После прихода Адольфа Гитлера к власти в Германии 30 января 1933 г. резко возросла активность гражданских и военных ведомств Третьего рейха на территории США. Эти действия преследовали две цели. Первая заключалась в том, чтобы в максимальной степени использовать мощный промышленный и научный потенциал Америки в интересах наращивания производства оружия и военной техники для вермахта. В первую очередь речь шла о технологии производства синтетического горючего, пластмасс, закупке дефицитных материалов, высокоточных станков и измерительных инструментов для выпуска танковых и автомобильных двигателей.
Вторая цель заключалась в заблаговременной подготовке на территории США большого числа групп агентов и диверсантов, способных после начала войны осуществлять диверсии в тылу противника, коим считали США руководители Третьего рейха. И, нужно отметить, многое им удалось.
Значительное влияние на политическую жизнь Америки оказывали официальные представители Германии. Например, консул в Бостоне Герберт Шольц, доверенное лицо самого рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и представитель гестапо в Соединенных Штатах. Генконсулом в Новом Орлеане был барон Эдгар фон Шпигель. В годы Первой мировой войны барон командовал подводной лодкой, и злые языки говорили, что на его счету была не одна сотня жизней американцев. А в эпоху "тысячелетнего рейха" фон Шпигель небезуспешно подвизался в роли дипломата, агента и провокатора. Един в трех лицах, так сказать.
Генеральным консулом Германии в Сан-Франциско, главном портовом городе на тихоокеанском побережье США, был в ту пору другой барон - циник и развратник Манфред фон Киллингер. В прошлом убийца и провокатор, он руководил одним из штурмовых отрядов, вместе с Герингом и Рэмом участвовал в организации поджога Рейхстага.
Киллингер активно взялся за организацию на западном побережье США германо-американского союза, явно профашистской организации, ставившей своей целью распространить свою деятельность на авиационную, танковую, артиллерийскую и кораблестроительную промышленность этого края. Правда, ему недолго удалось вносить смуту в деятельность оборонных отраслей США - руководитель Федерального бюро расследований Эдгар Гувер потребовал изгнать его из Америки.
МРАЧНЫЙ ФРИЦ И ДРУГИЕ
Но свято место недолго пустовало. В 1939 г. на место консула в Сан-Франциско был направлен долговязый, молчаливый и вечно мрачный Фриц Видеман. О том, что этот функционер неплохо справлялся со своими обязанностями, свидетельствуют благодарственные телеграммы в его адрес, подписанные лично Гитлером. Фюрер выражал признательность господину Видеману за установление и развитие дружественных отношений с заокеанскими финансово-промышленными корпорациями и организацию шпионско-диверсионной сети.
Мрачный Фриц совершенно не отвечал представлениям о сумрачных гениях тысячелетнего германского рейха - ни фигурой, ни внешностью, ни складом ума. Зато этот сутулый молчун имел неоспоримое преимущество перед другими чиновниками "союза", которое даже считалось особой заслугой. В Первую мировую Видеману выпала историческая честь быть адъютантом батальона 17-го Баварского пехотного полка на Западном фронте (командир полка - Вильгельм Лист, впоследствии генерал-фельдмаршал). Именно в этом батальоне служил посыльным ефрейтор Шикльгрубер. Тот самый ефрейтор, который спустя годы станет вождем нации и рейха┘
Так вот, фюрер, всячески проповедовавший идеалы фронтового братства, не забыл своего старшего фронтового товарища. Когда Фриц Видеман в 1934 г. вступил в нацистскую партию, Гитлер взял его в свой аппарат помощником. Бывший гауптман, в новые времена в одночасье получивший с подачи главы рейха чин бригадефюрера СА (соответствует армейскому званию генерал-майор), оставался в должности помощника фюрера до 1938 г. Видеман ревностно служил своему бывшему подчиненному.
Гитлер, оценив преданность своего фронтового командира, направил его со спецпоручением в Лондон. Деликатность миссии Видемана в туманном Альбионе заключалась в том, что ему пришлось конфиденциально информировать министра иностранных дел лорда Галифакса о намерениях Гитлера прибрать к своим рукам Судетскую область, входившую в состав суверенной Чехословакии. Именно после успешного выполнения своей британской миссии "мрачный Фриц" и получил назначение генконсулом в Сан-Франциско.
