Президент США Рональд Рейган (на заднем плане первый слева) встречается с лидерами афганских моджахедов. Справа от Рейгана – Густав Авракотос, возглавлявший опергруппу ЦРУ по Афганистану и отвечавший среди прочего, за поставку оружия повстанцам. Фото с сайта www.reaganlibrary.gov
Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году привел к тому, что целый ряд стран мира открыто или тайно выступил против СССР, активно пытаясь сорвать первоначальный замысел Москвы на относительно мирное решение внутригосударственного конфликта и стараясь максимально втянуть советские войска в военные действия против отрядов вооруженной оппозиции, которой оказывалась как финансовая помощь, так и помощь в виде поставок оружия.
Одними из первых в этот процесс включились Соединенные Штаты, а в первую очередь – Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Последнее в течение 10 лет проводило секретную или, как еще принято говорить, тайную операцию под кодовым обозначением «Циклон» (Operation Cyclone). Ее основная цель заключалась в снабжении афганских моджахедов вооружением, военной техникой и снаряжением для борьбы с советскими войсками и силами законного афганского правительства.
Данная операция стала одной из самых продолжительных и дорогостоящих тайных операций в истории, проводившихся под эгидой ЦРУ США. По американским данным, ее финансирование началось всего с 500 тыс. долл. в 1979 году, в следующем году выросло до 20– 30 млн долл. в год, а к 1987 году достигло 630 млн.
Сегодня, когда американцы рассекретили множество материалов Центрального разведывательного управления и Государственного департамента США того периода, мы можем составить более полное представление о том, какого размаха достигла в те годы эта в полном смысле этого слова убийственная помощь. А в качестве подтверждения приведем здесь лишь два документа из 12-го тома многотомного труда «Международные отношения Соединенных Штатов», который посвящен Афганистану и охватывает период 1977– 1980 годов (Foreign Relations of the United States. 1977– 1980. Volume XII. Afghanistan. Department of State, United States Government Publishing Office, Washington, 2018).
ЗАОКЕАНСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Первый документ – это Меморандум, подготовленный 11 июня 1980 года в ЦРУ для Госдепартамента США (его можно найти на страницах 769–772 указанного труда под порядковым номером 288), а второй – это Служебная записка, подготовленная 1 октября 1980 года в том же ЦРУ и все для того же Госдепартамента (ее можно найти на страницах 863– 864 указанного выше сборника документов Госдепартамента США под порядковым номером 324).
Оба документа затрагивают вопросы организации поставок оружия и снаряжения для моджахедов и представляют, на взгляд автора, интерес как для исследователей Афганской войны 1979– 1989 годов, так и для более широкого круга читателей.
Меморандум ЦРУ США от 11 июня 1980 года
1. С момента подписания президентской директивы от 28 декабря 1979 года, согласно которой ЦРУ должно было предоставить военное оборудование афганским борцам за свободу, ЦРУ заказало вооружения советского образца примерно на 30 млн долларов, после чего обеспечило его доставку с той периодичностью, которую позволяет способность Пакистана принять его и распределить (среди моджахедов. – «НВО»). Через Пакистан афганцам было передано вооружения на сумму примерно 10 млн долларов. Остальное вооружение на сумму 20 млн долларов будет доставлено в период до 30 сентября 1980 года. В приложении перечислено вооружение, уже доставленное по назначению, а также вооружение, пока еще находящееся в пути.
2. В операции по доставке вооружения задействованы пять государств. Страна происхождения оружия – Египет. Затем оно самолетами С-141 Военно-воздушных сил США перевозилось в Дахран (Саудовская Аравия), где оно перегружалось на самолеты С-130 саудовских Военно-воздушных сил, после чего доставлялось в Исламабад (Пакистан). В конечном итоге, оружие переправлялось пакистанцами в Афганистан в основном при помощи восьми организаций афганских беженцев, расположенных в Пешаваре. До недавнего времени пакистанская система распространения (поступающего для моджахедов оружия. – «НВО») позволяла принимать груз одного самолета С-130 примерно каждые пять дней. В настоящее время пакистанцы готовы распределять груз более оперативно. ЦРУ дополнит существующую схему за счет введения прямых полетов самолетов С-141 по маршруту Каир–Исламабад. Это позволит увеличить объем доставки грузов примерно на 40%. Также рассматривается дополнительный механизм доставки грузов посредством (здесь примерно одна строчка текста рассекречена так и не была, так что в будущем нас могут ждать очередные сюрпризы насчет того, кто же еще был или мог быть вовлечен в систему снабжения душманов оружием. – «НВО») и/или морским путем. Мы можем доставлять оружие так быстро, как только Пакистан сможет распространять его.
