Полковник Чарльз Беквит. Фото Arthur Grace/Zuma/ТАСС
Полковник Чарльз Элвин Беквит родился в 1929 году. Учился в университете, был успешным игроком в американский футбол и членом Национальной футбольной лиги. Он не был профессиональным офицером и не закончил военного училища. Тем не менее, когда он начал военную службу в американской армии, то получил звание второго лейтенанта (1952), так как имел высшее образование.
В качестве командира пехотного взвода Беквит принял участие в Корейской войне, а в 1955 году он становится командиром роты в 504-м парашютно-десантном полку 82-й воздушно-десантной дивизии. Служба в этом прославленном соединении, прыжки с парашютом повлияли на мышление молодого офицера. Заинтересовавшись специальными методами ведения войны, он вскоре отправился на учебу в школу рейнджеров, по окончании которой в 1958 году был направлен в 7-ю группу спецназначения Сухопутных войск США.
С 1960 по 1962 год Беквит, уже капитан, провел в Лаосе в качестве советника, после чего был направлен в 22-й полк британской SAS на стажировку. Созданный в начале Второй мировой войны, полк имел большой опыт участия в спецоперациях, поэтому прохождение службы в нем обогатили опыт и восприятие капитана Чарльза Беквита в вопросах применения сил спецназначения. В то время Великобритания вела боевые действия в Малайе, в боях принимали участие и подразделения SAS. Капитан Беквит проходил службу в мобильной группе роты А, получив богатый опыт противопартизанской войны.
После возвращения Беквит написал служебную записку своему командованию о необходимости создания в СВ США частей, подобных SAS. Кроме того, Беквит на основании полученного в SAS опыта написал учебник по подготовке и проведению спецопераций. Он также полагал, что необходимо в обязательном порядке сдавать экзамен для получения зеленого берета. На основании записки Беквита была изменена система подготовки бойцов сил специального назначения, а позже с учетом его рекомендаций был введен и квалификационный курс для тестирования, отбора и подготовки в части спецназа СВ США, известный как Q-курс (см. статью в этом номере «НВО»).
ПРОЕКТ «ДЕЛЬТА»
В 1965 году Беквит отправился добровольцем во Вьетнам и возглавил проект «Дельта», в рамках которого из бойцов 5-й группы спецназначения СВ США был создан оперативный отряд B-52, в задачи которого входили: проведение оперативной и стратегической разведки; корректировка авиаударов; поиск, захват и допрос членов Вьетконга и Народной вьетнамской армии; разведка минных полей; проведение психологических операций и участие в планировании контрразведывательных операций.
После вьетнамской командировки Беквит возглавил школу рейнджеров, где постарался передать свой опыт войны в джунглях, а заодно изменил систему обучения в этой школе. Впрочем, через несколько лет Беквит вернулся во Вьетнам, уже в качестве командира батальона 101-й воздушно-десантной дивизии. Его батальон активно участвовал в проведении противопартизанских операций. О северовьетнамцах Беквит говорил так: «Дайте мне батальон этих парней, и я выполню любое задание». Примечательно, что Беквит был недоволен характером применения сил спецназначения и критиковал действия и самих спецназовцев, и армейского командования. В 1975 году он вернулся в США и был назначен руководить школой специальных методов ведения войны, расположенной в Форт-Брэгге.
НОВЫЙ ЭТАП
Будучи сторонником активного развития сил спецназначения, Беквит неоднократно ставил перед командованием сил спецназначения, Комитетом начальников штабов (КНШ) и МО США вопрос о создании элитного отряда, специализирующегося на выполнении ответственных мероприятий, таких как борьба с террором, ведение специальной разведки, выполнение особо важных заданий МО США.
В 1977 году Беквит, наконец-то, получил разрешение Минобороны создать элитное подразделение спецназначение, которое он назвал «Дельта» (по ассоциации с проектом «Дельта» во Вьетнаме). После этого он попросил командиров частей спецназа вывесить объявление в своих подразделениях: «Те, кто не боится погибнуть при выполнении важной и ответственной миссии, а также выполнять государственные задания, просьба обратиться к полковнику Чарльзу Беквиту». Он также попросил присылать к нему специалистов по разведке, медиков, инженеров и связистов, так как эти навыки сложнее приобрести, и не присылать специалистов по оружию, поскольку эти навыки несложно освоить.
От добровольцев не было отбоя. Беквит и его офицеры составили систему тестов для отбора в «Дельту», которые включали серию скоростных отжиманий, подтягиваний, приседаний на время, военное ориентирование в лесу и на пересеченной местности с оружием и амуницией (необходимо было пройти, а если необходимо пробежать маршрут по указанным на карте точкам на местности и сделать это на время). После этого необходимо было пройти собеседование с членами специальной отборочной комиссии, причем Беквит лично участвовал в этой процедуре.
Примечательно, что командиры спецподразделений не хотели выделять своих людей Беквиту, более того он столкнулся с явным нежеланием сотрудничать с ним. Командиры боялись потерять подготовленных ими проверенных людей, а командование сил спецназначения опасалось, что Пентагон и КНШ, отобрав лучших людей, затем заберут для нового подразделения и все важные задания.
После очень сурового экзамена Беквит отобрал на первом туре лишь 35 человек, но зато они были самыми лучшими. Вот как он описывает проходившее тогда собеседование с одним из кандидатов:
«В помещение, где сидела комиссия подразделения «Дельта», вошел сержант зеленых беретов. Он отчеканил свое имя и ответил на первые вопросы. Я смотрел его личное дело, в котором были характеристика, боевой опыт и результаты тестов. Потом я сказал:
– Сержант, скажите, почему я должен взять вас в свое подразделение?
