0
1116
Газета Спецслужбы Интернет-версия

20.05.2005 00:00:00

«Ахиллесова пята» российского сыска

Виктор Озеров

Об авторе: Виктор Алексеевич Озеров - председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель делегации Совета Федерации в Парламентской ассамблее НАТО.

Тэги: орд, закон


Неоднократно сенаторы и представители комитета Совета Федерации в служебных командировках в Чеченской Республике от офицеров и рядовых сотрудников разведывательно-поисковых групп воинских частей и подразделений специального назначения Минобороны РФ, разведки Внутренних войск слышали критические замечания в отношении действующего в России Федерального закона "Об оперативно-разыскной деятельности". Как правило, они в этом особо опасном регионе нашей страны действуют в отрыве от пункта временной дислокации, территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности, которые по Федеральному закону имеют право заниматься оперативно-разыскной деятельностью (ОРД). Спецчасти Главного разведывательного управления Минобороны РФ не могут этим заниматься. Контрразведка ВВ на основании закона о Внутренних войсках использует только некоторые элементы таких оперативно-разыскных мероприятий, как опрос, исследование документов и предметов, наблюдение, обследование сооружений, местности, транспорта, установление личности. В целом же спецчасти МО РФ и МВД не могут своевременно проверить поступившую оперативную информацию о деятельности бандформирований, их главарей. В результате в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе добытая с огромным трудом и риском весьма ценная информация зачастую остается невостребованной. Это ведет к невыполнению служебно-боевых задач, а иногда к необоснованной гибели личного состава. Налицо явное несовершенство законодательной базы по борьбе с тем же терроризмом и преступностью вообще в нашей стране.

Стоит откровенно отметить, что действующий в настоящее время Федеральный закон от 30 декабря 1999 года # 225-Ф3, мягко говоря, не в полной мере отвечает нынешним задачам оперативно-разыскной деятельности. В нем весьма слабо выражены правила совершения ОРД, взаимодействие специальных служб и правоохранительных органов, нормативно-правовая защита сотрудников, которые ежедневно занимаются работой, опасной для жизни и здоровья. Например, в статье 11 закона "О милиции" указывается, что ее сотрудники могут осуществлять осмотр производственных, торговых, складских и других служебных помещений, мест хранения имущества. А в законе "Об ОРД" это является оперативно-разыскными мероприятиями и названо осмотром объектов. Законом "О милиции" сотрудникам дается право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, что само по себе предполагает опрос людей, а в названном нами законе эти действия четко отнесены к оперативно-разыскным мероприятиям и определены как "опрос". Не раскрыто в законе "Об ОРД" и право милиции использовать в оперативно-разыскной деятельности для документирования при выявлении преступников кино-, фото- и аудиотехники, специальных технических и окрашивающих средств, не приносящих вред здоровью человека. Все эти и другие нестыковки создают проблемы для оперативных сотрудников российских силовых ведомств по своевременному обнаружению и обезвреживанию террористов и криминалитета. Такое положение больше нельзя терпеть.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Действительно, а как законодательно максимально обеспечить ОРД, как защитить граждан и самих защитников от преступников? Стоит отметить, что нынешний закон - это четвертая редакция первого федерального нормативного правового акта, который был принят еще в 1992 году. Он корректировался в 1995, 1997, 1998, 1999 годах. Все это происходило вследствие возникающих в стране проявлений преступности и нарастания террористических угроз. Конечно, стоит отметить, что, несмотря на недоработки, нынешний закон об ОРД является все же ядром российского оперативно-разыскного законодательства. Соответствующие аспекты отображены во всех законах по всем российским силовым структурам. И тем не менее, на наш взгляд, требуется его коренная реконструкция. Дело все в том, что сам закон явно способствует смешиванию двух совершенно особенных видов деятельности - непосредственно оперативно-разыскной, а также гласной работы того или иного силового органа.