3. Существует ряд признаков эффективности программы поставки оружия:
– секретные (тут снова менее одной строчки рассекречено не было. – «НВО») и афганские источники с середины марта 1980 года стали сообщать о существенном росте атак повстанцев против советской бронетехники с использованием мин и противотанковых ракет. Описание (тут вновь менее одной строчки американские Госдеп и ЦРУ не рассекретили. – «НВО») оборудования частично было идентично тому, которое поставлялось в рамках нашей программы поддержки. (Тут вновь следует пропуск, возможно здесь указан источник последующего сообщения. – «НВО») «Количественный и качественный рост активности афганских повстанцев начался в конце марта – начале апреля 1980 года». Данный факт совпадает с предсказанными датами появления предоставленного ЦРУ оружия на поле боя;
– источник ЦРУ (здесь следует два пропуска длиной менее одной строчки каждый, поскольку речь в этом случае, вероятно, идет об источнике ЦРУ. – «НВО») в группе беженцев действительно видел, как пакистанские военные передавали оружие афганцам. Количество и тип передаваемого оружия совпадали с докладом, переданным ЦРУ пакистанским представителем;
– консул Соединенных Штатов в Пешаваре (на тот момент им являлся Дуглас Архард. – Госдепартамент США) недавно со ссылкой на свои афганские источники сообщил, что афганцам стало доступно значительное количество оружия советского образца;
– различные источники ЦРУ также наблюдали, как оружие из Египта доставлялось из Пешавара в группы афганских беженцев.
В конечном итоге, независимые свидетельства вкупе с результатами боевых операций являются подтверждением тех гарантий, которые пакистанцы дают относительно того, что вооружение доставляется в Афганистан. Не существует доказательств того, что пакистанцы что-то утаивают.
Один из боевиков позирует с ПЗРК «Стрела-2М». Возможно, это фото, датированное 26 августа 1988 года, – постановочная съемка, но «Стрелы» были настоящими и наносили реальный урон. Фото с сайта www.dodmedia.osd.mil
|
Приложение
Список военного оборудования для Афганистана
Вашингтон, дата не указана
ДОСТАВЛЕНО
Автоматы АК-47 – 3900
Боеприпасы для АК-47 – 6,133 млн патронов
12,7-мм крупнокалиберные пулеметы – 115
Боеприпасы калибра 12,7 мм – 547 040 патронов
Боеприпасы калибра 14,5 мм – 15 000 патронов
82-мм минометы – 50
82-мм боеприпасы – 2500 мин
Гранатометы РПГ-7 – 150
Боеприпасы к РПГ – 3902 гранаты
Противотанковые мины – 2700
Противопехотные мины – 1000
Бикфордов шнур – 1800 футов (548,64 м)
Противотанковые гранаты – 1250
Ручные гранаты – 6000
Взрывчатка С-4 – 637 фунтов (288,94 кг)
Динамитные патроны (шашки) – 2000
Пусковые установки ПЗРК SA-7
(ПЗРК семейства «Стрела-2». – «НВО») – 5
Зенитные управляемые ракеты к SA-7 – 5
Снайперские винтовки – 121
Боеприпасы к снайперским винтовкам – 36 000 патронов
Винтовки Ли-Энфилд – 1200
Боеприпасы калибра .303 – 300 000 патронов
Рации «Уоки-Токи» – 100 единиц
Базовые радиостанции – 6 единиц
НАХОДИТСЯ В ПУТИ
Автоматы АК-47 – 6600
Боеприпасы для АК-47 – 6,6 млн патронов
Гранатометы РПГ-7 – 594
Боеприпасы к РПГ-7 – 14 190
12,7-мм крупнокалиберные пулеметы – 88
Боеприпасы калибра 12,7 мм – 316 800 патронов
82-мм минометы – 88
82-мм боеприпасы – 4400 мин
Противотанковые мины – 4000
Противопехотные мины – 4000
14,5-мм крупнокалиберные зенитные пулеметы – 10
Боеприпасы калибра 14,5 мм – 50 400 патронов
Взрыватели, запалы – 1000
Пусковые установки ПЗРК SA-7 – 10
Зенитные управляемые ракеты к ПЗРК SA-7 – 50
Прежде чем мы перейдем к следующему документу, сделаем некоторые пояснения относительно информации, изложенной в первом рассекреченном американцами документе, представляющем весьма большой интерес для исследователей той войны.
Во-первых, упомянутая в самом начале президентская директива от 28 декабря 1979 года представляет собой документ, имеющий в оригинале название Presidential Finding. Данный документ, известный также как Memorandum of Notification или MON, классифицируется как директива президента США и фактически представляет собой уведомление, направляемое ряду комитетов Конгресса США в целях их информирования о начале той или иной тайной операции ЦРУ, а также является официальным документом, оправдывающим саму необходимость проведения такой операции в интересах обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов.
Директива, подписанная президентом США Джимми Картером 28 декабря 1979 года, затрагивала Афганистан в целом как новый регион повышенного интереса Америки и содержала следующее решение: «Предоставить летальную военную технику либо непосредственно, либо через третьи страны афганским противникам советской интервенции в Афганистан. Обеспечить выборочную подготовку, проводимую за пределами Афганистана, по вопросам использования такого оборудования либо непосредственно, либо через посредников из третьих стран» (Foreign Relations of the United States. 1977–1980. Volume XII. Afghanistan. Department of State, United States Government Publishing Office, Washington, 2018, р. 302).