Результаты деятельности германских дипломатов, разведчиков и политиков быстро сказались на росте поставок из США в Германию стратегического сырья - алюминия, меди, никеля, марганца, стали, вольфрама и др. Из США в Германию шла широким и глубоким потоком научно-техническая информация, вывозилась технология производства важнейших продукций для военных целей. Например, компания "Этил газолин корпорейшн" совместно с "Дженерал моторс" с разрешения правительства США передала немцам секрет производства тетраэтилсвинца - важнейшей добавки для повышения октанового числа авиационного бензина для современных двигателей. Американцы передали военной промышленности технологию производства синтетических бензина, каучука, смазочных масел и пластмасс, без чего военная машина фюрера просто не могла бы работать.
Порой дело доходило до абсурда. Например, американская фирма "Алюминиум компани оф Америка" длительное время снабжала своей продукцией ненасытную авиационную промышленность рейхсмаршала Германа Геринга. А когда США в декабре 1941 г. объявили войну рейху, оказалось, что собственного алюминия для авиационной промышленности США, приступившей к массовому производству боевых самолетов, осталось очень мало.
ПЯТАЯ КОЛОННА ДЕЙСТВУЕТ
Когда Германия напала на Советский Союз, то многочисленные профашистские организации не скрывали своей радости и восторга. Так, орган националистического комитета "Америка прежде всего" - газета "Геральд", что в переводе означает "Глашатай", с восторгом писала аршинными буквами: "Народы Европы в борьбе с русскими коммунистами. Семнадцать государств присоединились к Германской империи для крестового похода против СССР".
Возможно, что такое хамское поведение профашистских организаций могло остаться "незамеченным" для американского правосудия, хотя в то время США оказывали мощную поддержку своему союзнику Великобритании в войне с Германией, а германские подводные лодки топили десятками торговые суда США, везущие оружие и военную технику через Атлантический океан. Наглость фашистов дошла до того, что они стали совершать диверсионные акты на территории США. Вот только несколько примеров того.
Весной 1942 г. из Филадельфии в Архангельск вышел крупный американский транспорт "Колмар" с грузом тяжелых орудий, боеприпасов, взрывчатых веществ, военной техники для Красной Армии. Через несколько суток корабль попал в полосу шторма. И тогда началось невообразимое. Тяжелые орудия сорвались с места и стали кататься по верхней палубе, круша все на своем пути, убивая и калеча матросов. Матросы стали требовать от капитана вернуться в порт, так как корабль потерял много груза и приобрел сильные повреждения. Но "Колмар" так и не дошел до порта приписки: всего в 15 милях от берега корабль был торпедирован германской подлодкой и пошел ко дну. Спасти удалось только часть команды.
Подобная история произошла с другим кораблем, "Дамбойн". На этот раз перевозились орудия, танки, боеприпасы. Через пару суток кораблю не повезло - он попал в шторм, и все грузы, находившиеся на верхней палубе, сорвались со своих мест и стали крушить палубные надстройки и калечить членов экипажа. В результате большая часть танков ушла на дно, а сам корабль с большим трудом возвратился в порт отправления.
На данные факты обратили внимание органы военной контрразведки ФБР, которые внимательно изучили причины аварий и катастроф, происходящих с транспортными судами, перевозящими военные грузы в Европу. Всего за два месяца было сильно повреждено или потоплено 8 крупнотоннажных судов, включая упомянутые выше и другие: "Индепенденс-Холл", "Уэст-Джафферен", "Эффингем", "Сити оф Флинт", "Хуан де Лорранто", "Тинтигл".
Удалось установить, что погрузку военных грузов на эти корабли производила одна и та же фирма. Ее владельцем является этнический немец, который еще в годы Первой мировой войны был уличен в преступных связях с германской разведкой. Естественно, что расправа карательных органов США с диверсантами, которые умышленно плохо закрепляли груз на транспортных кораблях, была скорой и жесткой - одних повесить, других на электрический стул┘
Но оказалось, что ФБР с его разветвленной сетью осведомителей не может полностью выявить действия диверсантов на военных заводах, арсеналах и базах, так как скрытые дефекты в оружии, боеприпасах и военной технике вскрывались уже в ходе их боевого применения, на поле боя. И отказ оружия, несрабатывание взрывателей и тому подобные происшествия часто не могли быть своевременно изучены и правильно классифицированы. Приходившие из боевых частей сообщения о случаях разрушения орудий, выходе из строя танковых двигателей, несрабатывании взрывателей снарядов не позволяли определить, где, кто и когда конкретно совершил диверсию там, далеко от Москвы, за океаном. И ФБР было бессильно сделать что-то для раскрытия авторов диверсий. А помощь неожиданно пришла к ним┘ из Баку.
