0
2184
Газета Спецслужбы Интернет-версия

10.10.2003 00:00:00

Учитесь на старых ошибках - не сделаете новых

Андрей Шаваев

Об авторе: Андрей Гургенович Шаваев - доктор юридических наук, профессор.

Тэги: Звонарев, разведка


Константин Кириллович Звонарев. Агентурная разведка. Кн. 1-2. М.: Издательская группа "БДЦ-прессн", 2003 ("Архив контрразведки").

Вышли в свет 3-й и 4-й тома серии "Архив контрразведки", издающейся с 2000 г. Впервые работа видного специалиста в области военной разведки Константина Звонарева была издана более семи десятилетий назад и предназначалась для служебного пользования и узкого круга читателей - преимущественно сотрудников разведки и контрразведки. С тех пор этот фундаментальный труд по истории и теории агентурной разведки не переиздавался, хотя и в настоящее время он является большой исторической ценностью и активно используется современными исследователями деятельности спецслужб. Первая книга посвящена становлению и истории развития агентурной разведки России, вторая - Германии, при этом основное внимание автором уделено противоборству русской и германской разведок в период Первой мировой войны. Обе книги охватывают практически все стороны ведения разведывательной и контрразведывательной работы на уровне достижений начала XX века. Труд Звонарева, основанный на тщательном изучении широкого спектра различных мемуарных и документальных источников, прежде всего архивных, содержит значительный объем фактологических и аналитических материалов.

Первая книга посвящена русской агентурной разведке. Фактически это подробная история военной разведки России с 1903 по 1918 г. Автор тщательно описывает разведывательную систему России начала XX века, проводит обзор деятельности военных атташе, тайных агентов, военной агентуры департамента полиции до и во время Русско-японской войны. Рассматриваются проблемы взаимоотношений военного министерства с министерствами иностранных и внутренних дел. Значительное внимание уделено вопросам реорганизации агентурной разведки в период с 1906 по 1914 г., особенностям ее функционирования на различных театрах военных действий, дальневосточном направлении, а также под руководством штабов военных округов европейской России, Ближнего и Среднего Востока. В отдельную главу выделена проблема подготовки агентуры к войне на Западе и Дальнем Востоке. В ней автор говорит о том, что русский Генеральный штаб не имел в мирное время системно организованной агентурной разведки и о своих противниках имел самое смутное и подчас совершенно неверное представление. При этом ГШ не предпринимал никаких реальных мер для организации агентурной сети на случай войны.

Помимо описания конкретных разведывательных мероприятий и операций во время Первой мировой войны, автор анализирует основные ошибки и промахи царского ГШ в организации и ведении агентурной, в особенности зафронтовой, разведки, обращает внимание на недостаточное использование форм, средств и методов экономической борьбы с противником, ведения так называемой "малой войны", а также робкие попытки проведения диверсионных мероприятий.

Вторая книга посвящена истории германской агентурной разведки. Приводятся малоизвестные факты о личном участии в агентурной разведке германского императора Вильгельма II. Кроме того, автором рассмотрены и обобщены заложенные еще во времена Бисмарка и Штибера характерные особенности подбора, изучения, проверки, вербовки, маскировки, подготовки, инструктирования, оплаты и использования немецких агентов, что способствовало формированию характерного почерка германской разведки. Уделено внимание традиционной разведывательной роли как германских подданных в соседних странах, так и германских промышленных, торговых и финансовых предприятий за границей.

Очень интересна и трагическая биография автора. Константин Звонарев (Карл Кришьянович Звайгзне) родился 21 июня 1892 г. в местечке Швиттенское Баусского района Латвии в крестьянской семье. В октябре 1913 г. он был призван на военную службу и в чине старшего унтер-офицера 52-й пехотной дивизии участвовал в Первой мировой войне. В период Гражданской войны находился в рядах 16-й стрелковой дивизии Красной Армии, был начальником редакционного отдела политуправления 15-й армии Западного фронта.

С сентября 1920 г. состоял на службе в Региступре полевого штаба РВСР - центральном органе военной разведки, где занимал должности заведующего хроникой, начальника отделения прессы информационного отдела, сотрудника агентурного отдела. С 1921 г. Звонарев является одним из ближайших соратников легендарного Семена Аралова, сопровождая последнего в его военно-политических и разведывательных заграничных миссиях в качестве помощника военного атташе в Литве (1921-1922) и военного атташе в Турции (1922-1924).

После возвращения из Турции Звонарев занимает ключевые должности помощника начальника агентурной части Разведотдела штаба РККА, первого помощника начальника Разведуправления штаба РККА и начальника 2-го отдела Разведуправления. С 1927 по 1933 г. состоял в резерве РККА, являясь заместителем директора военного завода в Пермской области, заведующим мобилизационным отделом Народного Комиссариата почт и телеграфов, Народного Комиссариата связи СССР, заместителем инспектора войск связи РККА. В 1933-1937 гг. Звонарев вновь направляется в РККА и становится преподавателем, а затем начальником кафедры разведки Военной академии им. М.В. Фрунзе. В 1937 г. он возглавлял 8-й отдел РУ РККА. 25 января 1937 г. бывший заместитель начальника военной разведки СССР Артузов направил руководителю НКВД Ежову записку, в которой доложил о возможном троцкистском заговоре в Красной Армии. К своей записке Артузов приложил "Список бывших сотрудников Разведупра, принимавших активное участие в троцкизме". В списке были названы 34 человека.

21 мая 1937 г. на совещании в Разведупре выступил Сталин. Он заявил о том, что "разведуправление со своим аппаратом попало в руки немцев", и дал установку на роспуск агентурной сети. 2 июня 1937 г. Сталин повторил эту оценку в выступлении на расширенном заседании Военного совета при наркоме обороны: "Во всех областях разбили мы буржуазию, только в области разведки оказались битыми, как мальчишки, как ребята. Вот наша основная слабость. Разведки нет, настоящей разведки. Я беру это слово в широком смысле слова, в смысле бдительности, и в узком смысле слова также, в смысле хорошей организации разведки. Наша разведка по военной линии плоха, слаба, она засорена шпионажем. Разведка - это та область, где мы впервые за 20 лет потерпели жесточайшее поражение. И вот задача состоит в том, чтобы разведку поставить на ноги. Это наши глаза, это наши уши".

Выполняя политическую установку руководства страны, 10 ноября 1937 г. НКВД СССР направил начальникам особых отделов военных округов, флотов и флотилий и в периферийные органы НКВД специальную директиву, где предлагалось немедленно реализовать агентурные, архивные и следственные материалы, которые имели отношение к работникам военной разведки, и взять на учет и в активную разработку всех бывших работников разведорганов.

3 декабря 1937 г. на партбюро Разведупра РККА обсуждался очередной список арестованных органами НКВД "врагов народа", где наряду с руководителями военной разведки Берзиным и Стиггой стояла фамилия Звонарева. 20 августа 1938 г. Звонарев был расстрелян. Реабилитирован 16 мая 1956 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1488
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1697
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1798
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4123

Другие новости