"Это было бы очень смешно, если бы не было так грустно", - скорее всего такая мысль возникает у добропорядочного немецкого налогоплательщика после прочтения одной из статей в журнале "Шпигель" (# 5 за 2001 г.). В ней предана огласке удивительная история об одном предприимчивом сотруднике разведывательной службы Германии - БНД.
В представлении обывателя агент разведки - это рыцарь без страха и упрека. Он бескорыстный супермен, проявляющий чудеса храбрости и изобретательности при добывании чужих секретов. Узнав о том, что произошло в недрах БНД, достопочтенные бюргеры наверняка изменят свое отношение к бойцам "невидимого фронта" этого почтенного ведомства, разместившегося в городке Пуллах на юге Германии.
В 90-х годах прошлого столетия некто Гельмут Данц (псевдоним Дедлер), занимавший должность руководителя направления "34 AB" (страны СНГ), предложил бывшему аналитику БНД, руководившему фирмой по продаже баллонов со сжатым воздухом Альфреду Хесцгеймеру, маленький "гешефт". Хесцгеймер (во время службы в БНД он имел псевдоним Альберт) должен стать агентом БНД и на платной основе добывать секреты других стран. В этом не было бы ничего необычного, если бы не один нюанс. Источником информации был сам организатор этого "дела" - Гельмут Данц.
Имея доступ к информационным материалам родного ведомства, он неутомимо разрабатывал эту золотую жилу. На основании полученных от Данца сведений, торговец воздухом создавал разведдонесения, за которые ему ничего не подозревавший резидент Рихард Эрбен, кстати и сейчас работающий в БНД, платил по 200, а потом - 250 марок. Гонорар за сданное "вторсырье" делился по честному: 70% получал "информационный спонсор", а 30 - суперагент, получивший новый псевдоним "Сэр".
Сэр Альберт "работал" неутомимо. В своих докладах он "осветил" темные стороны более чем 70 государств. В его донесениях приводились данные и давалась оценка таким явлениям, как отмывание денег, торговля оружием и наркотиками, терроризм и деятельность иностранных спецслужб. При этом, к великой радости руководства БНД, эти оценки полностью совпадали с их собственными (что, конечно же, не удивительно).
Ни одна страна мира не была застрахована от ока этого вездесущего шпиона. Он "действовал" в Центральной и Южной Америке, на Ближнем и Среднем Востоке. А Россия для него была попросту "открытой книгой". Самым удивительным было то, что всю информацию Сэр Альберт получал, не выезжая из своего родного Мюнхена. Ему "поставляли" секреты своих стран "доверенные люди" и якобы "завербованные" им агенты, занимавшие очень высокие должности в государственных органах своих стран. Руководство БНД было просто в восторге от своего агента, "накрывшего" своей шпионской сетью почти весь мир. Результативность работы Сэра была потрясающей. В течение без малого пяти лет он предоставил около тысячи информационных материалов, большая часть которых попала в категорию "ценные".
В конце концов эта результативность, а также лень сыграли роковую роль в судьбе этого человека. Некоторые трезвомыслящие сотрудники БНД начали задумываться об истинных источниках информации, предоставляемой Сэром Альбертом. А после того, как один из аналитиков обратил внимание на схожесть донесений агента с данными, содержащимися в компьютерах разведывательного ведомства, за "суперагентом" было установлено наблюдение.
Почуяв неладное, Сэр отошел от активной работы, мотивируя это заботой о "своих людях" за границей. И все эти проделки сошли бы двум компаньонам с рук, если бы не их жадность.
Когда иссяк источник поступления денег, они предложили свои услуги резиденту польской разведки в Мюнхене Яношу Игнатьеву, работавшему в консульстве под дипломатическим прикрытием. Не учли продавцы "воздуха" только одного. Польша всеми силами стремится вступить в НАТО. Поэтому информация об "инициативниках" быстро дошла по "назначению".
Итогом деятельности двух шпионов стал приговор суда, состоявшегося в феврале 1999 г. "Суперагент" получил два года тюрьмы (условно), а его "куратор" - четыре с половиной года и совсем не условно.
Закономерный вопрос: а где же деньги? Как водится, 291 823 марки и 40 пфеннигов, полученные согласно финансовым документам БНД Сэром давно потрачены. Разведка намерена через суд получить с Сэра-Хесцгеймера обратно 234 800 марок плюс проценты в размере 47 619 марок 13 пфеннигов. К своему бывшему сотруднику БНД финансовых претензий почему-то не имеет.