Сегодня это кому-то может показаться странным, но специализированный государственный орган, уполномоченный вести контрразведывательную работу в масштабах всей страны, появился в России лишь чуть более века тому назад. 20 января (2 февраля нового стиля) 1903 года император Николай II согласился с предложением военного министра Алексея Куропаткина создать в Главном штабе особую структуру – разведочное отделение. Несмотря на терминологическую неточность, оно было призвано заниматься борьбой с иностранным шпионажем.
Кстати, не только в Российской империи, но и в других государствах не только контрразведывательные, но и разведывательные службы до относительно недавней поры существовали лишь в зачаточном состоянии. Так, французский генерал Жюль Луи Левель (1823–1908), автор, по-видимому, первой в мире книги, посвященной разведке, увидевшей свет в 1881 году в Париже, небезосновательно писал: «Все говорят о разведке, хвалят предусмотрительность тех, кто ее имеет, и бранят пренебрегающих ею┘ На разведку смотрят как на нечто второстепенное, не нуждающееся в изучении, каждый считает себя в ней компетентным».
В свою очередь, в докладе Куропаткина царю о необходимости образования разведочного отделения подчеркивалось, что «обнаружение государственных преступлений военного характера до сего времени у нас являлось делом чистой случайности, результатом особой энергии отдельных личностей или стечения счастливых обстоятельств, ввиду чего является возможность предположить, что большая часть этих преступлений остается нераскрытыми и совокупность их грозит существенной опасностью государству в случае войны┘ Деятельность сего органа должна заключаться в установлении негласного надзора за обыкновенными путями тайной военной разведки, имеющими исходной точкой иностранных военных агентов, конечными пунктами – лиц, состоящих на нашей государственной службе и занимающихся преступной деятельностью, и связующими звеньями между ними – иногда целый ряд агентов, посредников в передаче сведений...»
Фактически начавшее действовать с июня 1903-го разведочное отделение (руководил им в 1903–1910 годах ротмистр, впоследствии генерал-майор Владимир Лавров) насчитывало к концу того же года всего 13 штатных чинов и 9 нештатных сотрудников. Тем не менее уже накануне Русско-японской войны удалось вскрыть ряд фактов шпионажа в пользу иностранных государств, в том числе и Японии.
И все же контрразведывательные отделения при штабах военных округов стали формироваться только в июне–августе 1906 года. Вот почему вследствие явной недостаточности и малой эффективности существующей системы противодействия иностранному шпионажу в декабре 1908 года принимается решение создать межведомственную комиссию по организации контрразведывательной службы в России.
В протоколе ее заседания от 28 марта 1909 года отмечалось, что комиссия, «ознакомившись... с постановкой контрразведки (борьба с военным и морским шпионством) в России в настоящее время пришла к заключению, что: ...не говоря уже про японцев, все наши европейские соседи, признавая за военной разведкой первенствующую важность, не останавливаются для достижения своих целей ни перед какими расходами, так как последние есть почти единственное средство для успеха».
В этом же документе формулировались цели и задачи контрразведывательной службы, остающиеся актуальными – разумеется, с некоторыми поправками на современные правовые нормы – и для сегодняшнего дня: «Контрразведка (борьба со шпионством) заключается в своевременном обнаружении лиц, занимающихся разведкой для иностранных государств, и в принятии мер для воспрепятствования разведывательной работе этих государств в России. Конечная цель контрразведки есть привлечение к судебной ответственности уличенных в военном шпионстве лиц на основании ст. 108–119 Уголовного уложения 1903 года, или прекращение вредной деятельности названных лиц хотя бы административными мерами».
По итогам двух с половиной лет работы межведомственной комиссии военный министр Владимир Сухомлинов 8 июня 1911 года утвердил Положение о контрразведывательных отделениях (КРО), Инструкцию начальникам КРО и штаты контрразведывательных отделений. А Закон от 7 апреля того же 1911 года «Об отпуске из государственной казны средств на секретные расходы Военного министерства» выделил для обеспечения разведывательной и контрразведывательной деятельности дополнительно 1 миллион 443 720 рублей – эта сумма в три раза превосходила предыдущие ассигнования на «секретные расходы».
В отличие от разведочного отделения, которое было задумано и действовало негласно, контрразведывательные отделения (КРО) являлись уже официальными государственными органами. В связи с этим дата их образования считалась ранее днем рождения российской контрразведки: ведь, несмотря на то, что они входили в систему Военного министерства, их деятельность не ограничивалась только сферой контршпионажа.
При этом по предложению товарища (заместителя) министра внутренних дел Павла Курлова на Департамент полиции и подведомственные ему органы – губернские жандармские управления и охранные отделения (пункты) – возлагалось лишь содействие и оказание помощи КРО в их работе. Непосредственно в Департаменте полиции эта задача, а также ведение дел по шпионажу и государственной измене была возложена на 4-е отделение Особого отдела.
Контрразведывательные отделения создали при штабах военных округов в Москве, Вильно, Варшаве, Киеве, Одессе, Тифлисе, Ташкенте, Иркутске, Хабаровске, а разведочное отделение Главного штаба было преобразовано в Санкт-Петербургское городское КРО.
Здесь уместно особо сказать о знаменательной персональной инициативе генерала Владислава Клембовского. Еще в 1892 году была опубликована его книга «Тайные силы (Военное шпионство)», предназначенная для офицеров и юнкеров Российской армии и вышедшая в 1911 году вторым изданием. Она стала первой отечественной работой, системно излагавшей задачи, приемы, средства агентурной разведки и защиты собственных военных секретов от противника, в связи с чем она широко цитировалась впоследствии исследователями проблем тайной войны.
В предисловии к изданию 1911 года Клембовский, в частности, подчеркивал, что «раскрытие иностранных шпионов составляет также обязанность своих собственных шпионов». Кстати, автор отмечал: «Пока идеи о всеобщем разоружении и всесветном мире не вышли из области мечтаний, каждое государство должно быть готово к войне со своими соседями». И подчеркивал, что «никакими соображениями нельзя оправдывать гнусных поступков предателей: измена государству составляет гнусное и подлое преступление!»
О чем следовало бы знать и помнить некоторым нашим современным публицистам и историкам.