0
3076
Газета Спецслужбы Интернет-версия

16.08.2002 00:00:00

Старейший разведчик и контрразведчик России

Тэги: Гудзь, разведка, зорге


Судьба

В Москве недалеко от Лужников живет человек, работавший в 1920-е гг. под непосредственным руководством знаменитого советского мастера разведки и контршпионажа Артура Артузова. Его зовут Борис Гудзь, и 18 августа нынешнего года ему исполнится... 100 лет!

Борис Игнатьевич родился в Уфе в семье агронома, активного участника российского революционного движения. В 1918 г. в Туле окончил коммерческое училище. Вскоре вместе с родителями он переехал в Москву, где поступил в только что открытую Горную академию. Однако проучился недолго: уже после первого курса летом 1919 г. ушел добровольцем в Красную Армию. В РККА был проводником воинских грузов на Украине, секретарем начальника снабжения штаба Западного фронта, курсантом и мотористом 1-й Западной автомотобригады.

Демобилизовавшись в 1921 г., стал работать по полученной в армии специальности - мотоциклистом и шофером в различных учреждениях Москвы. В январе 1923 г. по рекомендации знавших его семью еще до революции Артузова и зампреда Совнаркома Александра Цюрупы Бориса Гудзя зачисляют в штат сотрудников ГПУ.

Чекистская служба его началась 23 января 1923 г. Сперва он был уполномоченным 5-го (пограничного) отделения Контрразведывательного отдела, где ему довелось вместе с Артузовым и другими видными чекистами выезжать для инспектирования юго-западных границ на Украину. С 15 июля 1924 г. Гудзь - помуполномоченного и уполномоченный 6-го отделения КРО, занимавшегося борьбой с белогвардейскими организациями. На этом посту Борису довелось некоторое время участвовать в проведении знаменитой операции "Трест". В 1926 г. в составе группы оперативников он отправился в Дагестан, где проводилось массовое разоружение местного населения. В том же 1926-м состоялась его первая загранкомандировка: поездка на пароходе по линии Стамбул-Порт-Саид-Афины с целью сбора документов о полицейском режиме в портах, где могли останавливаться советские суда.

18 декабря 1927 г. в преддверии 10-й годовщины создания ВЧК-ОГПУ почти пятилетний стаж работы Бориса Гудзя в этом органе отметили почетной грамотой и часами. К тому времени он уже был уполномоченным аппарата Секретно-оперативного управления, ведавшего почти всеми направлениями чекистской деятельности, в штате которого, однако, имелось всего лишь несколько человек.

В январе 1932 г. Гудзь был командирован в Иркутск. Здесь он - начальник 1-го отделения (разведка и контрразведка) Особого отдела ОГПУ Восточно-Сибирского края - в течение двух лет руководил операцией "Мечтатели" (по типу "Трест" и "Синдикат-2"), легендировавшую на советской территории подставную контрреволюционную организацию с целью войти в доверие к белоэмигрантским центрам. Уже в 1932 г. за достижения на этом поприще Бориса Игнатьевича наградили именным оружием - пистолетом системы "Маузер". Эта работа в Центре не осталась незамеченной: 1 февраля 1934 г. Гудзя прикомандировали к Иностранному отделу ОГПУ, а спустя три недели направили резидентом в Японию под прикрытием должности 3-го секретаря полпредства СССР. В Токио он успешно выполнял задания по обеспечению безопасности полпредства и приобретению агентуры в японской контрразведке.

В апреле 1936 г. по просьбе Артузова, с мая 1934 г. являвшегося заместителем начальника военной разведки, Гудзь поступил в распоряжение Разведупра РККА, где 21 июля 1936 г. был назначен помощником начальника 2-го (восточного агентурного) отдела. В этом качестве он в том числе курировал и деятельность Рихарда Зорге.

21 января 1937 г. Борису Игнатьевичу присвоили звание полкового комиссара. А в мае того же года за связь с арестованными Артузовым и начальником 2-го отдела Разведуправления Федором Кариным, в прошлом нелегалом ИНО, уволили из органов (позже исключили и из Коммунистической партии). Около двух лет бывший разведчик и контрразведчик был водителем пассажирского автобуса. И хотя в 1939 г. в ВКП(б) его восстановили, на работу в спецслужбы он больше не вернулся. Много лет вплоть до выхода на пенсию Борис Гудзь трудился на различных должностях в системе столичного автохозяйства.

Ныне Борис Игнатьевич Гудзь - ветеран Службы внешней разведки, член Общества изучения истории отечественных спецслужб, - несмотря на свой возраст, активно занимается исследованиями прошлого советских органов госбезопасности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
512
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
575
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
590
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
652

Другие новости