В истории становления отечественных спецслужб важную роль сыграли 1920-е годы, на протяжении которых успешно был реализован ряд широко известных разведывательных и контрразведывательных операций. С этим периодом связано и появление в структуре разведки разведывательно-диверсионного направления деятельности. Первый опыт проведения диверсионных операций приобретался в Польше, а именно - в Западной Белоруссии и Западной Украине, отошедших к Польше по условиям Рижского мирного договора 1921 года.
В начале 1920-х годов в работе зарождавшихся органов разведки советского государства Польша являлась одним из приоритетных направлений. В это время польское правительство Юзефа Пилсудского проводило откровенно враждебную политику по отношению к советской России, политику, во многом основанную на русофобии, умноженной на ненависть к большевикам. Намереваясь воспользоваться ослаблением Советов в гражданской войне, польское руководство стремилось взять исторический реванш и возродить Речь Посполитую. Политику Польши поддерживали западноевропейские государства, в частности Франция и Англия, которые отводили ей роль, с одной стороны, защитного кордона от распространения "большевистской угрозы", а с другой - плацдарма для борьбы с Советами.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
К началу советско-польской войны в советской России были сформированы три закордонные (внешние) разведки: ИНО Особого отдела ВЧК, Регистрационное управление и разведка III Интернационала и Коминтерна (разведкой занимался Отдел международных связей). По Польше были задействованы все три.
Разведывательная работа против Польши активизировалась накануне советско-польской войны (апрель-октябрь 1920 года). Прежде всего здесь преследовались стратегические цели. Во внешнеполитических интересах советского государства на этом этапе доминировала идея мировой революции. Первой страной на этом пути должна была стать Польша. Реализация этих замыслов предусматривала широкую поддержку коммунистического движения в этой стране, ведение пропагандистской кампании по подъему революционных настроений среди населения. Для решения этих задач в Польшу направлялись опытные партийные работники, знавшие по опыту специфику работы в этом регионе. Среди них и видные политические деятели советского государства - Феликс Дзержинский, Иосиф Уншлихт и другие.
Одним из направлений работы органов ВЧК являлась нейтрализация белоэмигрантских формирований и различных националистических структур, осуществлявших свою деятельность из-за рубежа. В этой области Польша представляла также большой интерес, так как ее правительство поддерживало подобные формирования у себя в стране и оказывало всяческую поддержку их антисоветской деятельности.
ЗАКОРДОННАЯ РАБОТА
Назревавший военный конфликт с польским государством требовал разведывательного обеспечения для решения соответствующих задач на театре военных действий. Именно ведение закордонной, а точнее - зафронтовой разведки органами ВЧК, стало первым шагом разведывательной деятельности против этого государства. Первоначально решение этих задач было возложено на территориальные органы. Приказом Особого отдела ВЧК # 35 от 27 февраля 1920 года предписывалось отправлять контрразведчиков за кордон, вменив им в обязанность изучение всех путей, по которым поляки отправляют свою разведку в тыл Красной Армии, ставилась задача проникновения в неприятельскую разведку.
В дальнейшем ведение агентурной разведки против Польши было возложено на другой орган - Регистрационное управление Полевого Штаба Революционного Военного Совета Республики (ПШ РВСР). В январе 1919 года Регистрационному управлению ПШ РВСР была подчинена агентура штабов фронтов и армий. Согласно "Положению" от 19 июня 1919 года Регистрационное управление (Региструп) определялось как "центральный орган тайной агентурной разведки". Соответствующее подразделение агентурной разведки было создано в Регистрационном отделе Западного фронта. Одним из направлений работы данного органа являлось ведение "активной разведки", включавшей в себя деятельность по дезорганизации обстановки в тылу польской армии. В этих целях в Региструпе создается отдельное специальное подразделение - Нелегальная военная организация (НВО), которая осуществляла одиночные и массовые акции по дезорганизации обстановки сначала в тылу польских войск, а по окончании советско-польской войны - на территориях Западной Белоруссии и Западной Украины, отошедших к Польше. Целью НВО стало разрушение тыла польской армии, террористическая, диверсионная и повстанческая деятельность. Помимо прямых заданий НВО исполняло агентурные функции, осуществляя разведывательную деятельность.
