Недавно был отпущен на свободу арестованный в Швеции по обвинению в военном шпионаже Андрей Замятнин, кандидат биологических наук. «Военный» шпион – специалист по вирусологии растений, имел интересную оплачиваемую работу на гранты в партнерстве со шведскими коллегами.
Пока МИД России разбирается в этой непонятной и неприятной ученым истории, хотелось бы задать уместный вопрос: «Надо ли биологическим микроскопом забивать железные оборонные гвозди?» Есть ли смысл заставлять квалифицированного вирусолога заниматься шпионажем, например, в пользу военного самолетостроения или систем управления военной техникой? Шведские спецслужбы не смогли найти доказательств, так что никакого военного шпионажа не было.
НАУКОЕМКИЙ ШПИОНАЖ
Традиционно основной целью внешней разведки СССР и России являлись научно-технические достижения Запада, связанные с «металлом» (радиотехника, авиация, космос, атомная техника, обычные вооружения, оптика и др.).
Между тем развитие современной молекулярной биологии и медицины с учетом расшифровок генома человека, а также отдельных видов растительного и животного мира, сделали возможным создание перспективного биологического оружия нового поколения массового уничтожения. Как уже ранее отмечалось («НВО», 2005, № 21), сегодня резко повышается вероятность возникновения «нетрадиционных» расовых и этнических геноцидных войн с тайным применением военных достижений новейшей биологической науки и генной инженерии. Усиливается процесс смены «металла» высокоточной военной техники на поражающую противника «живую клетку» (вирус и др.) оружия массового поражения.
С другой стороны, это открывает начало веку перспективных биотехнологий гражданского и военного назначения. Соответственно уже началась структурная перестройка в ОПК и оборонной науке, технике и, соответственно, промышленности.
Новое «наукоемкое шпионское пространство» находится в специфическом пятиугольнике противоборства сил и талантов, где на вершинах углов активно действуют:
– ученые фундаментальной и прикладной молекулярной биологии и медицины;
– военные и спецслужбы развертывающегося тайного государственного биотерроризма;
– бурно развивающиеся новые биотехнологические фирмы агропромышленного комплекса и фармацевтики;
– законспирированные преступные террористические группировки, особенно в рамках ортодоксального ислама арабских стран;
– агенты научно-технической разведки и промышленного шпионажа.
Итак, формируются новые направления внешней разведки и коммерческого промышленного шпионажа в современном мире. Вопрос о методах, технологиях и направлениях биологической разведки стоит обсудить в другом месте, за закрытыми дверями и на профессиональном уровне.
Читателям «НВО» мало известна прошлая секретная деятельность в этой области КГБ СССР и ГРУ на «биологическом фронте». В этой связи большой интерес представляет статья Б.Фентона в британской газете «Дейли Телеграф» от 12 февраля 2005 г.
По этой информации, самые охраняемые секреты биологической войны Великобритании и Америки многие десятилетия были известны русским и шпионы продолжают действовать в самом сердце биотехнической индустрии Запада. Таковы оценки бывшего руководителя агентурной сети КГБ СССР, Александра Кузьминова.
Бывший советский шпион в своей книге раскрыл, как работавшие под прикрытием советские агенты-диверсанты подготавливали секретные площадки, где в случае войны с Советским Союзом предполагалось оставить склянки со смертоносными бактериями, способными заразить западные военные объекты и гражданские поселения, а также убить политических лидеров противника.
Этот ученый, когда-то высокопоставленный сотрудник КГБ, отвечавший за шпионаж в области биотехнологий, утверждает, что многие секреты английской лаборатории в Портон-Даун и ее пентагоновского эквивалента в Форт-Детрик, штат Мэриленд, были вскрыты благодаря глубоко законспирированным агентам советской шпионской сети.
Доктор Кузьминов служил в 12-м отделе Управления «С» Первого Главного управления (ПГУ), то есть в той структуре КГБ, которая занималась «нелегалами», или глубоко законспирированными шпионами, особо ценимыми в мире. Отдел занимался тематикой биологической войны и был настолько засекречен, что даже перебежчики вроде Олега Гордиевского и Василия Митрохина не знали, чем он занимается.
До того как вышла в свет книга доктора Кузьминова «Билологический шпионаж», никто на Западе не имел действительного представления о роли 12-го отдела в разведывательном проникновении в программы биологических исследований во всем мире и в краже секретов исследований, которые могли быть использованы в интересах советского, а позднее российского государства.
Нигель Уэст, писатель и специалист по шпионажу, дал такой комментарий: «Ничто из этого прежде не раскрывалось, и у нас никогда не было перебежчика из этого подразделения, которое, со всей очевидностью, является исключительно важным. Я нашел все изложенное в книге удивительным, потому что мы просто об этом не знали».