Уроки
ОПЫТ борьбы с терроризмом за рубежом в последнее время приобретает по вполне понятным причинам значительный интерес для Российской Федерации. В равной степени касается это и противодействия спецслужб, правоохранительных органов Великобритании операциям "Ирландской республиканской армии" (ИРА) - классической террористической сепаратистской организации, которая, опираясь на сочувствие и даже поддержку части населения Северной Ирландии (Ольстера), более 50 лет воевала против метрополии. Причем нельзя не отметить, что пример ИРА весьма привлекателен для экстремистов во многих странах мира.
ПРОТИВОСТОЯНИЮ ДЕСЯТКИ ЛЕТ
Считается, что "Ирландская республиканская армия" возникла еще в 1920-е гг., во времена борьбы ирландцев за национальную независимость. Фактически до настоящего времени ИРА официально находится под запретом в обеих частях Ирландии, хотя в апреле 1998 г. Лондон пошел на прямые переговоры с "политическим крылом" этой организации - партией Шинн Фейн.
Вот краткая история последних десятилетий противостояния метрополии и ИРА.
В 1968-1969 гг. в Ольстере прошли массовые выступления ирландцев, преимущественно католиков, против дискриминационной политики Лондона в этой провинции. В ходе массовых беспорядков в августе 1969 г. в г. Дерри в Северную Ирландию были введены дополнительные контингенты британских вооруженных сил, которые и стали объектом многочисленных террористических атак со стороны членов ИРА.
Нельзя не подчеркнуть, что в политической, идеологической и пропагандистской деятельности ИРА присутствуют национальный, религиозный и государственно-самоопределяющийся (сепаратистский) компоненты. Это, по-видимому, определяет долголетие и "выживаемость" этой организации, воплотившей в себе все три наиболее распространенные разновидности современного терроризма.
28 декабря 1969 г. "Временный армейский совет" ИРА выпустил сообщение о том, что движение разделилось на два крыла: выступающее за политические методы борьбы (нынешняя североирландская партия Шинн Фейн) и "временное", поставившее на первый план силовые акции и получившее название "Временной Ирландской республиканской армии" (ВИРА). С мая 1974 г. "политическое крыло" ИРА партия Шинн Фейн получила официальное признание в Северной Ирландии, неоднократно участвовала в политических переговорах с британским правительством, приведших к избранию в 1999 г. ольстерского парламента и формированию им ответственного правительства провинции. На счету же ВИРА - более 4 тыс. жертв (данные на 1999 г.), она приобрела репутацию одной из всемирно признанных террористических организаций современности.
Помимо нападений на армейские и полицейские посты ИРА широко применяла диверсии, в том числе с использованием заминированного автотранспорта, ракетно-минометные обстрелы, осуществляла теракты в общественных местах. В числе акций ИРА - взрыв в августе 1979 г. катера лорда Маунтбетена (дяди королевы Елизаветы II), в результате которого он и еще 3 человека погибли, взрыв 12 октября 1984 г. в "Гранд-отеле" в Брайтоне в момент нахождения там Маргарет Тэтчер и других членов ее кабинета (5 человек, включая члена парламента, убиты, а более 30 получили ранения), покушение 7 декабря 1991 г. на премьер-министра около его особняка в Лондоне и др.
Следует также отметить, что террористические действия ИРА породили своеобразный отпор ей со стороны части населения Северной Ирландии. Так, в 1971 г. возникла "Ассоциация обороны Ольстера", ставившая своей целью защиту протестантов от нападений террористов и противодействие попыткам отделить провинцию от Великобритании. "Ассоциация" считается ответственной за смерть более чем 100 человек.