Инициатива создания НВО принадлежит члену РВС Западного фронта Уншлихту, курировавшему разведку. Ее создание было продиктовано сложностью налаживания агентурной зафронтовой разведки, тактикой деятельности сторон в условиях ведения военных действий, а также адекватными мерами в отношении Польши, активно использовавшей белоэмигрантские формирования в организации разведывательно-диверсионных акций на советской территории. О степени засекреченности организации свидетельствует тот факт, что о ней не знал даже командующий фронтом Михаил Тухачевский.
В комплексе закордонной работы по Польше возможности НВО активно использовались до 1925 года. Аналогичную работу осуществляли особые отделы Западного и Юго-Западного фронтов. Ведение "активной разведки" стало одной из наиболее острых форм деятельности советской разведки против Польши.
Уже к маю 1920 года были подобраны необходимые кадры для ведения военно-диверсионной работы в тылу польских войск. Предпочтение отдавалось лицам, хорошо знавшим обстановку на польской территории, имевшим военную подготовку, а также тем, кто владел польским, белорусским или литовским языками. Как следствие, значительное количество членов отрядов НВО составляли уроженцы Литвы, Белоруссии, Польши и Украины. В числе руководителей таких отрядов были будущие Герои Советского Союза Кирилл Орловский, Станислав Ваупшасов, Александр Рабцевич, Василий Корж.
Направление групп НВО в Западную Белоруссию осуществлялось через ЦК Компартии Литвы и Беларуси в г. Смоленске, где давались последние указания по установлению связей и работе в подполье. Там же бойцы отрядов обеспечивались гражданской одеждой, взрывчаткой, документами и всем другим, необходимым для подпольной работы.
В числе первых операций НВО в тылу польских войск стали нападения на войсковые подразделения, захваты обозов с оружием, разгромы польских гарнизонов и пр. После советско-польской войны разведывательно-диверсионная деятельность НВО на территории Польши продолжилась. Отсутствие демаркационной линии между двумя государствами и особенности жизни в приграничной полосе активно использовались в тот период как польскими, так и советскими спецслужбами в организации переправ через границу разведчиков и средств подрывной деятельности. Переход границы осуществлялся, как правило, с помощью проводника из числа местных жителей. Родственные связи между лицами, проживающими по обе стороны границы, способствовали установлению и развитию контактов, поиску укрытий.
Широкое распространение в приграничных районах Польши и советской Белоруссии приобрела контрабанда. Используя местных контрабандистов, чекистам удавалось провозить в Польшу оружие, литературу, финансовые средства. Это доставляло немало беспокойств жандармерии и дефензиве (польской контрразведке), приграничные отделы которых регулярно ориентировались на выявление контрабанды указанных средств со стороны Советов. Способы доставки в Польшу подрывных средств были самыми разнообразными. Так, например, известны случаи, когда в целях переправы через границу драгоценностей для материального обеспечения подпольщиков использовалась птица, в частности домашние куры. Птице вместо корма давался хлеб с помещенными в него мелкими золотыми изделиями, бриллиантами, прочими ценностями, что позволяло обеспечивать их длительное хранение и сокрытие во время переправы. В целом, доставлявшаяся в Польшу различным способом амуниция, оружие, литература тщательно прятались в приграничных белорусских лесах, а подпольщики на начальном этапе переходили к работе с местным населением для создания боевых групп и партизанских отрядов.
ПОДРЫВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В задачу прибывших с советской территории подпольщиков входило укрепление и развитие связи с местным населением, симпатизирующим советской власти и негативно настроенным против политики польских властей, вовлечение уже существующих групп в совместные боевые операции, создание новых партизанских групп и отрядов. Также налаживалась разведка для сбора информации о мероприятиях польской администрации, состоянии, численности, вооружении армейских и полицейских подразделений. Связь с центром поддерживалась через созданные ранее в уездах Западной Белоруссии подпольные комитеты компартии, которые и осуществляли руководство местными повстанческими группами.
Политика польских властей на оккупированных территориях, ориентированная на полонизацию региона, эксплуатацию людских ресурсов, вывоз природных богатств, вызвала обоснованное недовольство местного населения. На фоне нарастания национально-освободительного движения в Западной Белоруссии и Западной Украине особую тревогу у польских властей стали вызывать участившиеся факты осуществления устной и печатной агитации "Советами", ведения разведдеятельности, и главное - появление вооруженных отрядов.
