Изъятые мешки с «дурью».
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Наркомания превратилась в одну из главных угроз национальной безопасности Российской Федерации, социально-политической и экономической стабильности в стране, здоровью нации. Как утверждают эксперты ООН, размах наркоиндустрии в России оценивается в 10–15 млрд. долларов. Согласно данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), более половины наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в незаконном обороте на российской территории, ввезено из-за рубежа. Зелье синтетического происхождения привозят в основном из европейских и прибалтийских государств, ряда стран СНГ; растительную «дурь» (героин, опиум, марихуана) – из республик Средней Азии, Китая, Афганистана.
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС
– В настоящее время, – рассказывает подполковник наркополиции Александр Смирницкий (по соображениям конфиденциальности фамилия изменена. – Е.Л.), – российский наркорынок поделили между собой преступные группировки из регионов РФ, из бывших союзных республик СССР, из азиатских и африканских государств.
Например, Мухаммад Экбал Баз Мухаммад – когда-то он служил в правоохранительных органах Афганистана. За девять лет стал полковником. Был тюремщиком, командиром оперативного батальона, командиром батальона обеспечения подразделений МВД, начальником штаба транспортной бригады МВД, командовал полком охраны дорог Кабул–Баграм. Когда к власти в Афганистане пришли моджахеды, уехал в Пакистан, потом вернулся. В начале 1996-го большая часть страны была захвачена талибами, и Мухаммад понял, что грядут перемены. В российском посольстве он получил визу, перебрался в Москву, где занялся частным предпринимательством. На Черкизовском рынке торговал продуктами питания. Поначалу дела шли неплохо. Но грянул дефолт, прибыль «сгорела», а бизнес затрещал по швам. Чтобы поправить пошатнувшееся финансовое положение, решил подзаработать на наркоте. В итоге делец был осужден на 9 лет лишения свободы.
Хотя промысел у всех один и тот же, но отличия все же есть как в социальном плане, так и в степени конспирации, что характерно в особенности для этнических группировок. Это четко организованные структуры, в которые невозможно внедриться. Нигерийская группировка состоит в основном из студентов (или бывших студентов) университета дружбы народов. Кстати, именно она первая заполнила героиново-кокаиновую нишу и начала бесплатно раздавать «дурь» по всей стране в школах и вузах. Вложив копейки, через месяц они получили колоссальную прибыль.
Однако со временем доставка наркотиков для нигерийцев стала весьма проблематичной – их проверяли особенно тщательно. И они нашли выход из положения: принялись вовлекать в перевозку наркотиков российских граждан. Известны случаи, когда африканцы заводили подружек в России и через некоторое время предлагали им поехать на «экскурсию» по Нигерии. А уже там всеми мыслимыми и немыслимыми методами их втягивали в бизнес. Когда ужесточили контроль в Шереметьево, других аэропортах и КПП, наркота потекла в Россию через Казахстан и Узбекистан.
В ФСКН особо отметили, что одним из глобальных угроз остается нарастающая эскалация производства и поставок опиатов и другой дряни из Афганистана. Если в 2006 году здесь было произведено около 610 тонн героина, то в прошлом, по международным экспертным оценкам, объем урожая опиумного мака составил более 800 тонн. Одна из причин – вывод российских «зеленых фуражек» с таджикско-афганской границы.
Ситуация усугубляется еще и тем, что, несмотря на предпринимаемые властями меры, мысль производителей зелья не стоит на месте. На «черном» рынке появляются все новые и новые виды наркотиков. Среди них – неизвестный ранее синтетический «черный героин», получивший религиозное название с романтическим оттенком «слезы Аллаха». Он уже обнаружен на просторах СНГ. В частности, в Киргизии. Как сообщили ее правоохранительные органы, наркотик изготавливается на основе героина. Для производства одного килограмма «слез» необходимо затратить 50 кг опия-сырца. Эффективность – в пять раз превышает героин и, как следствие, зависимость наступает намного быстрее, чем от всех других видов зелья.
Эксперты полагают, «божья слеза» производится на юге Афганистана под контролем международного террориста Усамы бен Ладена. В МВД Киргизии отмечают, что наркотик легче транспортировать из-за его жидкого состояния. Вместе с тем здесь признались, что в правоохранительных органах еще нет достаточного количества специалистов и аппаратуры, способных определять «черный героин».
ОПЕРАЦИЯ «МАК»
Однако наркотики везут не только из-за рубежа. По оценкам экспертов, в России дикорастущая конопля, другие наркосодержащие культуры произрастают почти на миллионе гектаров. Посевы, отмечают в ФСКН, как правило, стараются скрывать в отдаленных и труднодоступных местах, в том числе, например, в горах и предгорьях, в лесах. Нередко коноплю высаживают вперемежку с другими сельхозкультурами.