АРМИЯ БОЕВИКОВ
По сведениям британских правоохранительных органов, на середину 1994 г. все подразделения ВИРА насчитывали 300 профессиональных боевиков и около 700 сочувствующих ее деятельности лиц. При этом еще около тысячи предполагаемых членов ИРА находились в британских тюрьмах. А за период с 1969 по 1984 г. были убиты 350 ее "активистов". По мнению британских экспертов, на момент объявления ИРА последнего "перемирия" на ее вооружении находились около 700 автоматов АК-47, 20 крупнокалиберных пулеметов, 7 малогабаритных ракет типа САМ-7, 40 гранатометов типа РПГ, более 3 тонн взрывчатки, сотни пистолетов.
Наставление по подготовке боевиков, известное как "Зеленая книга", требует от членов ИРА "полной без исключений преданности и беспрекословного подчинения приказам старших начальников". Средний возраст боевиков - около 20 лет. Каждый новобранец проходит обучение стрельбе, минно-взрывному делу, инструктаж на случай задержания или ареста, по поведению в случае допроса, по действиям под вымышленными установочными данными. Некоторые боевики проходили специальную шестинедельную подготовку в тренировочных лагерях палестинцев и в Ливии.
"Командование" ИРА имеет свою разведку и контрразведку, включая службу радиоперехвата. Информаторы ИРА выявлялись даже в правоохранительных органах и спецслужбах Великобритании и Ирландской Республики. Свою террористическую деятельность ИРА распространила не только на территорию Ольстера, Великобритании, но и на английские объекты в Западной Европе. Причем атаки проводились и против военнослужащих, военных объектов, и против гражданского населения. Нередко за 20-30 минут до запланированного теракта боевики ставили в известность о нем полицию, но без указания точного места заложения взрывчатки.
По сообщениям британских экспертов, на нужды ИРА ежегодно поступало от 9 до 16 млн. долл. Источниками финансовых вливаний являлся как легальный бизнес, включая содержание клубов и баров, так и добровольные пожертвования сочувствующих ее деятельности лиц, электронные игры, вооруженные ограбления, "черные" (или "революционные") налоги на предпринимателей, контрабанда, мошенничество, видео- и аудиопиратство, уклонение от налогов и махинации со страхованием.
Оперативные базы ИРА имелись также в США, ФРГ, Италии, Испании, на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде других регионов и стран.
ВОЙНА БЕЗ ПОБЕДЫ
Между тем именно в ответ на активизацию деятельности ИРА развивалось антитеррористическое законодательство Великобритании. В 1973 г. принимается "Закон о чрезвычайных полномочиях в Северной Ирландии", а в следующем году - "Закон о предотвращении терроризма (Временное положение)". Последний пересматривался и дополнялся пять раз. Его последняя редакция 1989 г. отличается как усилением режимных мер, так и профилактической направленности деятельности правоохранительных органов. Очевидно, в данном случае в Великобритании учли положительный опыт борьбы с терроризмом спецслужб Италии и ФРГ, где подобные правовые акты были приняты ранее. Однако это не уберегло британцев от ряда тяжких террористических актов.
В первоначальный период активизации деятельности ИРА в 1970-е гг. борьба с ней была возложена на Королевскую полицию Ольстера (КПО) при поддержке британской армии и советнической помощи контрразведывательной службы МИ-5. На "Сикрет интеллиджент сервис" (британскую разведку, СИС или МИ-6) была возложена задача оказания помощи КПО путем проведения операций в Ирландской Республике и других странах.
Объясняется это теми обстоятельствами, что сотрудники полиции Ольстера воспринимали теракты как "внутреннее дело провинции" и считали делом чести выявить и покарать преступников. К тому же вмешательство Лондона они были склонны оценивать как проявление определенного недоверия к себе и сомнения в своей компетенции. Однако после введения в Ольстере в 1972 г. прямого правления из Лондона роль МИ-5 в противодействии терроризму ИРА и других радикальных и экстремистско-террористических группировок стала возрастать. При этом антитеррористическое подразделение МИ-5 в Ольстере (кстати, его бывшего руководителя Стивена Ландера 1 апреля 1996 г. назначили генеральным директором этой спецслужбы) было нацелено на сбор информации стратегического характера о замыслах и направлениях деятельности ИРА, а также по оперативно-техническим вопросам.