– Потому, что я – зеленый берет, имею боевой опыт, немало послужил своей стране, имею награды и хотел бы выполнять исключительные миссии, – ответил сержант.
– Может, вы имеете какие-либо особенные навыки, которые могли бы пригодиться в подразделении.
– Не знаю, сэр.
– А вы умеете обращаться с собаками?
– Да, в молодости у меня была маленькая собачка!
– Да, нет, сержант, я говорю не о маленьких собаках, а больших бойцовских псах, с которыми вы можете встретиться в реальном бою и которых нужно усмирить как профессиональный дрессировщик. Вы поняли меня?
– У меня не было больших собак, и я не умею с ними обращаться.
– Ну, хорошо! Может, вы что-нибудь смыслите в сигнализациях?
– Да, сэр!
– И насколько хорошо?
– Достаточно хорошо, имею опыт вскрытия практически любой сигнализации.
– Хорошо, сержант, идите. У нас будет возможность проверить ваши навыки».
Вскоре Беквит стал готовить по своим методикам подразделение к разведывательно-диверсионным и антитеррористическим действиям. «Дельта» еще формировалась, а в Германии уже действовала антитеррористическая группа ГСГ-9 под командованием полковника Ульриха Вегенера, которая имела опыт успешных антитеррористических действий. Беквит при формировании тактики антитеррора немало взял у ГСГ-9. Впоследствии он встречался с Ульрихом Вегенером по профессиональным вопросам и относился к нему с большим уважением как ведущему специалисту в области антитеррора.
КОМИССИЯ ОСТАЕТСЯ «С НОСОМ»
Через некоторое время в «Дельту» прибыла объединенная комиссия из Пентагона, КНШ и Штаба сил спецназначения. Ряд офицеров были настроены критически и намеревались добиться расформирования подразделения. Узнав о прибытии комиссии и настроении ее членов, Беквит построил подразделение на плацу и сказал, что будет важный экзамен и необходимо доказать перед высокой комиссией, что «Дельта» может выполнять важные задания правительства, поэтому нельзя ошибиться и провалить ни одного задания и теста.
Первый тест – рукопашный бой. Лучший представитель «Дельты» по рукопашному бою, кстати, японец по национальности, заверил Беквита, что все будет в порядке. Беквит впоследствии писал: «Я знал, что он много занимался рукопашным боем, но не проверял его лично в этом деле. Тем не менее я считал, что на него можно положиться». Комиссия привезла своего специалиста по рукопашному бою, чтобы протестировать навыки бойцов «Дельты». Им был сержант-инструктор по этому виду боя, лучший специалист сил спецназначения. Но в первые же секунды поединка боец «Дельты» неуловимым движением, с одного удара отправил инструктора в нокаут.
В качестве экзамена по антитеррору необходимо было освободить заложников в здании и в самолете, поразить мишени – условных террористов. Штурмовая группа «Дельты» во главе с сержантом – командиром группы, словно тени, проникли в здание и в течение короткого времени, отмеренного секундомером, поразили все мишени в помещении, изображавшие террористов, и освободили заложников. В то же время две штурмовые группы под прикрытием снайперов на специальных автомобилях незаметно приблизились к фюзеляжу самолета: одна забралась на самолет, другая пробралась внутрь него через люк снизу. Обе группы поразили все мишени и освободили заложников в самолете.
В свою очередь, снайперы «Дельты» отстрелялись на самые высшие баллы.
Члены комиссии остались довольны, и «Дельта» получила право на боевые операции.
Впоследствии Беквит отмечал, что снайперские навыки в подразделении всегда были на высоком уровне. Бойцы «Дельты» стреляли хорошо и занимали на снайперских соревнованиях второе место, уступая только Секретной службе США, которая до 2003 года входила в состав Министерства финансов, а затем была передана Министерству внутренней безопасности.
Первые боевые операции «Дельты» по борьбе с террором и освобождению заложников прошли на территории Соединенных Штатов и Канады. Однако в 1980 году «Дельта» провалилась при освобождении заложников в американском посольстве в Тегеране. Ей и ее командованию это поставили в вину, хотя она даже не вступила в оперативный контакт с противником.
Беквит вскоре после этого уволился, но его инициатива в создании элитного подразделения, его письменные рекомендации и учебники по применению сил спецназначения, основанные на вьетнамском опыте Вооруженных сил США и на международном опыте применения сил спецназначения, сыграли громадную роль в подготовке бойцов «Дельты», в разработке антитеррористической политики Соединенных Штатов и в успешном применении американского спецназа во всех войнах после 1980 года.
В последующие годы «Дельта» провела десятки успешных операций по освобождению заложников, значительное количество спецопераций по всему миру, и прежде всего в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Фактически подразделение, если не считать Тегеранского дела, потерпела серьезную неудачу только единожды – во время известной операции в Сомали в 1993 году, по мотивам которой издан бестселлер «Падение «Черного ястреба» и снят одноименный блокбастер. Тогда «Дельта» понесла серьезные боевые потери, хотя это была вина не ее, а вышестоящего командования, которое неправильно применило подразделение.
На опыте «Дельты» учились многие, в том числе и наши отечественные подразделения спецназа и антитеррора. Беквит говорил: «Боец «Дельты» не может ошибиться, он не может сдать экзамен на двойку. Ведь он – не студент по литературе. От бойца «Дельты» зависит жизнь заложников, поэтому он должен быть подготовлен на «отлично».
Что касается создателя «Дельты», то после увольнения из рядов ВС США он занимался консалтингом в сфере безопасности, а также написал книгу «Delta Force». Скончался полковник Чарльз Беквит в 1994 году.
комментарии(0)