0
6868
Газета Спецслужбы Интернет-версия

25.07.2003 00:00:00

Шпионы, пришедшие с юга

Тэги: турция, шпионаж, разведка


НА ПРОТЯЖЕНИИ нескольких веков Россия и Турция вели ожесточенную борьбу в Причерноморье, на Балканах и Кавказе. Только за последние 200 лет между двумя государствами шесть раз вспыхивали войны (1806-1812 гг., 1828-1829 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., 1914-1917 гг.). А потому неудивительно, что для турецких разведчиков работа против северного соседа была всегда в числе приоритетных задач.

ОСНОВНОЙ ПРОТИВНИК

Co второй половины XIX - начала XX в. в Османской империи стали широко пропагандироваться идеи панисламизма и пантюркизма, к которым стремились приобщить многие сотни студентов-мусульман из России, получавших образование в специальных религиозных учебных заведениях Турции. Данным обстоятельством не замедлила воспользоваться и турецкая разведслужба "Тесилат-и-Махсуса" ("Специальная организация"), созданная по инициативе одного из руководителей революции младотурок (1908 г.) Энвера-паши. Она активно вербовала агентов из числа молодых российских мусульман. С их помощью перед Первой мировой войной туркам удалось сформировать целый ряд нелегальных националистических организаций в таких крупных городах России, как Петербург, Казань, Уфа, Иркутск, Баку и Томск, а также раскинуть сеть из более мелких ячеек в других регионах. Поскольку основной акцент в Стамбуле делали на подготовку к реализации планов объединения тюркских народов на государственном уровне и создания "Великой Турции", турецкая разведка с помощью своей агентуры разжигала среди мусульман ненависть к русским, пытаясь подтолкнуть народы, исповедующие ислам, к мятежу.

Об интенсивности работы турецкой разведки, использовавшей в качестве прикрытий турецкое посольство в Петербурге и многочисленные консульства в разных городах Российской империи, убедительно свидетельствует содержание письма русского военного министра от 20 октября 1914 г. в адрес главы царского правительства. В нем обращается внимание на то, что руководящую роль в развертывании шпионажа и панисламистской пропаганды на территории России играют турецкие дипломаты, опорой которым служат появившиеся во многих российских регионах так называемые "татаро-турецкие комитеты".

СОЮЗНИКИ И НАСТАВНИКИ

Необходимо отметить, что в становлении и развитии турецких спецслужб немаловажную роль сыграли германские "рыцари плаща и кинжала". Дело в том, что Восточным отделом контрразведки ОГПУ в мае 1926 г. был раскрыт заговор муссаватистов, намеревавшихся с помощью турецких войск захватить власть в Азербайджане. После провала турецкое правительство пригласило бывшего начальника разведки кайзеровской Германии Вальтера Николаи, который в 1926 г. фактически заложил при финансовом и техническом содействии Берлина основы Милли эмниет хизмети (МЭХ) - Национальной службы безопасности. На МЭХ был возложен сбор разведывательной информации в отношении иностранных государств.

В июле 1941 г. журнал "Бозкурт" в качестве приложения к статье "Тюркизм ждет" опубликовал карту будущей "Великой Турции" от Анатолии до Урала и Сибири Из нее было видно, что пантюркисты планировали захватить половину Советского Союза: Крым, Кавказ, Поволжье до Казани, Среднюю Азию.

И все же Турция в период Второй мировой войны так и не выступила открыто на стороне Третьего рейха, хотя всячески помогала ему, содействуя, в частности, ведению разведки против СССР. Небезынтересно, кстати, что "отец-основатель" профашистской экстремистской организации "Серые волки" (она возникла в июне 1948 г.) Тюркеш был агентом нацистской разведки.

После окончания войны турецкие правящие круги нашли нового союзника на международной арене, способного и готового оказать Турции экономическую, политическую и военную помощь, - США. Начиная с конца 1940-х гг. сотрудничество и взаимодействие турецких и американских спецслужб стали носить устойчивый характер и осуществлялись как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних соглашений. Турецкие разведчики всегда тесно увязывали свою работу с интересами заокеанских коллег. Сотрудничающие спецслужбы активно использовали механизмы блока НАТО и - до 1979 г. - блока СЕНТО, прекратившего свое существование после антишахской революции в Иране.