Полиция же больше концентрировалась на сборе информации оперативного характера, связанной с подготовкой конкретных террористических акций. В ее составе этой работой занималось специальное подразделение - Особый отдел. В Лондоне и на территории Великобритании за пределами Ольстера аналогичная задача была возложена на Особый отдел Скотланд-Ярда, хотя около 250 его сотрудников работали непосредственно в Северной Ирландии.
Но затем в Ольстере формируется еще одно специальное подразделение - Группа военной разведки (ГВР) - для проникновения в ИРА и разложения ее изнутри. Однако особых успехов ГВР не добилась и даже скомпрометировала себя несколькими неудачными акциями провокационного характера. В то же время некоторые ее операции с целью идентификации лиц, причастных к терроризму, принесли определенные результаты. В 1974 г. ГВР упраздняется и взамен него создается 14-я Группа разведки и безопасности - секретное подразделение, действовавшее под прикрытием. Его личный состав проходил обучение под руководством инструкторов разведывательно-диверсионной воздушно-десантной службы САС.
А пока успехи спецслужб в борьбе с терроризмом были незначительны: в 1974 г. на одного убитого террориста приходилось 60 мирных жертв. По приказу премьер-министра Гарольда Вильсона в 1976 г. в Ольстер вводятся подразделения САС, что было неодобрительно встречено армией и полицией, которые увидели в этом шаге проявление недоверия и недооценку своей деятельности.
САС пыталась действовать по оправдавшей себя в Омане схеме: рейды через границу Ирландской Республики для захвата или уничтожения террористов, минирование выявленных складов оружия и боеприпасов, использование метода "убит при сопротивлении аресту". Такого рода акции получили огласку и вызвали негативную реакцию, что привело к резкому сокращению активности разведывательно-диверсионной службы.
Отсутствие надлежащей координации в работе спецслужб, полиции, армейских подразделений, провалы в контртеррористической борьбе привели к образованию нового органа - Группы постановки задач и координации, в состав которой вошли представители Особого отдела КПО, МИ-5, САС, 14-й Группы разведки и безопасности, а также других специальных подразделений, привлекаемых к проведению конкретных операций. Основная же роль в антитеррористических действиях отводилась полицейским формированиям Ольстера.
Однако и создание этого органа не принесло ожидавшихся результатов и не устранило соперничества между КПО и спецслужбами. А потому в 1976 г. в Особом отделе полиции появляется засекреченное подразделение Е4А для проведения агентурной работы по террористическим организациям. При нем была образована Группа силовой поддержки, упраздненная через несколько лет, поскольку она в худшем варианте дублировала функции САС.
В 1980 г. отдельные оперативно-аналитические подразделения, имевшиеся в каждом армейском батальоне, были объединены в Полевой исследовательский отдел, который осуществлял контроль за источниками информации и позволил создать более эффективную систему реализации разведданных с привлечением военнослужащих САС.
После нападений в 1978-1979 гг. боевиков ИРА на казармы и отдельных военнослужащих Великобритании в ФРГ против ВИРА начались две независимые друг от друга разведывательные операции. Первая из них под кодовым названием "Ward" ("Стража") проводилась автономно британской военной группой по разведке и безопасности без уведомления западногерманских и даже британских спецслужб. Вторая - "Soream" ("Крик") осуществлялась СИС совместно с МИ-5 и немецкой контрразведывательной службой БФФ.
Однако членам ИРА удалось добыть подлинные документы, раскрывающие сущность обеих операций.
СТРУКТУРА АНТИТЕРРОРА
Несогласованность в действиях спецслужб вновь привела к необходимости образования единого координирующего органа по борьбе с ИРА на континенте. Эта задача была поставлена МИ-5. В июне 1990 г. оттуда доложили правительству, что в результате эффективного проникновения в ирландские общины в Германии, Бельгии и Голландии деятельность ячеек ИРА в этих странах парализована или скомпрометирована.