ШИФРОВКА ДИРЕКТОРУ ФБР ИЗ МОСКВЫ
В середине мая 1942 г. на советско-германском фронте сложилась очень тяжелая обстановка. Собрав огромные резервные силы, введя в заблуждение советское военное командование о направлении главного удара, германские войска окружили крупную группировку Красной Армии под Харьковом, в районе так называемого Барвенковского выступа, и прорвали фронт на ширину 200 км. В этот прорыв в глубь страны хлынули танковые дивизии рейха. Их движение проходило в трех расходящихся направлениях.
Первое - ударом через Воронеж, восточнее Москвы, с тем, чтобы совместно с действиями группы армий "Центр" замкнуть кольцо окружения вокруг Москвы. Второе направление - через Сальские степи прямой дорогой на Сталинград с целью перерезать главную артерию СССР, по которой происходила доставка кавказской нефти на нефтеперегонные заводы России. Третье направление - кавказское: через Ростов на Кавказские Минеральные Воды, далее - к главным перевалам Кавказского хребта, захват нефтепромыслов Майкопа, Грозного и Баку. А там - рукой подать до нефтяных полей Месопотамии - Мосула и Киркука.
На первом направлении германские войска смогли только достичь центра Воронежа, далее пути им уже не было - бойцы Красной Армии стояли там насмерть. На главном направлении войска рейха вышли к Волге, ведя ожесточенные бои в северных индустриальных районах Сталинграда и в центре города. Но перерезать нефтепоток по Волге на баржах частям 6-й армии генерал-полковника Паулюса не удалось. Сталинград стал неприступной твердыней. Не все получилось у Германии на кавказском направлении - отборные батальоны горных егерей дивизии "Эдельвейс" так и не смогли захватить перевалы Главного Кавказского хребта, а линейным частям вермахта не суждено было завладеть нефтью Грозного, хотя они были всего в 60 км от нее.
В бессильной злобе за упорное сопротивление Красной Армии на фронте Гитлер отдал рейхсмаршалу люфтваффе Герману Герингу приказ непрерывно бомбить нефтепромыслы и нефтеперегонные заводы Баку и Грозного, для чего была использована фронтовая и дальняя авиация, базирующаяся на аэродромах Крыма и Таманского полуострова. При этом главный удар наносился по Баку: его железнодорожным узлам, порту, промыслам и заводам.
Сталин не оставил без внимания наглость Гитлера и приказал создать специальную Закавказскую зону противовоздушной обороны. Нужно отметить, что в ту пору в СССР существовала только одна зона ПВО - Московская, надежно прикрывавшая Москву и Московский промышленный центр. Новая зона простиралась от низовий Дона до границы с Турцией и Ираном - с севера на юг и от берегов Черного моря до берегов Каспийского моря - с запада на восток. Защиту такого огромного региона осуществляли лучшие полки войсковой ПВО и истребители. В ходе отражения массированных налетов германской авиации советские зенитчики и летчики ежедневно сбивали по несколько десятков бомбардировщиков "Юнкерс-88" и "Хенкель-111".
На вооружении зенитных частей стояли самые современные для того времени полуавтоматические отечественные 85-миллиметровые орудия и американские автоматические 37-миллиметровые пушки. Все шло хорошо и удачно до тех пор, пока с американскими автоматами не стало твориться непонятное. Оказалось, что все чаще и чаще германским бомбардировщикам удавалось безнаказанно уходить из-под обстрела малокалиберных зениток, хотя личный состав огневых батарей и дивизионов не допускал ошибок в прицеливании и наведении оружия. Выяснилось, что зенитные снаряды американского производства не взрывались на установленной высоте, чаще всего взрыв происходил лишь при падении на землю. Появились жертвы от таких бракованных снарядов. Москва была обеспокоена происходящим, тем более что причина отказов не могла быть определена на месте.
Для выяснения всех обстоятельств в Баку был срочно откомандирован исключительно знающий и опытный специалист по взрывателям, сотрудник Военной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского, военинженер 3 ранга Георгий Салазко. В ту пору сама академия с конца октября 1941 г. находилась в эвакуации и продолжала работу в Самарканде, а в Москве осталось несколько специалистов высокой квалификации, сформировавшие специальную группу по изучению всех видов стрелкового артиллерийского оружия противника, а также его боеприпасов. Эта группа называлась сокращенно НИГ - Научно-исследовательская группа. О ее существовании и результатах работы стало известно лишь сорок лет спустя, после выхода в свет книги Ильи Симанчука "НИГ разгадывает тайны" в 1986 г.