О механизмах взаимодействия спецслужб США и Турции довольно подробно рассказал в апреле 1979 г. бывший сотрудник Национальной разведывательной организации Турции (МИТ) полковник в отставке Савашман, осужденный в Стамбуле за шпионаж в пользу ЦРУ и МИ-6. Он заявил журналистам турецкой газеты "Джумхуриет", что "каждый день сотни самых секретных сведений передаются США и ФРГ", что "на территории Турции находятся 26 американских баз, на которых работают 30 тысяч турок, а в национальной разведке Турции (МИТ) в качестве советников работают около 20 сотрудников ЦРУ". Сотрудники турецкой разведки проходят стажировку в США по сей день. При МИТ имеется аппарат советников ЦРУ. Именно они в ноябре 1998 - феврале 1999 г. помогли туркам найти и задержать лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) Оджалана.

Еще в июне 1958 г. был заключен тройственный союз ("Трайдент") между МИТ, израильским Моссадом и спецслужбой Ирана САВАК. Достигнутые договоренности предусматривали обмен разведданными и ежегодные встречи на уровне руководителей. С 1982 г. израильские и турецкие спецслужбы руководствуются новым соглашением, по которому МОССАД принимал на себя обязательство снабжать партнеров информацией о деятельности советских агентов в Турции, а также о любых антитурецких акциях, замышляемых в странах Ближнего и Среднего Востока. В свою очередь, турки обещали передавать сведения о планах арабских стран и египетских агентах, действующих против Израиля. Известно, что наряду с американцами именно МОССАД оказал содействие МИТ в поимке Оджалана.

Но вот что интересно: в июне 2002 г. президент Турции Ахмет Недждет Сезер, находясь с официальным визитом в Тегеране, подписал с иранским лидером Мохаммадом Хатами меморандум о развитии двустороннего сотрудничества в военной области и по каналам спецслужб. Вскоре под аналогичным договором поставили свои подписи начальник генштаба турецкой армии Хусейн Каврыкоглу и его сирийский коллега Хасан Туркмани.

ПОЧТИ КАК КГБ...

Основная спецслужба Турции в наши дни - уже упоминавшаяся Национальная разведывательная организация (Милли истихбарат тешкиляты - МИТ). Дата ее рождения - 22 июля 1965 г. В этот день парламент Турции принял закон # 644, предписывающий создать МИТ, объединяющую функции разведки и контрразведки и подчиненную премьер-министру. Существовавшая с конца 1920-х гг. МЭХ вошла в состав МИТ на правах главного управления. В июне 1987 г. было принято имеющее силу закона правительственное решение # 281, которое усилило контроль премьер-министра за деятельностью МИТ. Он же комплектует ее кадровый состав.

Непосредственное руководство деятельностью аппарата Национальной разведорганизации осуществляет советник, который одновременно является членом Совета национальной безопасности (СНБ). Кандидатура на пост советника МИТ предлагается премьер-министром, одобряется СНБ и утверждается президентом Турецкой Республики. Последний на основании предложений руководителя МИТ и представления главы кабинета дает согласие на назначение помощников советника и начальников управлений. Остальные назначения производятся по решению самого советника.

В феврале 1998 г. кресло советника МИТ занял Шенкал Атасагун, кадровый разведчик и бывший представитель Национальной разведорганизации в Лондоне.

Работники МИТ наделены правами и полномочиями, установленными для сотрудников полиции. Все министерства, ведомства и учреждения страны обязаны оказывать им полное содействие и помощь. Митовцы могут использовать в качестве прикрытия все звенья государственного аппарата, а также турецкие общественные организации и частные фирмы, соприкасающиеся по характеру своей деятельности с иностранцами или зарубежными странами. Нередко руководители и сотрудники местных подразделений МИТ скрываются под личиной полицейских или армейских офицеров. Их служебные помещения размещаются, как правило, в зданиях различных госучреждений.

Основные функции МИТ были сформулированы в ноябре 1984 г. на основании закона # 2937 "О государственных разведывательных службах и Национальной разведывательной организации Турции". В частности, на нее возлагается организация разведывательной работы и осуществление контрразведывательных мероприятий как в Турции, так и за ее пределами с целью выявления подрывной деятельности внутри страны и за рубежом против целостности, независимости, суверенитета и безопасности, обеспечение в рамках своей компетенции взаимодействия и координации между всеми органами, занимающимися разведкой и контрразведкой; обобщение и анализ полученной разведывательной информации, обеспечение ею политического и военного руководства страны; предоставление разведывательной и иной информации в интересах в вооруженных сил согласно заявкам и запросам генерального штаба; не исключается также исполнение иных функций.

В состав центрального аппарата МИТ входят: Главное управление внешней разведки, Управление внутренней разведки, Управление по сбору информации и оперативной работе, Главное управление психологической обороны, Управление электронной и технической разведки, Контрольно-инспекторское управление, Административное управление, группа юридических советников, авиатехническая служба, отдел связи и шифровальной работы.

