Реалии
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ сообщество Пакистана недаром называют "невидимым правительством" страны. Оно включает несколько спецслужб (Разведывательное бюро, управления разведки сухопутных войск, ВВС, ВМС и др.) Но, несомненно, самой мощной из них является созданная в 1948 г. Межведомственная разведка (МВР). Во главе ее, как правило, находится представитель армии в звании генерал-лейтенанта (ныне - Махмуд Ахмед). Он имеет трех заместителей, которые отвечают за выполнение задач в области политики, иностранных дел и администрации.
В состав МВР входят:
Объединенное разведывательное бюро (ему подчинены открытые разведывательные источники и "легальные" разведчики),
Объединенное контрразведывательное бюро,
Объединенное разведывательное бюро связи,
Объединенная разведка Севера,
Объединенная разведка по различным вопросам,
Объединенная разведка Х (выполняет задачи в области администрации и финансов),
Объединенная техническая разведка,
Специальное крыло (отвечает за Разведывательную академию служб обороны и за связи с иностранными спецслужбами).
Среди этих подразделений МВР особую роль играет Объединенная разведка Севера (ОРС). Ее деятельность в основном направлена на Джамму и Кашмир, Афганистан. Последний она до недавнего времени контролировала через движение "Талибан" и "Аль-Каиду" Усамы бен Ладена. Сотрудники ОРС стремятся также держать под своим контролем такие исламистские организации, как "Харкат-уль-Муджахидин", "Лашкар-и-Тоба", "Аль Бадр" и "Джаиш-и-Мохаммад", все производство опиума и героина, их контрабанду с пакистанской и афганской территорий.
Еще более важные задачи призвана решать Объединенная разведка по различным вопросам. Она занимается тайными операциями по добыванию в различных частях мира ядерных и ракетных технологий. Ее возглавляет генерал-майор в отставке Султан Хабиб. Он ведал незаконным приобретением ядерных материалов будучи атташе по вопросам обороны в пакистанском посольстве в России в 1991-1993 гг. (одновременно по совместительству в центральноазиатских республиках бывшего СССР, Польше и Чехословакии), а затем и послом в Северной Корее. Через Султана Хабиба осуществлялось тайное ядерное и ракетное сотрудничество между Пхеньяном и Исламабадом, он координировал нелегальную переброску ракет из КНДР в Пакистан, способствовал подготовке пакистанских специалистов в области ракетного производства и испытаний ракет в Северной Корее и обучению северокорейских ученых на ядерных объектах Пакистана.
Кстати, небезынтересна судьба отставного капитана 1 ранга Шафката Чима, третьего секретаря пакистанского посольства в Северной Корее в 1992-1996 гг. После возвращения на родину в 1996 г. он занял в МВР должность офицера по связи с ядерными и ракетными объектами в Северной Корее, а попутно зарабатывал деньги у иранской и иракской разведок, помогая им приобретать ядерную и ракетную технологии и материалы из КНДР, России и центральноазиатских республик. Когда в МВР началось расследование его деятельности, Шафкат Чим бежал в Синьцзян и попросил предоставить ему политическое убежище, но китайские власти арестовали беглеца и выдали МВР. Что потом случилось с ним - неизвестно.
В своих усилиях по поддержанию нынешнего режима в Пакистане, ослаблению влияния националистических и религиозных элементов и политических партий, недовольных ведущей ролью военных в стране, Межведомственная разведка и армия следуют принципу "разделяй и властвуй". Руководство МВР стремится держать под своим контролем деятельность таких религиозных политических организаций, как "Джамиат-уль-Ислами", шиитскую общину Пакистана, Национальное движение мухаджиров (переселенцев-мусульман из Северной Индии). Спецслужба пытается вбить клин между суннитскими и шиитскими мигрантами из индийского штата Уттар Прадеш, представителями Национального движения мухаджиров и синдхскими националистическими элементами, расколоть Партию пакистанского народа.
В Индии считают, что проведение разведывательной работы против нее - одно из основных направлений в деятельности МВР. Большую озабоченность Дели вызывают факты привлечения сотрудниками МВР пакистанских ученых, технических специалистов, аспирантов и студентов, находящихся в западных странах, к сбору научно-исследовательской и научно-технической информации, хищению современных технологий для удовлетворения текущих и будущих потребностей пакистанской оборонки, наращивания военного потенциала Пакистана. В эту нелегальную деятельность вовлечены офицеры МВР, находящиеся в составе пакистанских дипломатических, торговых и других представительств в иностранных государствах.
Межведомственная разведка добилась заметного влияния на военно-политическое руководство Пакистана и практически никому не подчинялась, выйдя даже из-под контроля председателя комитета начальников штабов видов ВС. Некоторые премьер-министры страны пытались покончить с таким положением дел. Так, Беназир Бхутто (возглавляла правительство в 1988-1990 и 1993-1996 гг.) и Наваз Шариф (1990-1993 и 1997-1999 гг.) назначали начальниками МВР своих сторонников из числа высшего армейского генералитета, ставили на руководящие посты в разведке лиц, вовсе далеких от спецслужб, выдвигали перед ними новые задачи, проводили реорганизацию разведывательного сообщества.
Но в целом такая практика не нашла поддержки у военного руководства страны и в конечном итоге привела к двойному отстранению Беназир Бхутто от власти, убийству ее брата Муртазы Бхутто в сентябре 1996 г., нескольким арестам ее мужа Асифа Зардари. Все это вынудило Беназир Бхутто покинуть Пакистан и обосноваться в Лондоне. Бывший премьер-министр Наваз Шариф, как известно, смещенный со своего поста председателем комитета начальников штабов видов ВС генералом Первезом Мушаррафом (нынешним пакистанским президентом) 12 октября 1999 г. также был вынужден с семьей вылететь за рубеж.
Сегодня практически вся территория Пакистана в той или иной мере находится "под колпаком" Межведомственной разведки, которая не только противодействует тем или иным врагам своей страны, но и активно вмешивается в ее политическую и религиозную жизнь. МВР является мощным орудием в руках нынешнего лидера Пакистана генерала Мушаррафа, стремящегося держать ее под своим непосредственным контролем.