В начале следующего года в целях дальнейшего совершенствования взаимодействия сил безопасности в противодействии терроризму был образован Исполнительный комитет по Ольстеру, в состав которого вошли генеральный директор МИ-5, командующий армией, заместитель начальника и руководитель Особого отдела полиции Ольстера, представители армейских специальных подразделений. В целом же Исполнительному комитету подчинялись 14 подразделений, ответственных за проведение деятельности в отношении ИРА, включая и службу радиоэлектронной разведки.
После проведенного 7 декабря 1991 г. в Лондоне минометного обстрела резиденции британского премьер-министра МИ-5 поручили возглавить борьбу с терроризмом ИРА и ИОА ("Ирландской освободительной армии"). Она осуществлялась совместно как с полицией Ольстера, так и службами МИ-6, САС и военно-морским спецназом.
В изданной в июле 1993 г. британской контрразведкой брошюре "Служба безопасности" отмечалось, что одно из главных направлений деятельности МИ-5 - борьба с терроризмом ("... ирландские организации в настоящее время представляют главную угрозу безопасности Соединенного королевства..."). В том же самом году в Лондоне был образован специальный Подкомитет по вопросам координации и организации борьбы с терроризмом, в который вошли министр внутренних дел, представители министерств обороны, торговли, транспорта, по делам Северной Ирландии и Шотландии.
Однако непрекращающееся совершенствование структуры антитеррора не всегда однозначно способствовали повышению его эффективности, Так, в 1993-1994 гг. предпринимались две попытки покушения на премьер-министра Великобритании, а в результате осуществленных террористических акций 35 человек погибли и 544 были ранены.
Как заявила в телевизионном интервью 12 июля 1994 г. Стелла Ремингтон, бывшая в то время генеральным директором МИ-5, почти половина из 2000 сотрудников контрразведки и 150 млн. фунтов стерлингов бюджетных ассигнований предназначались на борьбу против терроризма. 10% бюджета "Сикрет интеллиджент сервис" также направлялись на эти цели. К 1994 г. на территории Северной Ирландии было около 20 тыс. британских военнослужащих (12 батальонов), половина которых попеременно находилась в состоянии боевой готовности.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ УСПЕХИ
И все же противодействие распространению терроризма в Ольстере нарастало. К примеру, широко применялись практикуемые и в других государствах Европейского союза обмены специалистами антитеррористических подразделений, усиление пограничного контроля и ужесточение визового режима. В дополнение к этому использовались технические средства, в том числе и скрытые видеокамеры, размещенные в местах осуществления возможных терактов, что позволило зафиксировать действия многих преступников.
Еще одним важным направлением борьбы с ИРА являлось выявление и пресечение каналов ее финансирования. В частности, только в ходе скоординированной операции "Madrona" (19 апреля 1994 г.) на территории Англии, Северной Ирландии и Ирландской Республики в ходе 41 рейда с участием налоговых органов были выявлены многие тайные счета ИРА и предназначенные для нее средства, арестованы 22 человек. Всего же за период с 1982 по 1994 г. правоохранительные органы Великобритании перехватили почти 50 млн. фунтов стерлингов, которые могли поступить боевикам.
Значительное внимание уделялось также перекрытию каналов доставки террористам вооружения, выявлению мест его складирования и их ликвидации, В результате этого полиция задержала даже ряд судов, перевозивших для ИРА многотонные партии оружия, включая ракеты.
Еще одним направлением борьбы с терроризмом стала организация пропагандистских мероприятий по дискредитации ИРА и широкому привлечению населения к получению информации о деятельности террористов.
Помогали британским спецслужбам и коллеги из дружественных государств, в том числе ФРГ и США. Особенно тесные партнерские отношения с предоставлением широких полномочий правоохранительным органам существовали с властями Ирландской Республики, хотя значительная часть населения этой страны относилась к деятельности ИРА с явным сочувствием.
