Схема подключения к внутренней телефонной связи дачи посольства СССР.
Слово «дача» на русском и английском языках звучит одинаково и вызывает у всех ассоциации с уютным загородным домом или коттеджем, предназначенным для отдыха от городской суеты, развлечений на свежем воздухе и спокойного сна. Дача не исключает употребление алкогольных да и всяких других напитков для снятия стресса, накопившегося за трудную рабочую неделю. И потому в период холодной войны в практике специальных служб дачи, как правило, стояли в стороне от активной работы разведки и контрразведки.
РЫБАЦКО-ШПИОНСКИЕ БАЙКИ
Правда, иногда возникали вопросы: а где, например, американцы могут спрятать в Москве перебежчика с портфелем секретных документов? В официальном здании американской дипломатической миссии в СССР перебежчика сразу «засекут», и потому дачи посольства США в Москве считались и в КГБ, и в ЦРУ запасным местом для приема «на сохранение» советских граждан, решивших насолить «проклятым большевикам» или желавших «честно заработать» на продаже государственных секретов.
А чтобы проверить свои предположения, спецслужбы иногда совали свои любопытные носы в места отдыха дипломатов, их семей и детей. Так, например, контрразведка одной тихой и уютной европейской страны установила микрофон в любимом месте рыбалки советских дипломатов. А вдруг рыбаки на отдыхе будут сравнивать улов с количеством своих агентов и хвалиться объемами полученной от них информации? Тем более под рыбацкую уху с традиционной русской рюмкой? Вполне здравое предположение в умах контрразведки теперь скромной, но ранее бывшей колониальной империи, жители которой, по их собственному мнению, боятся страшных для себя последствий, если, например, «огромный русский медведь вдруг чихнет в сторону Западной Европы». Автор слышал такие суждения много раз…
Подземная телефонная муфта. Иллюстрации предоставлены автором |
И если продолжать в том же ключе дачно-рыболовное направление деятельности спецслужб, то бывший президент США Барак Обама, как демократ и лауреат Нобелевской премии мира, по вопросу отдыха семей российских дипломатов был прав, жестко ликвидируя «шпионское гнездо» на красивой излучине Чесапикского залива на Восточном побережье США, где много десятков лет располагался летний пионерский лагерь советской миссии в Вашингтоне, который для краткости обе стороны называли дачей.
Эта дача, однако, уже давно не давала покоя американским спецслужбам, и вот однажды подвернулся удобный случай узнать, о чем говорят и что поют советские служащие, снимая стресс на природе. А дело было так…
ТЕЛЕФОНИСТЫ-ЗЕМЛЕКОПЫ
Как-то раз сотрудники советского посольства решили пригласить на выходные своих друзей по дипломатическому корпусу на дачу для семейного отдыха на природе с возможной прогулкой на катере, если позволит погода. Дежурный дипломат в середине недели позвонил на дачу коменданту-завхозу и велел приготовить несколько коттеджей для приема гостей, навести порядок на пирсе, а заодно проверить катер и спасательные средства.
На следующий день завхоз собрался доложить в посольство о готовности дачи, однако городской телефон, ранее исправно работавший, вдруг замолчал. Взволнованный не на шутку завхоз после некоторых раздумий решил проявить инициативу и позвонил в местное отделение телефонной службы. Дежурный телефонист вежливо ответил, что техническая помощь прибудет. И действительно, через час около ворот посольской дачи остановился автобус с большой бригадой американцев, одетых в специальную униформу телефонной службы.
Завхоз был настолько обрадован быстрым прибытием помощи, что разрешил запарковать автобус на территории дачи и стал возбужденно рассказывать бригадиру ремонтников о проблемах с телефонной связью, которые надо было срочно устранить. А в это время другие телефонисты, вооружившись приборами, очень похожими на миноискатели, стали методично обследовать территорию дачи. Через некоторое время бригадир, выслушав своих коллег, сообщил завхозу, что приборы показали обрыв подземного телефонного кабеля. На робкий вопрос, как скоро будет исправлен кабель, бригадир заверил взволнованного завхоза, что это можно сделать за пару часов. Получив согласие советской стороны, американцы, вооружившись лопатами, лихо начали копать землю. Через час работы в яме показался бронированный кабель городской телефонной сети, в котором, по заверениям американцев, должен быть обрыв.
