0
2130
Газета Спецслужбы Интернет-версия

16.11.2007 00:00:00

Операция в виртуальном пространстве

Михаил Петрович

Об авторе: Михаил Петров - соучредитель Балтийского антикриминального и антитеррористического форума, Эстония.

Тэги: кибертерроризм, хакеры


В последнее время общественное сознание Эстонии обогатилось терминологией, ранее известной лишь узкому кругу специалистов. В очень короткий срок в широкий оборот были запущены понятия, будоражащие воображение обывателя: кибербезопасность; кибертерроризм; кибернасилие; киберагрессия; киберпреступление; кибержертва; кибервойна; кибероборона; кибератака; кибербойкот; киберблокада; киберсанкции; компьютер-зомби; каскадное оружие; электронная бомба и др.

А в начале октября глава эстонского военного ведомства Яак Аавиксоо заявил, что рассматривает возможность создания «Киберкайтселийт» (эст. kaitseliit – союз защиты). Название структуре, очевидно, дано по аналогии с уже существующей в составе Сил обороны страны добровольной военизированной организацией Eesti Kaitseliit, состоящей преимущественно из представителей титульной нации. Судя по всему, новое формирование станет выполнять функции киберполиции и объединит тех граждан Эстонской Республики, которые пока еще не охвачены Eesti Kaitseliit.

Что же произошло в этом прибалтийском государстве? Во-первых, была реализована одна из наиболее амбициозных целей правительства Андруса Ансипа: «Формирование представления об Эстонии как об активном предводителе и духовном лидере, обеспечивающем формирование единства западного мира». Во-вторых, спецслужбы США и НАТО провели широкомасштабную операция и получили в результате ее моральное право установить на границе Российской Федерации новую разведывательную структуру под видом «центра киберзащиты». «НВО» уже рассказало об этой акции, осуществлявшейся на самом высоком уровне (см. № 21, 2007), но, думается, читателям газеты будет небезынтересно ознакомиться с некоторыми ее подробностями.

«РУКА МОСКВЫ»

Массовые беспорядки в Таллине, возникшие в конце апреля 2007 года в связи с переносом «Бронзового солдата» – монумента освободителям столицы Эстонии от нацистских захватчиков – и братской могилы тринадцати советских солдат, похороненных на холме Тынисмяги, в центре города, на его окраину, привлекли к себе внимание общественности в России, в странах Западной Европы и США. Однако эстонское руководство обвинило во всем произошедшем Россию, а чуть позже заявило, что Москва причастна к организации в интернете диверсий против серверов государственных учреждений Эстонской Республики, так называемых кибератак. Напомню, что Distributed Denial of ervice Attack (DDoS Attack) или кибератака – это незаконное проникновение в защищенную компьютерную систему с целью парализовать ее работу и сделать ресурс системы недоступным для пользователей.

Как утверждал министр иностранных дел Урмас Паэт, после событий 26 апреля Россия атакует Эстонию одновременно виртуально, психологически и реально. По словам главы эстонского внешнеполитического ведомства, удалось установить IP-адреса, через которые идут вторжения на сайты парламента и МИДа, а также на сайт канцелярии президента республики. Паэт даже отметил, что уже имеются доказательства организации этих кибератак с IP-адресов государственных учреждений РФ. Поскольку киберагрессии подверглась страна – член ЕС, министр заявил, что речь идет о нападении на весь Европейский союз.

11 мая 2007 года демарш Урмаса Паэта и других официальных лиц Эстонской Республики поддержало английское издание The Economist. В редакционной статье «Как нам следует реагировать на неуклюжий шантаж Москвы» выражалась поддержка действий эстонского правительства и похвала: «Отрадно видеть, что Таллинн переходит в контратаку. Мало найдется стран, способных вести пропагандистскую войну в киберпространстве так же эффективно, как Эстония, совершившая скачок в эпоху интернета».

В свою очередь, на встрече министров обороны государств Евросоюза в Брюсселе 15 мая 2007 года Яак Аавиксоо счел должным подчеркнуть, что кибератаку на члена НАТО следует рассматривать как военную акцию. По мнению руководителя Минобороны Эстонии, в современном обществе для нанесения серьезного ущерба не нужны вооруженные силы, достаточно лишь одного компьютера (довольно рискованный вывод для главы военного ведомства). Аавиксоо призвал входящие в Североатлантический альянс страны начать выработку единой политики в отношении киберагрессии и определиться с тем, как следует реагировать Брюсселю, если жизненно важные информационные системы государств – членов НАТО подвергнутся массированным вторжениям в случае кибервойны.

Через день, 17 мая, во французской газете L'Express (Франция) некто Сильвен Паскье в статье «Эстония: рука Москвы» также обвинил Российскую Федерацию в том, что она по сути спровоцировала массовые беспорядки в Таллине и с помощью хакеров предприняла кибернападение на Эстонскую Республику. Автор указал, что на форумах http://www.1-net.ru; http://web-hack.flybb.ru; http://sbg.flybb.ru;http://forum.xakep.tu/m877128/tm велась массированная атака информационных террористов. Месье Паскье утверждал: «Российские киберпреступники попытались нанести вред высокотехнологичной эстонской демократии, пионеру в области электронного управления».