Собственно на территории Ольстера эта система мер обеспечения безопасности дополнялась:
- организацией круглосуточного полицейского контроля на дорогах;
- проведением патрулирования (численностью до 20 военнослужащих) в западных - католических - районах Белфаста;
- задействованием подвижных КПП в случаях получения сигналов о подготовке или проведении террористических акций.
В так называемой "тактической зоне" на границе с Ирландской Республикой армейскими подразделениями совместно со спецслужбами и полицией проводились постоянные операции "Vangeful" и "Farmers daughter". Первая из них предполагала учет всех автомобилей и их пассажиров, пересекающих границу, а вторая - учет всех жителей (удостоверения, фотографии, приметы и иные характеризующие данные), в том числе и в 25-километровой зоне на территории Ирландской Республики.
ТЛЕЮЩИЙ КОСТЕР
Вместе с тем наряду с оперативно-разыскными мерами в 1970-е и последующие годы предпринимались и попытки наладить негласные контакты с руководством ИРА. Наиболее последовательным сторонником организации переговоров с сепаратистами выступала британская разведка СИС, которая небезосновательно считала, что конец кровопролитию может положить только политическое решение проблем Ольстера.
На первоначальном этапе и до 1981 г. переговоры с ИРА велись через сотрудника СИС Антли, который в 1973-1976 гг. был прикомандирован к североирландскому МВД. Их результатом стало достижение в 1974-1975 гг. первого "перемирия" между ВИРА и британскими силами безопасности. Второму соглашению с ИРА "о прекращении огня" 31 августа 1994 г. предшествовало заявление 15 декабря 1993 г. тогдашнего премьер-министра Великобритании Джона Мейджера о том, что установление мира в Северной Ирландии возможно только с помощью переговоров.
Однако в феврале 1996 г., обвинив Лондон "в затягивании переговорного процесса", ИРА отказалась от перемирия и приняла на себя ответственность за взрыв, в результате которого погибли два человека. К тому же далеко не все члены и сторонники ИРА соглашались на ведение переговоров с представителями Лондона, вследствие чего в организации происходили неоднократные расколы и наиболее радикально настроенные боевики, не подчиняясь решениям руководства, продолжали террористические действия. Так, в ноябре 1997 г. от ИРА отделилась "Подлинная Ирландская республиканская армия", насчитывавшая, по британским данным, до 100 человек. После объявления ИРА в мае 1998 г. очередного "прекращения огня" "Подлинная ИРА" организовала 15 августа в североирландском городе Оме взрыв, в результате которого погибли 28 и были ранены более 100 человек,
Отказ ИРА в мае 1998 г. от террористических действий привел к интенсивным переговорам, одной из сторон которых выступала партия Шинн Фейн. В апреле 1999 г. Шинн Фейн и представители Лондона пришли к соглашению о проведении выборов в парламент Ольстера. Он сформировал провинциальное правительство, приступившее в ноябре того же года к исполнению своих обязанностей. Но 21 сентября 2000 г. минометному обстрелу подверглось здание штаб-квартиры МИ-6 в Лондоне. По мнению специалистов, это была очередная акция отколовшейся от ИРА экстремистской группы.
В середине октября с.г. появились сведения о том, что ИРА создала в кабинете министров в Белфасте шпионскую сеть, и лидер североирландских протестантов Дэвид Тримбл потребовал ухода представителей Шинн Фейн из коалиционного правительства. Затем ИРА объявила об отказе сотрудничать с международной комиссией по разоружению незаконных формирований. Наконец, премьер-министр Великобритании Тони Блэр отдал распоряжение о временной отмене автономии Ольстера и введении прямого правления провинцией из Лондона.
Следовательно, самый старинный в Европе межнациональный конфликт отнюдь не ликвидирован и террористическая война в Северной Ирландии может вспыхнуть вновь.