0
3458
Газета Спецслужбы Интернет-версия

20.01.2012 00:00:00

Нелегал, сын нелегала

Владимир Антонов

Об авторе: Владимир Сергеевич Антонов - ведущий эксперт Зала истории внешней разведки, полковник в отставке.

Тэги: вартанян, разведчик


вартанян, разведчик Герой Советского Союза Геворк Вартанян.
Фото из архива автора

10 января 2012 года на 88-м году жизни скончался выдающийся советский разведчик-нелегал, Герой Советского Союза, человек удивительной судьбы Геворк Андреевич Вартанян. И сегодня нам бы хотелось напомнить читателям «НВО» некоторые моменты из жизни и деятельности этого легендарного бойца невидимого фронта.

В ТЕГЕРАН И ОБРАТНО

Геворк Вартанян родился 17 февраля 1924 года в Ростове-на-Дону в семье иранского подданного, армянина по национальности, директора маслобойного завода, находившегося в станице Степной. Когда в 1930 году семья выехала в Иран, Геворку было всего шесть лет.

Его отец Андрей Васильевич был связан с советской внешней разведкой и покинул СССР по ее заданию. Он прочно обосновался в Иране, став преуспевающим коммерсантом. Прожив шесть лет в Тавризе, семья переехала в Тегеран. Позиции отца, человека со связями и солидным положением в обществе, являлись для него надежным прикрытием. Используя это прикрытие, Вартанян-старший вел активную разведывательную и агентурную работу: вербовки, поддержание связи с нелегалами, приобретение для них «железных» документов. Он почти никогда не пользовался финансовыми средствами Центра, обходился теми, которые зарабатывал сам. В грозные годы Великой Отечественной войны Андрей Вартанян собрал значительную сумму денег, которые были переданы в Центр для постройки боевого танка.

В 1953 году Андрей Вартанян вернулся из Тегерана в Ереван, проработав на разведку в соседнем Иране 23 года. Он был настоящим патриотом Советского Союза и в таком же духе воспитывал своих детей. Именно под влиянием отца Геворк стал разведчиком.

ПУТЬ В РАЗВЕДКУ

Геворк Вартанян связал свою судьбу с советской разведкой в 16 лет, когда в феврале 1940 года добровольно установил прямой контакт с тегеранской резидентурой. Большую роль в его становлении как разведчика сыграл возглавлявший в годы войны советскую внешнюю разведку в Иране опытный профессионал Иван Агаянц.

Геворку пришлось начинать работать в разведке в период сложной обстановки в Иране. К началу Второй мировой войны в стране находилось около 20 тысяч немецких граждан: военные инструкторы, разведчики и агентура под видом торговцев, бизнесменов, инженеров. Через резидентуры своей разведки и их агентурную сеть, включая многочисленных агентов влияния, гитлеровцы воздействовали на иранские политические круги, командование вооруженных сил, жандармерию и полицию.

Советское правительство не могло оставаться безучастным к развитию событий в Иране. Для того чтобы пресечь подрывную деятельность нацистской агентуры и предотвратить нападение гитлеровских войск с этого плацдарма на южные границы СССР, Москва вынуждена была на основании действовавшего тогда советско-иранского договора и по согласованию с Лондоном и Вашингтоном ввести в Иран в августе 1941 года ударную группировку частей Красной Армии. Одновременно в страну были введены и подразделения английских войск. 17 сентября советские и английские войска вошли в иранскую столицу.

Хотя советско-английская военная акция и переломила ситуацию в Иране, позиции гитлеровских спецслужб в стране и их иранских пособников сохранялись. Противоборство с абвером Канариса и политической разведкой Шелленберга (СД) на территории Ирана продолжалось до конца войны. Более того, Иран использовался гитлеровскими спецслужбами и для ведения шпионско-подрывной работы на территории СССР. Тегеранская резидентура сообщала в Центр в 1941 году: «Немцы из Ирана руководят разведкой, работающей в СССР, они «перелетают» из Ирана в СССР и обратно, как саранча».

Перед резидентурами советской внешней разведки в Иране руководством НКВД была поставлена приоритетная задача по «созданию агентурной сети в целях выявления сотрудников и агентов иностранных разведок, враждебных СССР организаций, предотвращения возможных диверсий и иной подрывной работы, направленной на срыв военно-хозяйственных мероприятий, проводимых СССР в Иране».

Первым заданием, которое поручили Геворку Вартаняну, получившему оперативный псевдоним «Амир», было подобрать надежных ребят, своих сверстников и организовать группу для оказания помощи старшим коллегам из резидентуры в выявлении фашистских пособников в Тегеране и других городах. Амир быстро справился с поручением. Ему удалось привлечь к сотрудничеству друзей и единомышленников, готовых бороться с фашизмом. Они были примерно одного возраста: армяне, лезгины, ассирийцы – все выходцы из СССР.

Одним из активных членов группы Амира с первых дней ее создания стал его близкий друг Оганес. Именно в доме Оганеса он впервые увидел свою будущую жену, а тогда 15-летнюю девочку, его сестру, чернобровую красавицу Гоар. Вскоре Амир привлек Гоар к работе в своей группе.

