0
2679
Газета Спецслужбы Интернет-версия

22.07.2005 00:00:00

Они же Марк Фрейзер и Джим Элиот...

Тэги: Кембриджская пятерка, разведчик, россия


О деятельности знаменитой группы советских разведчиков-нелегалов, вошедшей в историю под названием "Кембриджская пятерка", написана масса книг и статей как в России, так и за рубежом. Гораздо меньше известно о советском и, в частности, куйбышевском (самарском) периоде жизни двух членов этой группы - Дональда Маклейна (Маклина) и Гая Берджесса.

Каким же образом они волею судеб ненадолго оказались в Куйбышеве (ныне - Самара)?

25 мая 1951 года Маклейн и Берджесс покинули Англию и перебрались в Советский Союз. Однако в Москве пробыли недолго. МГБ СССР располагало информацией, что на них начали охоту чуть ли не все западные разведки. Поэтому было решено в целях безопасности отправить беглецов в закрытый для иностранцев Куйбышев.

Осенью 1952 года в этот город приехали два англичанина - Марк Петрович Фрейзер (Маклейн) и Джим Андреевич Элиот (Берджесс). Их поселили в доме # 179 (квартира 5) по улице Фрунзе. Чтобы не вызвать подозрений, была придумана соответствующая "легенда": Фрейзер и Элиот - политэмигранты, профсоюзные деятели, подвергавшиеся преследованиям в Англии за свои прогрессивные взгляды. Поскольку дело о тайном переезде Маклейна и Берджесса на волжские берега находилось под грифом "совершенно секретно", то о факте их пребывания в городе знало только руководство МГБ СССР и очень узкий круг сотрудников Куйбышевского УМГБ.

Берджесс в Куйбышеве нигде не работал, а Маклейн трудился в пединституте.

В архиве Самарского государственного педагогического университета сохранилось личное дело Фрейзера, из которого следует, что 28 июля 1952 года Марк Петрович написал заявление с просьбой зачислить его в штат вуза в качестве преподавателя английского языка. В личном листке по учету кадров Фрейзер указал, что родился он в апреле 1913 года в Эдинбурге в семье служащих. В 1934 году окончил факультет иностранных языков Эдинбургского университета и получил степень бакалавра, специалиста по французскому и немецкому языкам. В качестве основной профессии была указана журналистика. В своей автобиографии Марк Фрейзер написал, что его "отец был профессором истории, работал в Эдинбугском университете до 1932 года, т. е. до смерти. Был беспартийный. Никаких предприятий не имел и жил на жалование. Мать домохозяйка. По приезде в СССР и до настоящего времени [я] выполнял корректурную работу для московского издательства литературы на иностранных языках. Диплом об окончании университета остался в Англии, я не взял его с собой, не придав этому значения".

Любопытно, что именно в Куйбышеве сбылась давняя мечта Дональда Маклейна - учить русских английскому языку. Ибо, по его мнению, "русские люди должны знать английский язык, так как предстоящая мировая революция должна была завершиться по-английски".

Вспоминает Надежда Сидорова, работавшая преподавателем на кафедре английского языка Куйбышевского пединститута вместе с Фрейзером: "Сказать, что я хорошо знала Фрейзера, было бы преувеличением, поскольку наше с ним общение сводилось в основном к рабочим моментам: Марк Петрович, плохо знавший русский язык, нередко осведомлялся у меня, как правильно произносится то или иное слово по-русски. Марк Петрович всегда очень основательно готовился к занятиям со студентами" (о чем свидетельствует и благодарность за хорошую и плодотворную работу, объявленная Фрейзеру 26 апреля 1955 года -А. С.).

По словам Надежды Сидоровой, как человек "Фрейзер был очень интеллигентным, эрудированным, коммуникабельным, слегка насмешливым". Однако о своей жизни в Англии и причинах переезда в СССР не распространялся. "Да мы его об этом и не спрашивали, - говорит Надежда Федоровна, - излишнее любопытство в те - хотя уже и послесталинские - годы не приветствовалось. Правда, некоторая информация о политических причинах эмиграции Фрейзера из Англии до нас все же доходила. Только по прошествии многих лет мы узнали, с каким известным человеком нам довелось вместе работать".

Как рассказывает Генрих Гришин, также трудившийся в ту пору на кафедре английского языка, у них с Фрейзером-Маклейном сложились дружеские отношения. Марк и Джим (Берджесс) часто бывали у него в гостях, где вместе отмечали праздники. "Джим был несколько замкнут, иногда угрюм, видно было, что жизнь в Самаре несколько тяготит его. Марк же любил общаться в кампаниях, часто пел под гитару шотландские и ирландские народные песни. Когда в Куйбышев приехала жена Марка Мелинда (здесь ее звали Наташа) с детьми, то общаться вне работы мы стали меньше".

В 1955 году Фрейзер и Элиот уехали из Куйбышева в Москву. А в 1956 г. было официально объявлено о пребывании Маклейна и Берджесса в СССР и о том, что они приняли советское гражданство. 11 февраля 1956 году в Москве состоялась их первая официальная пресс-конференция, где присутствовали и иностранные журналисты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
988
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
935
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1882
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2264

Другие новости