаимодействии с частями сухопутных войск. Опыт использования этих подразделений в ходе войны в Корее послужил основой для создания войск специального назначения, нацеленных в первую очередь на ведение "партизанской (контрпартизанской) войны".

В 70-е годы военно-политическое руководство ведущих западных стран пришло к выводу о необходимости формирования специально подготовленных контингентов ВС, предназначенных для экстренного использования в зонах возникновения кризисных ситуаций. Инициативу в решении этого вопроса взяло на себя командование ВС США: в штабах видов вооруженных сил началась разработка наиболее оптимального варианта структуры сил быстрого развертывания (СБР), а также форм и способов их боевого применения. В 1992 г. в ходе начавшихся в США мероприятий по реализации новой национальной военной стратегии американское командование уточнило задачи и боевой состав сил быстрого развертывания, а также определило новые требования к их стратегической мобильности. В соответствии с концепцией "базовых сил", положенной в основу строительства ВС США на ближайшие пять-семь лет, СБР рассматриваются в качестве особого оперативно-стратегического компонента, задача которого - экстренное реагирование на возможные изменения военно-политической обстановки. В настоящее время в качестве новых, дополнительных целей для СБР определены следующие: борьба с терроризмом и наркобизнесом, выполнение миротворческих миссий.

В основу принципов боевого использования СБР положена быстрая переброска по воздуху в район оперативных действий небольшого по численности, мобильного контингента воздушно-десантных (пехотных) войск, подразделений сил специального назначения до двух эскадрилий тактической авиации. Главной задачей этой передовой группировки является захват и удержание ключевых пунктов и объектов в районе конфликта до прибытия более крупных сил - первого эшелона СБР. Одновременно или заранее в этот район могут забрасываться отряды специального назначения. Их дело, как правило, - организация и проведение диверсий, актов саботажа и подрывных действий. Эти отряды будут также действовать в интересах проводимых группировками СБР операций на ТВД.

Принципиально новым является то, что СБР могут использоваться в отсутствие состояния вооруженного конфликта, но при наличии фактических предпосылок его возникновения. Такие действия предполагают борьбу с терроризмом и "операции в чрезвычайной обстановке", ограниченные удары и рейдовые операции (диверсионные действия), другие оперативные мероприятия

ПЛЮС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

В США также считают, что наряду с непосредственно военными действиями все больше возрастает роль "психологических операций" СБР в связи с широким вовлечением их в "гражданские мероприятия". В частности, утверждается, что операции по ведению "нетрадиционной войны" во многом зависят от успешного осуществления психологических операций. Персонал спецвойск должен хорошо понимать значимость таких мероприятий.

Психологические акции, считают американские военные специалисты, целесообразно применять на всех этапах партизанской борьбы и во всех аспектах этой "специальной" войны.

Они также считают, что личный состав войск, используемых для борьбы против иррегулярных формирований, испытывает моральное и психологическое напряжение, не ощущаемое при обычных условиях ведения боевых действий. Возникает оно в немалой мере под воздействием следующих факторов:

- естественного для военнослужащих нежелания применять насилие против женщин, стариков и детей, которые обычно участвуют как в открытых, так и в тайных действиях повстанческих сил или которые должны быть переселены или сконцентрированы в одном месте по соображениям безопасности;

- страха перед повстанцами, о жестокости которых военнослужащие регулярных подразделений слышали или в которой убедились сами;

- особенностей боевых действий против партизан (отсутствие зачастую очевидных результатов при операциях против повстанцев; суровые условия, в которых приходится жить и воевать: незнание тактики ведения противоповстанческой войны и организации диверсий и шпионажа).

Кроме того, военнослужащие, не прошедшие специальной подготовки для действий против повстанцев, могут прийти в замешательство, столкнувшись с тактикой иррегулярных формирований и проявлениями фанатизма участников повстанческого движения, их самоотверженностью и преданностью своему делу.

Исходя из этого, командиры всех степеней должны в соответствии с уставами и наставлениями постоянно заниматься идеологической подготовкой своих подчиненных, с тем чтобы нейтрализовать воздействие на них вышеуказанных моральных и психологических факторов. Кроме того, такая подготовка преследует еще одну цель - войска должны производить благоприятное впечатление на местных жителей своей дисциплинированностью и умением обеспечить личную безопасность и охрану местных гарнизонов и объектов.