Никакой оперативной подготовки у ребят не было, и сотрудникам резидентуры приходилось учить их грамотно вести наружное наблюдение и выполнять другие специальные задания.

Члены группы Амира, молодые люди, почти подростки, самоотверженно и с большим энтузиазмом помогали тегеранской резидентуре в борьбе с фашистскими спецслужбами и с широкой сетью их агентуры. О результативности группы свидетельствуют следующие данные: только за два года работы с ее помощью было выявлено не менее 400 человек, так или иначе связанных с германскими разведслужбами.

В АНГЛИЙСКОЙ РАЗВЕДШКОЛЕ

В 1942 году Амиру пришлось выполнять специальное разведывательное задание.

В годы войны Великобритания была союзницей СССР по антигитлеровской коалиции, и резидентуры двух стран в Тегеране сотрудничали друг с другом по ряду оперативных вопросов. Однако это не мешало англичанам вести против СССР подрывную работу. Советской резидентуре стало известно, что англичане создали в Тегеране разведывательную школу. В нее набирали молодых людей со знанием русского языка. Готовили их для заброски с разведывательными заданиями на территорию советских республик Средней Азии и Закавказья. Срок обучения – шесть месяцев. Конспирация – строжайшая. Обучение проводилось парами, армян готовили для заброски в Армению, таджиков – в Таджикистан и т.д.

По заданию Центра Амиру удалось внедриться в разведшколу. Сразу же началась работа по установке ее курсантов. Через некоторое время у резидентуры была подробная информация и о самой школе, и о тех, кто в ней учился. Заброшенные на территорию СССР «выпускники» обезвреживались или перевербовывались и работали затем «под колпаком» советской контрразведки.

Англичане заподозрили что-то неладное: школа функционировала на холостом ходу. Через некоторое время советский представитель встретился с официальным представителем британской разведки в Иране и сделал ему представление по поводу «несоюзнического поведения». Последний все отрицал. Однако в скором времени «учебное заведение» перестало существовать.

За полгода Амир прошел в английской разведшколе полный курс обучения. Полученная в ней от офицеров секретной службы Его Величества добротная оперативная подготовка очень пригодилась советскому разведчику впоследствии.

МНОГОЛЕТНЯЯ БОЕВАЯ РАБОТА

Активность советской разведки в Иране, по существу, парализовала деятельность подпольных профашистских организаций в стране, способствовала нанесению сокрушительного удара по немецким спецслужбам: они не смогли в полной мере раскрыть свой потенциал и решить многие из поставленных перед ними задач, в том числе и по подготовке покушения на руководителей «большой тройки» в ходе работы Тегеранской конференции, проходившей в иранской столице с 28 ноября по 1 декабря 1943 года. Весомый вклад в деятельность советской внешней разведки в Иране внесли и молодые разведчики группы Амира. В частности, им первым удалось добыть информацию о заброшенной в страну передовой группе немецких «коммандос» и обнаружить их местонахождение. Все диверсанты были арестованы. Когда немецким спецслужбам стало известно о провале передовой группы, в Берлине решили отказаться от направления в Тегеран главных исполнителей операции по физическому устранению глав СССР, США и Великобритании.

30 июня 1946 года в Тегеране Гоар и Геворк сыграли свадьбу и еще шесть лет работали в Иране. А в 1951 году молодые супруги попросили Центр предоставить им возможность получить высшее образование. Выбор пал на факультет иностранных языков Ереванского университета.

Затем последовала многолетняя жизнь под прикрытием вымышленных имен и фамилий, работа в экстремальных условиях и сложной обстановке в различных странах мира. Этапы разведывательной деятельности, о которой еще не пришло время рассказывать, да и вряд ли оно наступит в ближайшие 50–100 лет. Операции, блестяще проведенные этим человеком, могли бы войти в учебные пособия спецслужб многих стран как образец того, каких успехов может достичь разведчик. Его очередная загранкомандировка длилась более 30 лет.

О присвоении Геворку Андреевичу звания Героя Советского Союза ему сообщили в 1984 году. Вартанян стал первым советским разведчиком-нелегалом, отмеченным этим высоким званием за работу в мирное время. Но супруги находились тогда еще вдалеке от Москвы. Домой вернулись лишь в 1986 году.

В 1992 году полковник Вартанян вышел в отставку. Но до конца своих дней продолжал активно трудиться в СВР: встречался с молодыми сотрудниками, которым передавал богатый оперативный опыт.

В ходе одного из интервью Геворк Андреевич Вартанян подчеркивал:

«В разведку меня привлекла не перспектива стать популярным и известным, а возможность приложить свои силы и способности на одном из жизненно важных для страны направлений. Я очень люблю свою работу, и пусть меня простят представители других профессий, но я считаю, что Разведка (именно с большой буквы) – это не только романтика, но и прежде всего один из самых эффективных путей защиты Отечества. Это работа для подлинных патриотов, людей убежденных и самоотверженных. В такую работу нельзя не влюбиться».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1070
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1457
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1101
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
917

Другие новости