В ОБЪЕКТИВЕ
Повышению веса ВААФ сопутствовали изменения обстановки на глобальном антитеррористическом фронте, которые председатель правления форума депутат Госдумы, экс-министр внутренних дел Анатолий Куликов охарактеризовал короткой, но емкой фразой: "Тезис "Все за одного!" сменился тезисом "Один над всеми!" Оказалось, что освященные после 11 сентября эмоциональным порывом к объединению международных усилий лозунги борьбы с терроризмом становятся лишь прикрытием для борьбы за национальные экономические и политические интересы. Силовые акции против полумифической "Аль-Каиды" практически не сопровождаются серьезными попытками анализа причин усиления террористической угрозы, без которого рассчитывать на ее нейтрализацию напрасно. Сохранение тенденции ухудшения условий существования основной части человечества за счет ускорения роста благосостояния его абсолютного меньшинства дало основание председателю правления ВААФ сделать следующий вывод: хотя в краткосрочном плане относительная безопасность мира обеспечена энергичным давлением на потенциальных террористов, в среднесрочном - сотрудничеством спецслужб, в долгосрочной перспективе глобальная нестабильность будет продолжать нарастать. Более того, по словам Анатолия Куликова, можно констатировать не только недостаточность антитеррористических и антикоррупционных усилий, но и попросту их саботаж. За три года, прошедших с момента подписания в Палермо Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, она так и не ратифицирована парламентами большинства подписавших ее стран, в том числе российским. Аналогичная судьба, по-видимому, ожидает готовящуюся к подписанию Конвенцию ООН о борьбе с коррупцией. Практически заморожена работа по подготовке обновленного проекта Всеобщей антитеррористической конвенции, необходимость принятия которой возросла, учитывая, что в национальные законодательства многих стран после 11 сентября 2001 года были внесены серьезные изменения.
Ну что ж, исправлять положение в этой сфере как раз и должны неправительственные организации. По результатам прошедших на конференции дискуссий ВААФ выработал рекомендации, которые будут направлены в соответствующие госструктуры и доведены до общественности. Так, по словам замглавы ВААФ доктора Юргена Майера, делегата от бундестага в Конституционном конвенте Евросоюза, секция "Право" выработала новые предложения по контролю за нелегальными доходами. Анатолий Куликов на вопрос корреспондента "НВО" о конкретных законодательных инициативах, заявил, что прежде всего должна быть внесена ясность по проекту дополнений к Закону "О борьбе с терроризмом", где предусматривается "наделение вооруженных сил функциями внутренних войск для применения в рамках чрезвычайного положения. Предлагается также изменить структуру этого закона в частях противодействия финансированию терроризма, информационного обеспечения антитеррористических действий и информационного противодействия терроризму. Вообще есть идея сделать этот закон унифицированным с американским, и собиралось уже четыре рабочих группы, но война в Ираке помешала это сделать, хотя сейчас из американского Конгресса снова начали поступать сигналы. Также мы планируем внести изменения в Закон "О валютном регулировании", так как в нынешнем его состоянии у ГТК отобраны функции финансового контроля, что отчасти лишает его роли финансового буфера на пути криминала".