Происходящие изменения в военно-политической и стратегической обстановке в различных регионах мира вынуждают большинство государств к уточнению взглядов на пути и способы обеспечения своей национальной безопасности При этом трансформации в первую очередь подвергаются установки на характер возможных конфликтов и порядок применения в них ВС.

Вместе с тем, по формирующемуся сейчас во многих странах мира мнению, ВС необходимо пускать в ход только в том случае, когда на карту поставлены интересы страны. Причем, они должны пользоваться решительной поддержкой общественности и быть предельно ясны. Это - первое условие использования ВС. Второе сводится к тому, что применяться должна только достаточная сила, чтобы обеспечить достижение поставленных целей быстро и с минимальными потерями.

ОТ ЛОЗУНГОВ ДО НАСИЛИЯ

К сожалению, зона конфликтом в современном мире постоянно расширяется. Во многих государствах мира, в том числе на пространстве СНГ, есть предпосылки для возникновения организованной оппозиции, которая часто начинает с лозунгов, а затем прибегает к вооруженному насилию.

По мнению западных аналитиков, внутригосударственные конфликты, которые могут стать толчком к повстанческим и партизанским действиям, в современных условиях чаще всего возникают на почве военно-политической конфронтации соперничающих субъектов федерации (конфедерации). Диапазон внутригосударственных конфликтов может простираться от подрывной деятельности до действий с применением военной силы. Они ведутся с помощью своеобразного сочетания политических, экономических, информационных и непосредственно военных средств. Внутригосударственные конфликты нередко имеют ограниченные масштабы, тем не менее они оказывают непосредственное влияние на проблемы региональной и даже глобальной безопасности.

Изучение мирового опыта показывает, что как в демократических, так и в авторитарных государствах вооруженные силы, ставя цель уничтожения НВФ, стремятся реализовать ее поэтапно. Предварительно обеспечивается сбор по возможности полной разведывательной информации о целевых установках НВФ, их лидерах и ближайшем окружении, численности, структуре, дислокации, системе управления и связи, финансовых возможностях, количестве оружия и боеприпасов, средствах и методах подготовки, видах деятельности и конспирации партизан.

Затем начинается проведение широкомасштабных войсковых и специальных операций. Их цель - уничтожение живой силы и техники противника, освобождение захваченных районов, лишение его опорных баз. Производится локализация сопротивления и блокирование отдельных партизанских подразделений для последующего уничтожения, пленение или вытеснение их на территорию соседнего государства. Одновременно осуществляются меры по захвату или уничтожению руководства НВФ.

На заключительном этапе ликвидируются последние очаги сопротивления, происходит изъятие оружия и боеприпасов в местах, где проходили боевые действия, поимка отдельных скрывшихся партизан и др.

Именно по такой схеме осуществлялись антипартизанские акции в Ливане, Афганистане, Ираке, Турции, Колумбии. Шри Ланке, Индии и других странах.

Как считают западные военные специалисты, бригадные и батальонные тактические группы ("тяжелые" и "легкие"), усиленные подразделениями специального назначения, призваны играть роль "острия копья" объединенной группировки войск, задействованной в вооруженном конфликте (противоповстанческих операциях).

Участие армии в противоповстанческой борьбе, полагают во многих зарубежных государствах, служит обеспечению их внутренней безопасности. Целый ряд стран мира накопили достаточно богатую практику в этой области, и она, несомненно, могла бы более тщательно изучаться у нас.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Великобритания готова инвестировать в экономику Киргизии

Великобритания готова инвестировать в экономику Киргизии

Виктория Панфилова

Лондон укрепляет позиции в Центральной Азии

0
890
Знание свидетеля событий

Знание свидетеля событий

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

95 лет со дня рождения историка Натана Эйдельмана

0
916
Пять книг недели

Пять книг недели

0
499
В берете и с усиками сто лет тому назад

В берете и с усиками сто лет тому назад

Кирилл Плетнер

Пригородный блюз то ли о старом бронтозавре, то ли о подлеце в самом соку

0
805

Другие новости