Подрывная работа, проводимая диверсионно-саботажными группами, существенно затрудняла и сковывала деятельность органов гражданской и военной администрации, заметно влияла на общественно-политическую ситуацию в крае. Для выявления подобных групп, изучения методов работы подпольщиков польские спецслужбы активно использовали подставы. В этих целях ими были созданы специальные школы по подготовке агентуры для внедрения ее в партизанские отряды. По фактам диверсионных актов организовывались рейды с участием войск и полиции в населенные пункты, в районе которых действовали подпольщики. С учетом данных особенностей работы польских спецслужб весной 1920 года руководство НВО вынуждено было корректировать тактику деятельности своих подразделений. При организации повстанческого движения рекомендовалось тщательно проверять всех желающих участвовать в вооруженной борьбе, а в дальнейшей работе акцент делать на усилении организационно-пропагандистской работы и создании новых подпольно-повстанческих групп для их организованного выступления в обусловленный момент.
ПАРТИЗАНСКИЕ ОТРЯДЫ
В короткие сроки на территории Западной Белоруссии была создана сеть партизанских отрядов, развернувших диверсионную деятельность в тылу польских войск. Так, в районе г. Дисны действовал отряд Молчанова (до 30 человек), в Вилейском районе создан отряд в 50 человек под руководством Щебета, в Оршанском уезде группой людей руководил секретарь подпольного комитета партии Балыш, в Молодечненском уезде во главе отряда из 60 человек встал Яблонский, в Воложинском уезде - Балышко. В задачи созданных групп входило ведение среди населения агитации, направленной на противодействие политике польских властей. Население призывалось к бойкоту налогов, призыва молодежи в польскую армию. Агитационная работа велась в войсках противника. Особая роль отводилась организации и проведению боевых операций. Так, периодически устраивались вооруженные налеты на местные полицейские участки, небольшие войсковые гарнизоны, а также склады с оружием и боеприпасами.
На Полесье активно действовал отряд Кирилла Орловского. О масштабах работы этого отряда говорит следующее. Только с мая по июнь 1922 года его отрядом был уничтожен один железнодорожный и два деревянных моста, захвачен обоз противника количеством 60 подвод и было убито не меньше 200 человек белополяков. С 1922 по 1925 год на территории Западной Белоруссии Орловским в качестве организатора и командира партизанского отряда было проведено несколько десятков боевых операций, в числе которых: захват двух железнодорожных станций, трех местечек, уничтожение нескольких помещичьих имений. Беспрецедентная для того времени операция была проведена отрядом Орловского в августе 1924 года, в результате которой была захвачена тюрьма в г. Столбцы и освобождены видные руководящие работники ЦК Коммунистической партии Западной Белоруссии Логинович и Мертенс.
В сентябре 1924 года в Польше широкий резонанс имело нападение белорусских партизан на главу Полесского воеводства Довнаровича. В Западной Белоруссии на участке железной дороги Пинск-Лунинец отряд в несколько десятков человек остановил поезд, в котором следовал полесский воевода, вместе с ним ехали комендант 14-го округа полиции Меневич, епископ Лозинский и сенатор Вислоух. После захвата поезда партизаны выпороли воеводу, который впоследствии вынужден был подать в отставку. Характерно, что инцидент произошел после прошедшего в середине августа того же года чрезвычайного совещания польской администрации, посвященного вопросу борьбы с партизанским движением.
В результате последовавших со стороны польских властей мер удалось в значительной степени нейтрализовать подрывную деятельность партизан, на протяжении нескольких лет дестабилизировавших обстановку в восточных районах Польши. Усиление диверсионной деятельности и выявление подготовительных мероприятий к восстанию на территориях Западной Белоруссии и Западной Украины вынудило польские власти принять жесткие радикальные меры. Для более эффективной защиты восточных границ от советской угрозы в Польше создается отдельный орган - Корпус охраны пограничья, на борьбу с коммунистическим подпольем были мобилизованы все польские спецслужбы.
Постепенно к 1924 году при помощи провокаторов дефензиве удалось проникнуть в сеть ряда подпольных ячеек и отрядов, а также вскрыть характер проводимой ими деятельности. А в 1925 году по Польше прокатилась волна массовых арестов членов подпольных коммунистических организаций. Однако к этому времени работа "активной разведки" на территории Польши была свернута. Причиной послужило изменение политической ситуации и перспективы налаживания нормальных дипломатических отношений с Польшей. 25 февраля 1925 года Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение "активную разведку" в этой стране ликвидировать.