МИТ имеет зональные управления, расположенные в городах Анкара, Стамбул, Измир, Адана, Диярбакыр, Эрзурум, Сивас, Конья, Самсун, и самостоятельные отделы центрального подчинения в городах Балыкесир, Зонгулдак, Синоп. Зональные управления через свои периферийные органы оперативно обслуживают несколько вилайетов. Структура зональных управлений МИТ аналогична центральному аппарату.

Главное управление внешней разведки (ГУВР) - ведущий разведорган страны. Его деятельность за границей осуществляется через легальные резидентуры, работающие под прикрытием дипломатических представительств Турции в иностранных государствах. Связь с легальными резидентурами осуществляется по каналам МИДа, а также с помощью собственной курьерской службы. О том, какие задачи решает ГУВР, красноречиво свидетельствует его структура. В состав управления входят следующие отделы: по борьбе со спецслужбами противника за границей; по сбору информации военного характера; по сбору политической информации; по сбору экономической и социальной информации; безопасности турецких дипломатических и других представительств за рубежом; следственный; учебный; административный.

Кроме того, есть отдел планирования разведывательной деятельности, занимающийся выработкой конкретных рекомендаций по направлениям и различным аспектам сбора развединформации.

Столь же показательна и структура МЭХ.

Управление "А" (разведывательное) занимается сбором политической, экономической, военной и иной разведывательной информации с территории Турции, в первую очередь о сопредельных государствах и странах СНГ. Управление "Б" осуществляет борьбу с иностранным шпионажем, обеспечивает в контрразведывательном плане турецкие представительства за границей, осуществляет охрану важных государственных объектов, наблюдает за деятельностью иностранцев, пребывающих на территории Турции. Отдел специальных операций (активных мероприятий) проводит наиболее ответственные мероприятия по организации подрывной деятельности за рубежом с территории Турецкой Республики, планирует и готовит силы и средства для развертывания разведывательно-диверсионной работы в военное время. Отдел "С" отвечает за борьбу с иностранным шпионажем в вооруженных силах. Отдел по изучению и разработке курдского движения осуществляет агентурное проникновение в курдские организации как за рубежом, так и на территории самой Турции. Отдел по работе с нарушителями государственной границы и перебежчиками надзирает за ведением следствия в периферийных органах.

В МЭХ входят также оперативно-технический отдел, отдел охраны государственных учреждений и служба наружного наблюдения.

В мае 1972 г. премьер-министр Турции утвердил инструкцию # 00159 Национальной разведывательной организации, предписывающую "осуществлять сбор разведывательной информации всем турецким гражданам, которые направляются для работы за границей, независимо от того, каким ведомством они командируются". Характерно, что при вербовке агентуры МИТ было официально запрещено применять шантаж, поэтому в вербовочных разработках используется, как правило, морально-психологическая основа привлечения к сотрудничеству, а также "заинтересованность" и "зависимость". Специалисты считают, что большее предпочтение турецкие разведчики отдают морально-психологической (или идеологической) основе привлечения к сотрудничеству лиц тюркского происхождения (прежде всего турок и азербайджанцев) или исламского вероисповедания.

Эксперты не без основания относят МИТ к числу одной из самых сильных региональных спецслужб.

Показателен, однако, такой факт. В феврале 1988 г. в прессе был опубликован рапорт одного из офицеров Национальной разведывательной организации, в котором утверждалось, что значительная часть сотрудников МИТ сочувствует "Серым волкам" (а боевики этой организации ведут подготовку формирований чеченских экстремистов, оказывают им материальную поддержку), 25% придерживаются радикальных религиозных взглядов, 38% - ярые националисты.

НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР

В вербовочной работе на территории Советского Союза турецкая разведка еще в 1920-1930 гг. прошлого века отдавала предпочтение националистам из числа тюркских народов, панисламистам и бывшим участникам антисоветских (контрреволюционных) организаций. При этом не упускалась любая возможность поддержания переселенческих настроений среди тюркских народностей и мусульман, проживавших в Аджарии, Азербайджане, Крыму, на Северном Кавказе.

У Турции, свыше полувека выполняющей роль главного стратегического партнера США, в Закавказье имеются и собственные стратегические цели. Официальная турецкая политика направлена помимо прочего на укрепление своего влияния за счет интенсивной эксплуатации идеи объединения всех тюркоязычных народов при лидерстве Анкары. Особенно интенсивно данная схема политической ментальности ныне внедряется в Азербайджане, где радикально настроенные адепты пантюркизма уже готовы сменить национальную самоидентификацию, приняв название "восточные турки". Примерно такой же комплекс идей Анкара пытается использовать и в Туркмении, всячески подчеркивая туркменское происхождение основателей Османской империи.