По прибытии в Баку Георгий Николаевич сразу же явился в морской порт, который был главной целью для германской авиации, и оказался в расположении огневого дивизиона ПВО, вооруженного американскими 37-миллиметровыми пушками. Первым делом Салазко ознакомился с упаковками выстрелов к этим пушкам, переписал их выходные данные: год изготовления, номер партии снарядов, номер завода-изготовителя, уточнив детали по специальным клеймам, выбитым на донцах гильз. Теперь оставалось дождаться налета германских самолетов. Ждать пришлось недолго.
Первым появился дальний разведчик "Хенкель-111" - предвестник скорого нападения основной ударной группы. Зенитчики открыли ураганный огонь, и было хорошо видно, как вокруг самолета появились белые облачка разрывов снарядов. Но было видно невооруженным глазом, что не все долетевшие снаряды взрывались там, где им положено, либо они вовсе не взрывались, падая на землю.
Вскоре удалось найти два неразорвавшихся снаряда. Вывинтив взрыватели, Георгий Николаевич обнаружил замаскированный брак в резьбе втулки взрывателя. Именно по этой причине снаряды не взрывались на заданной высоте, а могли взорваться при ударе о землю. И это чудо, что оба найденных снаряда не взорвались при падении. Было явно видно, что брак - дело рук опытного диверсанта. А далее все пошло гладко. С помощью бойцов огневой батареи военинженер 3 ранга Салазко разобрался со снарядами, оставшимися в тех упаковках, откуда были взяты бракованные снаряды. Ревизия подтвердила опасения военного инженера - все снаряды данной партии были с дефектами взрывателей.
В тот же вечер в Москву, в Народный комиссариат обороны СССР, из Баку ушла шифрованная телеграмма с подробным описанием причин несрабатывания зенитных снарядов с указанием завода-изготовителя, арсенала и форта, где проводилась комплектация выстрелов. В свою очередь, эта информация через Народный комиссариат по иностранным делам была срочно передана в посольство США в Москве, откуда после перевода также в шифрованном виде ушла в Вашингтон, директору ФБР Эдгару Гуверу. А вскоре большая группа разоблаченных агентов и диверсантов имперской службы безопасности Третьего рейха была повязана с поличным оперативными работниками ФБР и военной контрразведки и предстала перед судом.
Ну а что же господин Фриц Видеман, бывший сослуживец ефрейтора Шикльгрубера по 17-му Баварскому пехотному полку? Ему еще раньше в спешном порядке пришлось уносить ноги из Америки. В июне 1941 г. за неблаговидные дела американские власти выслали его из страны. От ареста "мрачного Фрица" спас только дипломатический паспорт. Забегая вперед, скажем, что свою карьеру он закончил в 1945 г. в Китае, где был арестован американцами. Свершилось то, что власти США не смогли сделать на американской территории в силу тогдашней дипломатической неприкосновенности Видемана. После окончания войны он отсидел срок по приговору Нюрнбергского военного трибунала. А в 1964 г. герр Видеман разразился мемуарами о Гитлере под названием "Человек, который хотел командовать". При написании этой книги пошли в ход дневники экс-гауптмана времен Первой мировой войны и впечатления от бурной деятельности в Америке под прикрытием ведомства Риббентропа.
Так закончилась длительная история ликвидации хорошо законспирированной группы диверсантов, засланных на территорию США из Германии, так много навредившей как самой Америке, так и ее союзникам и друзьям. И главную роль в этом деле сыграла шифровка, полученная Вашингтоном из Баку в том далеком 1942 г.
После того случая зенитные части ПВО Закавказского округа ПВО, или как тогда говорили - Бакинской зоны ПВО стали получать из США только доброкачественные снаряды. Это помогло защитить столицу Азербайджана от разрушений, которых не удалось избежать Лондону, Шеффилду и Ковентри.
И теперь, когда гости древнего города восхищаются его белоснежными зданиями, набережной и зелеными бульварами, пусть вспомнят командиров и бойцов Красной Армии, которые в тяжелейшее военное время сделали все возможное и невозможное для общей победы над врагом. Среди них и военинженера Георгия Салазко.