Впрочем, отдельные граждане «балуются» разведением конопли в квартирах, на приусадебных участках. Как, например, это делал на своих грядках некий Анатолий С. в Белгородской области. Наркокультуру дачник обильно поливал и удобрял навозом. Но однажды в его владения проникла соседская коза. Отведав «травки», животное буквально одурело и начало бросаться на своих хозяев. А те, в свою очередь, сообщили «куда надо» о сельскохозяйственных изысканиях соседа...
На место выехали сотрудники ФСКН. Оперативники предложили хозяину осмотреть огород. В ответ наркоплантатор с топором набросился на непрошеных гостей. Защищая урожай, он разбил лобовое стекло и прорубил крышу служебного автомобиля. Буяна скрутили, а 15 кустов вожделенной конопли в присутствии понятых уничтожили.
Увы, аналогичные случаи наркополицейские фиксируют почти по всей стране. Так, в одном из населенных пунктов Бурятии на приусадебном участке оперативники истребили более 21 тыс. кустов масляничного мака.
В большинстве случаев дикорастущие наркосодержащие растения уничтожались вручную или с помощью сельхозтехники. В ряде регионов страны применялись высокоэффективные гербициды.
Вместе с тем активно использовались и современные средства. Так, Роскосмос разработал технологию аэрокосмического поиска и картографирования незаконных посевов. Проведены испытания системы обнаружения плантаций.
Не остались в стороне и подразделения Минобороны России. Например, в Калининградской области с помощью самолетов военной авиации выявлялись очаги наркосодержащих растений в труднодоступных районах. Благодаря военным летчикам уничтожены 6 очагов произрастания мака площадью более 500 кв. м.
Всего же в результате операции «Мак-2007» обнаружено около 800 посевов наркокультур на площади 8 га. Уничтожено более 12,8 т зелья, из которых 83% – конопля. Более того. В рамках операции из незаконного оборота изъято около 3 т наркотиков растительного происхождения, 800 кг героина, 1,9 кг кокаина, примерно 100 синтетических наркотиков.
И все-таки надо отметить, что за пять лет существования ФСКН – специального ведомства, призванного противостоять наркоагрессии, – удалось стабилизировать ситуацию в стране, создать предпосылки ее поэтапной нормализации. В частности, сократился уровень наркотизации населения, в первую очередь молодежи. Так, по данным Всероссийского мониторинга, проведенного в прошлом году, число больных наркоманией сократилось по сравнению с 2004 годом на 800 тысяч и составляет около 5,1 млн. человек.
За прошедший год заметно активизировалось взаимодействие ФСКН с таможенными органами и Пограничной службой ФСБ России. Это способствует созданию надежного заслона проникновению наркотиков из-за рубежа.
Однако до окончательной победы в этой нелегкой борьбе еще очень далеко. Ведь значительная часть дурмана, как уже отмечалось, попадает в страну из-за рубежа. Причем героин, кокаин и амфетамины практически полностью поступают из-за границы. Вывод напрашивается сам собой: наркотизация российского населения обусловлена в первую очередь именно внешней экспансией транснациональной наркопреступности.
Особую озабоченность у сотрудников ФСКН вызывает афганский наркоканал. Хотя мировое сообщество и предпринимает усилия в этом направлении, ситуация с изготовлением и распространением афганского героина и опия в этой стране существенно не изменилась.
По подсчетам специалистов, сегодня в Афганистане сосредоточено 93% всего мирового производства опиатов. Основные маршруты транспортировки афганских наркотиков окутали, без преувеличения, почти весь мир. Через Иран, Турцию, страны балканского региона «дурь» попадает в Европу, через государства Центральной Азии – в Россию и далее в Европу, а через пакистанские морские порты растекается во все концы света, в том числе в США, Австралию, Японию, Китай.
О масштабах афганской наркоугрозы свидетельствуют сухие цифры статистики. Всего в стране в прошлом году было изъято около 3 тонн героина. Вот лишь один пример.
В ноябре прошлого года в Нижнем Новгороде и Москве задержали троих дельцов, пытавшихся ввезти в Россию 10 тонн ангидрида уксусной кислоты. Организатором контрабандной поставки оказался гражданин РФ афганского происхождения. С помощью этого количества, считают в ФСКН, можно изготовить около полутонны героина.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ
Наркобизнес стал одним из сегментов теневой экономики, отмечают в ФСКН. На доходы от него финансируется терроризм, закупаются техника и вооружение, рекрутируются наемники, содержатся базы для подготовки боевиков. Если пять лет назад правоохранительные органы России борьбу с отмыванием наркодоходов не вели, то сегодня наркополицейские выявляют и пресекают схемы отмывания криминальных доходов. Так, только в прошлом году сотрудники наркоконтроля выявили около 1400 преступлений, связанных с легализацией денежных средств, другого имущества, приобретенных преступным путем. Следует отметить при этом, что заметную роль в этом криминальном бизнесе играют и иностранные наркоторговцы.