Уже в конце сентября 1989 г. на заседании Совета национальной безопасности Турции рассматривался вопрос о необходимости перенесения основных усилий политиков и разведчиков страны на работу с тюркоязычным и мусульманским населением за рубежом, непосредственно на территории их расселения. Руководящие круги Турции санкционировали активизацию деятельности по утверждению своего политического влияния в республиках Средней Азии и Закавказья. В этих целях устанавливались прочные связи с оппозиционными на тот период движениями и организациями, религиозными структурами.

Распад СССР способствовал приобретению Турцией колоссального геостратегического значения. Опираясь на этническую и религиозную общность, Анкара продолжает попытки обеспечить развитие межгосударственных и иных контактов в выгодном для себя русле, придать происходящим на Северном Кавказе и Закавказье, в Средней Азии процессам националистическую, пантюркистскую направленность.

Турецкие спецслужбы внимательно отслеживали и отслеживают развитие политической и экономической ситуации в вышеуказанных регионах, значительно активизировали разведывательно-подрывную деятельность, более того, перевели ее на качественно новый уровень. Они используют практически все факторы, которые могут способствовать успеху, в том числе относительно низкий уровень экономического развития и социальной защищенности населения, резкий рост криминализации общества. В качестве примера можно отметить факты приглашения на работу в посольство Турции в России в качестве обслуживающего технического персонала граждан РФ азербайджанского происхождения, обеспечения им благоприятных условий жизнедеятельности, приглашения на отдых в Турцию; расчет делается на приобретение в конечном итоге в их среде агентуры.

Анкара пытается наладить и максимально использовать оперативные возможности спецслужб тюркоязычных республик СНГ, включая их дипломатические представительства в Москве. Турецкой стороной форсируется проработка и подписание соответствующих протоколов о сотрудничестве, в которых в обязательном порядке предусматривается обмен разведывательной информацией по так называемым "общим целям". К таковым турки относят добывание госсекретов России и ее союзников по СНГ (Армении, Белоруссии и Таджикистана). Наиболее тесное взаимодействие турецкие мастера шпионажа наладили с Министерством национальной безопасности и ГРУ Азербайджана, переведя его на плановую основу. Турецкая сторона регулярно получает от азербайджанских коллег разведывательную информацию о России, ее национальных автономных образованиях, республиках Центральной Азии, Нагорном Карабахе, Армении, Иране.

Разведывательные службы Турции (МИТ, военная разведка) на территории Российской Федерации имеют свои резидентуры, действующие с дипломатических позиций. При этом к основным направлениям их работы в России помимо добывания разведывательной информации политического, экономического, научного, технического, военного и оперативного характера относится также проведение тайных разведывательно-подрывных операций с целью оказания выгодного влияния на ситуацию в России, особенно - на Северном Кавказе.

РАДИ "ВЕЛИКОЙ ТУРЦИИ"

Впрочем, не только загранучреждениями и спецслужбами СНГ занимаются турецкие разведчики. Они активизировали работу по отдельным гражданам, в первую очередь тюркоязычным, с целью получения развединформации об оперативной обстановке в прилегающих к Турции районах республик Закавказья, Краснодарского и Ставропольского краев. В настоящее время спецслужбы Турции осуществляют сбор сведений о расстановке сил в руководстве СНГ, проводимых им шагах в переходный период через все имеющиеся у них возможности, в первую очередь через религиозные и общественные организации, ориентирующиеся на Турцию. В этих целях сотрудники турецких спецслужб, полиции и погранохраны проводят разведывательные опросы граждан стран СНГ, прибывающих в Турцию по туристским визам, по частному каналу, выявляют лиц, желающих остаться на постоянное жительство. При этом серьезное беспокойство руководителей спецслужб Турции вызывают случаи массовых переходов границы жителями Азербайджана под влиянием происходящих там событий. Данные случаи заставляют спецслужбы Турции более активно вести разведку по республикам Закавказья с целью прогнозирования и предупреждения подобных акций.

Внешняя политика Анкары направлена на расширение зоны так называемого черноморского экономического сотрудничества на территории, простирающейся между Каспийским и Адриатическим морями. Турецкий бизнес буквально завоевывает рынки молодых государств, используя при этом демпинговые цены. В экономическом плане интересы и устремления спецслужб Турции весьма обширны. Прежде всего это борьба за природные ресурсы и стремление Анкары переориентировать на себя экономические связи и транспортную сеть южных стран СНГ.

Один из способов достижения режима наибольшего благоприятствования - это попытки подкупа должностных лиц в структуре государственных органов ради экономических льгот. Немалое внимание турецких спецслужб привлек вопрос о транспортировке энергоносителей из региона в Европу в обход территории Армении и России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1533
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1736
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1840
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4186

Другие новости