Телекамеры зафиксировали всех подозреваемых
Фото Reuters
За смертью этого человека, входившего в руководство палестинской экстремистской организации ХАМАС, может в отместку последовать череда террористических актов. Именно с такой угрозой выступил Усама Хамдан, представляющий эту организацию в Ливане. Вначале хамасовцы утверждали, что Махмуда аль-Мабхуха (подпольная кличка Абу-Абед), стоявшего в первом ряду создателей «Бригад Иззадина аль-Касама» – боевого крыла ХАМАС, а в последнее время отвечавшего за поставки иранского оружия в сектор Газа, ликвидировали агенты «Моссада» (Израильской внешней разведки).
Однако прошло немного времени, и тот же ХАМАС стал говорить, что аль-Мабхуха убили агенты разведки одной арабской страны. После того как в Иордании были арестованы и выданы дубайским властям двое палестинцев, подозреваемых в причастности к смерти аль-Мабхуха, в Газе заговорили о совместной акции «Моссада» и некой арабской спецслужбы, наименование которой опускается.
Первоначальную реакцию хамасовцев на смерть одного из своих руководителей предугадать было нетрудно. На «Моссад» сваливалась гибель любого палестинского боевика в Европе или в арабских странах. Когда боевики Абу Нидаля, отколовшиеся от ФАТХ, возглавляемого Арафатом, создали в 1973 году параллельную организацию «Революционный совет – ФАТХ» и потихоньку стали отстреливать своих бывших однопартийцев, поначалу в их смерти обвиняли «Моссад». Сегодня и в арабском мире никто не сомневается, что Наима Хадера и Исама Сартауи, близко стоявших к Ясиру Арафату, соответственно в Брюсселе в июне 1981 года и в Тунисе в январе 1991 года убрали люди Нидаля. Но сразу же после их гибели мало кто сомневался, что до них «дотянулись длинные руки израильских спецслужб».
Махмуд аль-Мабхух не дожил двух недель до своего пятидесятилетия. Среди палестинцев он впервые «прославился» в 1989 году, когда спланировал захват и умертвление уже в плену двух израильских солдат Ави Саспортаса и Илана Саадона. С того времени аль-Мабхух стал считаться в ХАМАС специалистом по похищениям. Незадолго до смерти он участвовал в создании пропагандистского фильма, в котором этот эпизод подавался как несомненный героический поступок. Хамасовское руководство почему-то решило, что такой фильм сможет оказать серьезное воздействие на Иерусалим, сделав его сговорчивее в переговорах по обмену находящегося уже более трех лет в плену Гилада Шалита.
Нельзя не обратить внимание, что версия длинных рук «Моссада» была всего лишь очередной в списке причин гибели ответственного за поставки иранского оружия в Газу. Вначале хамасовцы сообщили, что аль-Мабхух умер 20 января в одной из клиник Дубая от инфаркта. Затем в еженедельнике The Sunday Times появилась информация, согласно которой, этот человек умер от сердечного приступа, но не в больнице, а в гостинице, где остановился. И только потом Иззат ар-Ришк, член политбюро ХАМАС, скрывающийся в Сирии, в одном из интервью заявил, что Махмуда аль-Мабхуха ликвидировали израильтяне. Но и Ар-Ришк ничего не сказал об обстоятельствах гибели своего товарища.
Неудивительно, что поначалу речь шла об отравлении. Сразу на нескольких арабских телеканалах прошла информация, по которой в какую-то секретную лабораторию во Франции были доставлены образцы крови погибшего в Дубае хамасовца и в них был найден яд. И хотя версия убийства на сегодняшний день остается главной, теперь способы убийства предлагаются иные: удушение подушкой или просто жгутом. Брат «специалиста по похищениям», Фаик аль-Мабхух, проживающий в городке Джебалия, на севере сектора Газа, в интервью израильской газете «Гаарец» заявил: «Махмуда пытали перед смертью током, а затем задушили».