Наконец, 29 мая 2007 года последовало жесткое заявление премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа, который охарактеризовал проникновение на сайты государственных учреждений республики как преступление и напомнил, что ордер на арест киберпреступников может быть выдан по всему Европейскому союзу. «А то, что атаки были скоординированы по времени, показывает, что это не самодеятельность, – говорил Ансип. – Адреса из Кремля находятся в числе тех адресов, откуда были атакованы наши государственные институции. Не думаю, что в России можно каждому использовать кремлевские адреса».

СОМНЕВАЕМСЯ ОДНАКО...

Однако в той же западной прессе уже тогда стали высказываться сомнения в справедливости эстонских обвинений в адрес России. Так, 8 июня 2007 года главный инженер по вопросам безопасности компании Arbor Networks Хосе Назарио отметил, что хакерские атаки на официальные и новостные интернет-узлы Эстонской Республики исходили не из Кремля, а с огромного числа компьютеров по всему миру, в том числе из США и Вьетнама и что они не были результатом согласованных действий отдельного ведомства. «Большинство атак выглядели как стремление сделать заявление на одном-двух заметных в интернете сайтах, а не как намерение нарушить экономику или онлайновую жизнь Эстонии», – сказал Хосе Назарио.

Однако, несмотря на то что Arbor Networks обслуживает Пентагон, Гарвардский университет, корпорации AT&T, British Telecom, Cisco Systems, Telecom Italia Sparkle и других столь же уважаемых клиентов, заявление Назарио осталось без должного внимания. Попутно следует заметить, что претензии эстонских официальных лиц к России большинством экспертов рассматривались как курьезные и даже смехотворные.

Тем не менее 28 июня 2007 года генеральный прокурор Эстонской Республики Норман Аас публично пожаловался, что в ответ на просьбу о правовой помощи в связи с кибератаками из Генеральной прокуратуры России был получен отказ. Впрочем, понятно, что ни о каком юридическом сотрудничестве с РФ не могло быть и речи, поскольку первые лица Эстонской Республики до начала какого бы то ни было расследования уже возложили ответственность за кибератаки на Кремль.

А тут еще вдобавок 30 июня масла в огонь подлил начальник отдела связи и инфотехнологии Министерства обороны Эстонии Михкель Таммет. Он принялся доказывать, что во время кибератак на серверы госучреждений республики злоумышленники использовали так называемые электронные бомбы, «происхождение которых до сих пор не установлено».

«Кибервойна начнется с атак компьютеров-зомби, – вещал Таммет, – будет затруднен доступ на популярные инфопорталы. Будет применено каскадное оружие... Потом начнутся перебои в работе электронных почтовых ящиков, и под этим прикрытием хакеры доберутся до правительственных серверов, коммуникационных, транспортных и финансовых компаний, что дестабилизирует функционирование общественных систем в целом... Эстония стала полигоном для испытания мощного оружия, силу которого весной до конца никто не понял и не почувствовал».

И вдруг на всю эту истерическую кампанию словно ушат холодной воды обрушилось заявление эстонского министра обороны Яака Аавиксоо, сделанное им 8 августа: «Несмотря на то что многие кибератаки действительно осуществлялись с компьютеров российских госучреждений, это не доказывает вину России, так как атаки на Эстонию происходили разом с тысяч компьютеров... Отсутствуют данные о том, что кибератаки, направленные против Эстонии, осуществлялись при непосредственном руководстве Кремля или из российских государственных учреждений... Я так сразу не возьмусь утверждать, что кибератаки были организованны Кремлем или управлялись из российских государственных учреждений».

ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА

Казалось бы, скандал исчерпан, несмотря на то что эстонская сторона так и не принесла официальных извинений за свои обвинения в адрес Москвы. Однако западная пресса все еще продолжала упражняться в нападках на Российскую Федерацию. В качестве исполнителей «кремлевского заказа» называлась хакерская группировка Zelatin (Желатин). Был объявлен в международный розыск российский блогер Алексей (Алеша Мирный), подозреваемый в призывах к свержению государственного строя в Эстонии.

Между тем 26 сентября президент Эстонской Республики Тоомас-Хендрик Ильвес на 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН назвал кибератаки ярким примером современных асимметричных угроз безопасности и высказал предположение, что в ближайшем будущем они могут стать значительно более масштабным и опасным оружием. Президент настаивал: «Правительства должны не только принять конкретные технические и правовые меры против кибератак, но и определить понятия кибернасилия и киберпреступления в этическом плане┘ Необходим всемирный закон о киберпространстве, и именно ООН может обеспечить необходимый для его разработки независимый и законный форум. Мировая общественность должна сотрудничать в правовых вопросах кибербезопасности и в качестве первого шага присоединиться к конвенции Совета Европы о киберпреступности».

Фактически президент Ильвес предложил ООН выступить с радикальной законодательной инициативой – принять всемирный (!) закон о киберпространстве и создать для этого «независимый и законный форум» под эгидой ООН.

И в тот же день, 26 сентября, военный представитель Эстонской Республики при НАТО генерал Йоханнес Керт заявил вполне определенно, что именно в Эстонии к весне 2008 года планируется создать Центр кибербезопасности НАТО. Генерал с гордостью отрапортовал: «Мы уже не просто страна, отправляющая пехотинцев в Афганистан, мы предоставляем НАТО дополнительные ценности ≈ техничные и высокоинтеллектуальные».

В общем, каждый получил, что хотел: Североатлантический альянс – новый объект на российских рубежах, Эстония – новый статус. Теперь страна перестает быть частью санитарного кордона на границах Западного мира и России, а становится производителем «высокоинтеллектуальных техничных ценностей».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1643
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1838
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1955
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4330

Другие новости