Завершено, в частности, расследование уголовного дела в отношении гражданина Афганстана. В России он организовал схему нелегальных денежных переводов «Хавала» – один из основных финансовых инструментов международного терроризма, контрабанды и наркобизнеса. По данным следствия, этот афганский делец легализовал средств на сумму 1 млрд. 300 млн. рублей.
Международному криминалитету можно противостоять лишь совместными усилиями соответствующих институтов мирового сообщества, отмечают борцы с наркопреступностью. И эта борьба ведется по разным направлениям. Так, постоянно осуществляется оперативно-информационный обмен, расширяется правовая база международного сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями. Среди важнейших направлений такого сотрудничества – формирование антинаркотических «поясов безопасности» вокруг Афганистана.
Одним из эффективных механизмов противодействия наркоугрозе, исходящей с территории Афганистана, является проведение регулярной международной комплексной оперативно-профилактической операции «Канал». Цель – выявление и перекрытие нелегальных поставок опиатов из Афганистана.
Действенность этих мер, отметим, доказала сама жизнь. Если на начальном этапе в этой операции принимало участие всего шесть государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), то в прошлом году число участников выросло до 21.
Несколько изменились и акценты в борьбе с наркоугрозой. Основной упор сделан на комплексное решение задач по выявлению и пресечению каналов незаконного перемещения наркотиков и их прекурсоров (компоненты для изготовления наркотиков. – Е.Л.) через границы государств – участников операции, блокированию межрегиональных и международных каналов синтетических наркотиков из стран Европы и пресечению деятельности подпольных лабораторий по их производству. Результаты операции впечатляют. Из незаконного оборота изъято 28 тонн наркотиков, выявлено 13 тыс. наркопреступлений.
Однако при этом следует признать, что, несмотря на достигнутые за прошлый год успехи в области борьбы с наркоугрозой, оперативная обстановка в стране в сфере незаконного оборота наркотиков по-прежнему остается напряженной.
В ФСКН вспоминают в этой связи, что, развертывая борьбу с распространением наркомании, Россия нередко повторяла ошибки других стран, столкнувшихся с этой глобальной проблемой ранее. Государство часто опаздывало с принятием значимых политических и законодательных решений либо занимало выжидательную позицию, надеясь, что возникшая ситуация сама собой как-то «рассосется». Именно здесь корень многих ставших хроническими проблем, которые совместными усилиями российских общественных институтов должны быть разрешены в ближайшей перспективе.
Между тем до настоящего времени отсутствует единая унифицированная система учета и оценки данных в сфере оборота наркотиков, что порождает разнобой в статистике и не дает объективной картины в этой области. Подобное положение дел касается результатов деятельности не только правоохранительных органов, но и других структур исполнительной и законодательной власти.
Отмечена необходимость организации целостной системы социальной, правовой, психологической помощи, оказываемой наркоманам, прошедшим курс лечения и желающим вернуться к нормальной жизни. В связи с этим представляется целесообразным создание специализированных предприятий, на которых могли бы работать люди, преодолевшие свой недуг. Государство должно дать им возможность зарабатывать на жизнь своим трудом, как это делается, например, на предприятиях Всероссийского общества инвалидов.
Требует кардинального изменения система информационно-пропагандистской и профилактической работы с населением. Мероприятий проводится много, но часто они формальны и безадресны. Нередко школьники, не имевшие ранее представления о наркотиках, получают первые знания о них во время бесед о том, как... они вредны для человека. Антинаркотическая пропаганда, построенная без учета целевой аудитории, зачастую превращается в цикл познавательных лекций о видах наркотиков, способах изготовления и употребления различного зелья, об ощущениях, которые испытывает человек после его употребления.
Остаются недоработки и в деятельности соответствующих ведомств. Так, не до конца отлажены механизмы взаимодействия на межгосударственном уровне. В частности, различия в правовой оценке тех или иных деяний порой затрудняют проведение совместных мероприятий правоохранительных органов сопредельных государств. Поэтому необходима глобальная унификация перечней веществ, запрещенных к обороту, считают в ФСКН. Разрулить ситуацию мог бы разработанный при непосредственном участии российских специалистов и принятый Межпарламентской ассамблеей стран СНГ модельный закон, направленный на противодействие незаконному обороту наркотиков. Однако он до сих пор так и не нашел отражения в законодательствах большинства членов Содружества.