Хамасовцы вначале посчитали причастным к убийству «специалиста по похищениям» Узи Ландау, министра инфраструктуры Израиля, который за несколько недель до гибели аль-Мабхуха вместе с небольшой группой помощников участвовал в симпозиуме по экологии в Абу-Даби, столице ОАЭ, в состав которых входит и Дубай. Представители ХАМАС указывают, что в прошлом Ландау, майор армейского резерва, проходил службу в разведке. Ахмед Бакаи, бывший советник Арафата, считает причастность израильского министра к убийству аль-Мабхуха маловероятной. «Впервые израильский министр посетил ОАЭ, – разъясняет свою точку зрения Бакаи в беседе с корреспондентом «НВО», – и для израильтян этот визит несомненный прорыв и надежда на установление определенных отношений с эмиратами Персидского залива».
По мнению бывшего советника Арафата, Израилю просто невыгодно хоронить эти надежды ликвидацией хамасовца, который хотя и входил в руководство организации, но никогда не определял ее политику.
Нехемия Штрасслер в самой респектабельной израильской газете «Гаарец» в статье, озаглавленной «Моссад» – организация дилетантов, живущих в прошлом», так пишет об операции в Дубае: «Большая группа ликвидаторов оставила после себя такое количество отпечатков пальцев, что и слепой обнаружил бы незадачливых агентов». Штрасслер поражается тому факту, что «ликвидаторы не взяли в расчет камеры наблюдения в гостинице».
Однако независимые эксперты убеждены, что серия подобных промахов совершенно не характерна для одной из лучших спецслужб мира. По мнению этих экспертов, отмеченные промахи сделаны... намеренно. И в самом деле, на одном из кадров, показанных по дубайскому телевидению, видно, как два «агента» буквально демонстрируют себя камере наблюдения, расположенной в коридоре гостиницы. В этой связи Штрасслер восклицает: «Дубайской полиции не положены ордена и медали. Раскрытие убийства было преподнесено ей на блюдечке с голубой каемочкой!»
Но так ли это на самом деле? Похоже, что кто-то намеренно и очень умело наводил тень на плетень, сбивая след с истинных исполнителей убийства. Откуда Смадар Пери, обозреватель самой популярной израильской газеты «Едиот ахронот» («Последние известия»), почерпнул сведения, как провел свои последние сутки Махмуд аль-Мабхух.
Обладатели чужих паспортов ведут себя споскойно. Фото Reuters |
Для пущей достоверности Пери расписывает этот день едва ли не по минутам. Каким образом к нему попали эти сведения? И почему им следует доверять?
Газета «Аль-Хадж» («Залив»), выходящая в Абу-Даби, сообщает: «Начальник полиции Дубая, генерал-лейтенант Дахи Хальфан Тамим считает, что утечка информации о визите аль-Мабхуха в эмират исходила от его ближайших соратников». В этой связи Хальфан Тамим призвал одного из лидеров ХАМАС Махмуда аз-Захара провести внутреннее расследование. Салах аль-Бардауил, также входящий в хамасовское руководство, назвал арестованных в Иордании палестинцев – Ахмеда Хаснина и Анвара Шхайбара, которые, по его мнению, участвовали в покушении на аль-Мабхуха. Аль-Бардауил обращает внимание, что арестованные палестинцы – бывшие офицеры разведки Палестинской национальной автономии, подчиненные Мухаммеда Дахлана, близкого соратника раиса (по-арабски «президента») Махмуда Аббаса. Важно заметить, что не кто иной, как Дахлан, активный член ФАТХ, в свое время возглавлял Службу безопасности в Газе и противостоял ХАМАС.
Газа не исключает и такую версию – за Мабхухом следила и в конце концов убила агентура одной из арабских стран. На этой версии следует остановиться особо. Дело в том, что три арабских государства – Египет, Иордания и Саудовская Аравия – с тревогой наблюдают за постоянно возрастающим военным сотрудничеством хамасовцев с Ираном. Махмуд аль-Мабхух немало потрудился на ниве переправки оружия из Египта в сектор Газа через подземные туннели. Во многом именно этот человек повинен в том, что Каир был вынужден выделить из своего бюджета миллионы долларов для строительства стены, уходящий на десятки метров в глубь земли только для того, чтобы эти туннели перестали существовать. Саудовцы, считающие себя «хранителями суннитской чистоты», видели в палестинце аль-Мабхухе несомненного агента шиитского Ирана и шиитской же ливанской экстремистской организации «Хизбалла».