ЗА КАДРОМ
Когда и в какой мере эти инициативы будут претворены в жизнь, покажет время, но обнародованные на форуме мнения сами по себе уже можно считать важным событием. По крайней мере они наглядно продемонстрировали, что между антитеррористической риторикой и реальными мероприятиями остаются большие "ножницы". В частности, это можно было заключить из выступления сотрудника американского информагентства "Нейшнл секьюритиз ньюз сервис" Дэвида Армстронга, посвященного борьбе с пресечением финансирования терроризма. По его свидетельству, "в США продолжают беспрепятственно действовать подозреваемые в этом благотворительные фонды. Два самых ярких примера - это "Международная организация содействия исламу" и "Всемирная мусульманская лига". По утверждению Армстронга, зная, что они спонсируют террористов, администрация Буша, несмотря на громкие заявления, бездействует. В марте 2002 года таможенная служба США провела обыски в офисах этих двух организаций, однако финансирование не прекратилось. Более того, ФБР отказалось поделиться информацией с таможенной службой относительно данных групп, в результате расследование затормозилось". По мнению эксперта, американские власти не хотят признавать, что современные исламские экстремисты финансируются через структуры, которые были созданы США в 1980-х годах для поддержки афганских моджахедов в их противостоянии с Советским Союзом. Так, в марте 2002 года таможенная служба произвела арест двух деятелей исламского движения, которые имели тесные связи с администрацией Буша. На вопрос корреспондента "НВО" о том, почему он не обратился по этому поводу в Конгресс или в Министерство юстиции, Дэвид Армстронг ответил буквально следующее: "Что касается официального запроса - нет, я абсолютно не оптимист в этом вопросе. Более того, уверен, опубликуй я все это в газете, не избежать большого общественного резонанса. Что касается Министерства юстиции, то пока Буш у власти, расследование они не начнут. Одна надежда, что администрация вскоре сменится".
Анатолий Куликов к этому выступлению добавил: "Могу подтвердить, что работая в межпарламентской комиссии в Конгрессе США в сентябре 2002 года, я был свидетелем подобного же выступления господина Армстронга, причем на заседании присутствовал один из членов комиссии по расследованию теракта 11 сентября".
Но сложности на пути реального осуществления антитеррористических мероприятий - это лишь вершина айсберга, если учесть, что так и не определена сущность самого понятия "терроризма". Так, известный эксперт Сергей Кургинян, президент международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр", изложил концепцию, согласно которой все дело не в социальных противоречиях, а в войне цивилизаций. Так, допустим, террористы, направлявшие авиалайнеры на ВТЦ, имели все стандарты западной жизни. При этом межцивилизационный конфликт является войной на уничтожение, а постоянные уступки экстремистам приводят к усилению их требований. Поэтому Кургинян находит вполне оправданным применение военной силы, выражая недоумение тем фактом, что посвятившие вооруженному противостоянию с экстремистами долгие годы генералы, становятся пацифистами. Кургинян, правда, оговорился, что обязательным условием ее использования должно быть осуществление т.н. "модернизации", под которой, по-видимому, и понимается переустройство по тем же западным меркам.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин связал рост террористической угрозы с несколько иными процессами. По его словам, прежняя модель мира исчерпала себя. Складывается ситуация, когда к элите принадлежат лишь люди, причастные к современным информационным технологиям, а остальные являются лишь муравьями, которые не могут ни на что влиять. Достаточно сказать, что при современном уровне развития техники 2 миллиарда людей никогда не пользовались телефонами. В последнее десятилетие мировое сообщество практически прекратило решать гуманитарные проблемы общими усилиями. Происходящие процессы глобализации знаменуют размывание государства как системы управления, а значит, и ослабление спецслужб, что явно не способствует эффективной борьбе с терроризмом.
Что ж, если конференция и не предоставила ответы на животрепещущие вопросы современности, то по крайней мере еще раз заставила общественность задуматься о них. Как отметил Анатолий Куликов в своем программном заявлении, переживаемый миром момент в чем-то схож с периодом падения Римской империи и античной цивилизации, когда христианство помогло западному миру избежать духовного разложения. Для выработки общей стратегии выживания, согласования активной деятельности человека с возможностями биосферы планеты, с возможностью ее развития потребуются неординарные политические решения и акции. Тотальный отказ от всех благ цивилизации невозможен, а система жестких запретов, опирающихся на насилие даст не больше результатов, чем в свое время сухой закон в США. И все же в качестве какой-то итоговой квинтэссенции форума, по мнению Анатолия Куликова, можно обозначить фразы, прозвучавшие в выступлениях двух экс-министров обороны - ФРГ и Израиля - Руперта Шольца, ныне являющегося заместителем председателя правления ВААФ, и Биньямина Бен-Элиэзера, сменившего пост главы военного ведомства на место в кнессете: "Нельзя эффективно бороться с терроризмом, опираясь только на интересы национальной безопасности и без учета интересов других стран" и "Нет никакой возможности бороться с терроризмом только военным путем".