Так, к числу оперативно-разыскных мер ныне относят блокирование, захват, облаву, применение служебно-разыскных собак, изъятие предметов, документов. Одним словом, весьма специфические силовые мероприятия. Поэтому в настоящее время необходимо законодательно установить меры непосредственно оперативно-разыскной деятельности. В новой редакции закона следует четко определить ее методы и средства конспирации, которая, как известно, достигается маскировкой, созданием соответствующей легенды, добровольного и конфиденциального сотрудничества граждан с силовыми структурами, применения технических средств и специальных веществ для негласного фиксирования и снятия информации, применение шифрования. Повторяю: именно эти меры больше всего определяют специфику ОРД, которую необходимо отразить в соответствующем федеральном законе.

Все имеющиеся на сегодняшний день проблемы по ОРД были обсуждены еще 24 марта этого года на закрытом семинаре комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Представители МВД, ФСБ других силовых структур объективно и без прикрас обсудили создавшееся положение и какие изменения и дополнения необходимо внести в действующий закон об ОРД. Думается, что в рамках возможного следует открыто высказаться о наших предложениях.

Прежде всего необходимо четко определить такие понятия, как "оперативно-разыскное мероприятие", "оперативный эксперимент", "провокация", "компетенция", "полномочия", "информация", "документ".

Детализировать назначение ОРД. Для более эффективной оперативной работы наконец-то разрешить прослушивание телефонных разговоров и проведение оперативных экспериментов не только в отношении подозреваемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, но и лиц, обвиняемых в совершении менее опасных преступлений.

Есть еще одна серьезная проблема. Так, некоторые не слишком морально ответственные сотрудники силовых ведомств вполне могут использовать в своих служебных целях подростков или даже детей. Считаю, что это недопустимо. Поэтому надо законодательно установить ответственность за привлечение к ОРД несовершеннолетних, а контракты заключать только с гражданами, достигшими 18 лет.

С другой стороны, и сами следователи, контрразведчики нередко нуждаются в защите. Ведь даже опытные работники могут ошибаться, совершать в горячке необдуманные поступки. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о том, что для оперативных, штатных негласных сотрудников необходимо предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности вследствие причинения ими во время ОРД незначительного вреда правоохранительным интересам государства.

Кроме того, сегодня жизненно важно нанести, если можно так выразиться, "законодательный удар" и по организованной транснациональной преступности, и по международному терроризму. Нам представляется, что (при соблюдении требований Конвенции ООН) в этих целях следует разрешить использование электронного наблюдения, агентурных операций.

Пора наконец-то обеспечить законодательную базу и для проведения ОРД наших силовых ведомств в сфере телекоммуникаций и связи. Вести в этих целях мониторинг радиоэфира, сетей связи и выявлять контакты преступников, места их базирования, конспиративные квартиры и укрытия.

Конечно же, эти и другие меры, о которых в силу их специфичности не будем вести речь, могут навести на размышления о том, что кардинальные корректировки закона "Об ОРД" могут привести к тотальному влиянию силовых ведомств в нашем обществе. Безусловно, здесь нужно предусмотреть соответствующий контроль. Для этого надо четко указать в законе все полномочия прокуроров по надзору за соблюдением законности в этой специфической и секретной деятельности российских силовиков. Например, предлагается в статье 24 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" исключить то, что прокурорский надзор не может осуществляться за деятельностью ФСБ.

Необходимость внесения изменений в закон "Об ОРД" продиктована прежде всего тем, что Российское государство в настоящее время ведет войну против терроризма. Наверное, такую борьбу надо вести и против организованной преступности, коррупции, экономических преступлений, которые подрывают устои общества, сдерживают поступательное развитие страны. Улучшение оперативно-разыскной деятельности, достоверная и точная информация о преступниках и террористах помогут изжить это зло из наших городов и сел, сделают жизнь наших соотечественников безопасной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1504
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1611
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
728
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1067

Другие новости