После приятного советско-американского перекура бригадир объяснил завхозу, что надо расширить яму для вскрытия и ремонта городского кабеля. Несколько ремонтников снова начали дружно копать, и вскоре яма превратилась в котлован, где могло разместиться сразу несколько человек. Завхоз, следуя инструкциям, постоянно и бдительно наблюдал за всеми действиями иностранцев на советской территории, как его учил офицер безопасности посольства.
Неожиданно бригадир начал чесать голову: мол, произошло досадное недоразумение. Он объяснил перепуганному завхозу, что усердные ямокопатели случайно перерубили лопатами кабель внутренней телефонной связи всей советской дачи. Это подтвердил и помощник завхоза, прибежавший из здания, где располагалась АТС, которая неожиданно перестала функционировать. Чувствуя близкую истерику завхоза, бригадир, как мог, его успокоил и заверил, что «американские друзья быстро ликвидируют свою оплошность».
Из автобуса принесли металлическую телефонную муфту размером с большой батон хлеба и весом пять килограмм. Под пристальным наблюдением советской стороны американцы умело распотрошили ими же испорченный кабель и быстро соединили все линии, поместив их в металлическую муфту. А чтобы «советский друг» не сомневался в искренности действий американских ремонтников, бригадир предложил завхозу самому заполнить муфту герметиком и своими руками крепко закрыть ее крепежными болтами. Параллельно ремонтники вскрыли подземный кабель городской телефонной сети и установили такую же соединительную муфту.
Проверка показала штатную работу дачной АТС, а также городских телефонных линий, чему все участники этой советско-американской акции были весьма рады, ну а завхоз – так просто счастлив. И его можно было понять: все телефоны снова отлично работали в ожидании прибытия гостей. Американцы быстро закопали яму, утрамбовали ее и, пожав руку завхозу с пожеланиями удачи советским друзьям, сели в свой автобус и укатили.
РАЗОБЛАЧЕНИЕ
На следующий день дежурный дипломат позвонил на дачу и спросил, все ли готово к приему гостей. Завхоз торжественно заверил о полной готовности, а заодно сообщил, что были неполадки в работе телефонной связи, которые быстро ликвидировали американские друзья. Озадаченный такой новостью, дипломат сообщил о ней сотруднику службы технической защиты посольства, который бросил все дела и помчался на дачу. После подробного описания действий телефонистов-ремонтников советские сотрудники раскопали яму до места установки телефонных муфт и обнаружили дополнительные провода, соединявшие линии внутренней советской АТС со свободными парами городского телефонной кабеля. Всем стало ясно, что американцы вначале имитировали неисправность городских телефонов, чтобы затем во время ремонта втихаря подключиться к внутренней АТС.
Читателям надо пояснить, что, по заведенным правилам безопасности, внутренняя телефонная связь советских зарубежных миссий всегда монтировалась отдельно от городских телефонных кабелей, чтобы препятствовать постороннему контролю внутренней связи и устранить возможности использования телефонов в качестве микрофонов подслушивания. Но в этот раз американские «телефонисты-ремонтники» сумели обойти это советское правило, разыграв оперативную комбинацию по заранее составленному сценарию. Пикантность этой поучительной истории была в том, что все работы американцы проводили «под пристальным наблюдением» опытного завхоза, внимание которого ловко отвлекли, чтобы за его спиной сделать тайное подключение к внутренней телефонной связи советской дачи через свободные линии городского телефонного кабеля.
Сегодня дача посольства России полностью под контролем американцев, и можно догадываться, какие сюрпризы ждут сотрудников службы защиты, если новый президент США вернет дачу российским дипломатам.