Но более всего аль-Мабхух насолил Иордании, на территории которой возглавляемые им хамасовцы готовили теракты против израильских дипломатов. Иорданцы весьма болезненно относятся ко всем организациям, пытающимся выяснять отношения на ее территории. Когда в конце сентября 1997 года после череды терактов, организованных ХАМАС в городах Израиля, «Моссад» пытался ликвидировать в Аммане председателя политбюро этой организации Халеда Машаля, но потерпел неудачу, израильско-иорданские отношения резко обострились. Но ровно через два года, в сентябре 1999 года, «Мухаббарат аль-Амма» (Служба общей разведки Иордании) арестовали пятерых хамасовских лидеров во главе с Машалем. В октябре того же года эти хамасовцы предстали перед военным трибуналом. Согласно иорданским законам террористы, каково бы ни было их происхождение и цели, караются смертной казнью. Но иорданские власти побоялись, что в случае вынесения такого приговора местные иорданские палестинцы, составляющие большинство в стране, могут выйти из повиновения, просто выдворили хамасовцев из страны.
Несомненно, аль-Мабхуха иорданцы, египтяне или саудовцы могли арестовать. Но в таком случае «арабская улица» подобные действия непременно бы осудила. Совершенно очевидно, что в данном случае методом «плаща и кинжала» могла воспользоваться не только израильская внешняя разведка. Весьма осведомленный израильский обозреватель Ронен Бергман в статье «Моссад», опубликованной в газете «Едиот ахронот», перестает осторожничать и обращает внимание на усилившееся в последние годы сотрудничество этой службы с иностранными разведками. Долгое время «Моссад» сотрудничал только с американским ЦРУ, но сегодня обменивается информацией и со спецслужбами умеренных арабских режимов. Нельзя не обратить внимание на следующее высказывание нынешнего главы израильской внешней разведки Меира Дагана: «Моссад» не может в одиночку справиться с поставленными перед ним задачами. Поэтому он должен сотрудничать с аналогичными спецслужбами стран, на территории которых работает, и уж ни в коем случае не проводить свои операции у них под носом без их ведома».
Подобное признание на многое раскрывает глаза. Одновременно следует понимать, что израильским разведывательным службам, в задачу которых входит и устрашение врагов еврейского государства, невыгодно ни отрицать, ни подверждать свое участие в актах ликвидации террористов.
Сегодня и многие арабские режимы осознают жизненную необходимость противостоять исламистскому террору. Однако открыто признать факт сотрудничества с «сионистским врагом» невыгодно ни одному арабскому государству.
Следует обратить внимание, что обещание отомстить Израилю за смерть «поставщика оружия в Газу» высказали и лидеры «Хезболлах». Той самой «Хезболлах», которая не пошевелила пальцем, когда в январе прошлого года израильская армия в ходе операции «Литой свинец» атаковала сектор Газа. Дело в том, что аль-Мабхух считался человеком «Хезболлах» в руководстве ХАМАС. Это вызывало раздражение в Каире и особенно в Эр-Риаде, который считает себя блюстителем «суннитской чистоты». Несомненно, «специалист по покушениям» опасался не только израильтян, если он отказался от охранников, которых предоставлял ему «родной» ХАМАС.
Свою лепту в объяснение, а точнее, в запутывание причин смерти аль-Мабхуха внесла его дочь. Она заявила, что ее отец никогда не жаловался на боли в сердце, а в Дубай прилетел лечиться от... мышечной дистрофии. Это заявление может заставить взглянуть на гибель «специалиста по похищениям» совершенно с другой стороны. Ведь мышечная дистрофия – неизлечимая дегенерация всех мышц. В итоге человек полностью обездвиживается. Немало больных мышечной дистрофией покончило с собой.
Но дочь Махмуда аль-Мабхуха подала в суд на «Моссад». Просто на всякий случай!
Иерусалим–Рамалла