Во-вторых, оригинал приведенного выше документа находится, как указано в упомянутом труде, в архиве Национального совета безопасности США в разделе «Документы разведки периода администрации Картера», статус – «Секретно». При этом указывается, что в сопроводительной записке к Меморандуму ЦРУ от 11 июня 1980 года, выполненной, кстати, от руки, директор ЦРУ адмирал Стэнсфилд Тёрнер написал: «Представляю меморандум, который Вы запросили по Афганистану». Президент США Джимми Картер, в свою очередь, поставил литеру «С» в верхнем правом углу сопроводительной записки адмирала Тёрнера.
В-третьих, необходимо отметить также, что характер ограничений, наложенных на использование приведенного документа, почему-то рассекречен не был. Возможно, Госдепартамент не хочет информировать общественность о том, кто же в действительности был в курсе об этой тайной операции ЦРУ.
Итак, представим второй из выбранных нами документов.
Служебная записка, подготовленная в Центральном разведывательном управлении
Вашингтон, 1 октября 1980 года
Краткое содержание программы с целью проведения тайной операции в Афганистане
После того как 4 января 1980 года начались поставки вооружения, было доставлено или находится в процессе доставки афганским борцам за свободу оружие на сумму примерно... (здесь не рассекречено. – «НВО») (Примечание: пакистанцы предпочитают использовать термин «борцы за свободу» или «моджахеды», а не «повстанцы».) Поставки ограничены в основном стрелковым оружием, также сделан упор на противотанковое и зенитное вооружение. Можно привести следующие количественные параметры по некоторым вооружениям:
– 10 тысяч автоматов АК-47 и 13 млн патронов к ним;
– 720 противотанковых гранатометов (РПГ-7) и 14 тысяч гранат к ним;
– 15 тысяч мин;
– 158 советских управляемых ракет класса «поверхность–воздух». Первые попытки использовать данное оружие в Афганистане успехом не увенчались, что, возможно, произошло из-за ошибок стрелков. Проводится переподготовка;
– 200 крупнокалиберных пулеметов и 800 тысяч патронов к ним.
Большая часть вооружения – советского происхождения. В будущих поставках какого-либо существенного изменения в составе поставляемого вооружения не будет, исключая один момент: учитывая мнение пакистанцев о том, что афганцы – прирожденные воины («Дайте афганцу оружие, и вы получите солдата»), поставки винтовок Энфилд калибра .303 (речь о винтовках, известных в отечественной военно-исторической и военно-технической литературе как винтовка системы Ли-Энфилд. – «НВО») будут увеличены.
Согласно надежным разведывательным сведениям, борцы за свободу эффективно используют (поставленное им) вооружение. Советские войска продолжают нести потери в вертолетах от пулеметного огня с земли. Несмотря на предпринятые контрмеры, советские войска по-прежнему несут потери в бронетехнике от мин и атак с применением противотанковых гранатометов. Фотографии, полученные из независимых источников, подтверждают распространение (поставляемого) вооружения по всей стране. Мы разделяем удовлетворение, выраженное со стороны Зии (Зия-уль-Хак – генерал, президент Пакистана в 1978–1988 годы. – «НВО»), масштабом сопротивления, которое широко распространено, но в то же время имеет достаточно низкий уровень интенсивности, чтобы не спровоцировать неосмотрительную реакцию советской стороны.
Зия предпочитает не знать о египетском участии (в тайной операции ЦРУ США. – «НВО»). Данный вопрос обсуждать не следует. Он в курсе участия саудовцев и одобряет это. Мы никогда не обсуждали с пакистанцами какие-либо конкретные вопросы финансирования.
Дополнительно к тому вооружению, которое поставляем мы, пакистанцы предоставляют вооружение повстанцам и из своих собственных запасов. Данные действия пакистанцы стали предпринимать еще до нашего вовлечения в этот процесс. Мы уверены, что объемы поставляемых ими вооружений не превышают объемы вооружений, передаваемых нами.
Второй документ, который мы привели, авторы-составители 12-го тома истории международных отношений Соединенных Штатов взяли, после соответствующей процедуры рассекречивания, конечно, из Библиотеки президента Картера, где он хранится в разделе «Вопросы национальной безопасности» в материалах, связанных с небезызвестным советником президента США Джимми Картера по вопросам национальной безопасности Збигневом Бжезинским.
Судя по всему, данная служебная записка составлялась в том числе на основе беседы с президентом Пакистана генералом Зия-уль-Хаком, которая состоялась между ним и, возможно, Збигневом Бжезинским в октябре 1980 года. При этом особо отметим тот факт, что глава Пакистана не желал быть осведомленным (!) об участии Египта в тайной операции ЦРУ по снабжению афганских моджахедов оружием и различным военным оборудованием.
Военнослужащие стран НАТО и их союзники и сами любят пользоваться советским и российским оружием, и готовы активно поставлять его другим. Фото с сайта www.nato.int
|
Особо следует отметить тот факт, что уже в 1980 году афганские моджахеды получили в свое распоряжение ПЗРК семейства «Стрела-2». При этом на сегодня в российской литературе, посвященной Афганской войне 1979–1989 годов, указывается, что первый случай успешного применения ПЗРК данного семейства против советских боевых самолетов зафиксирован 16 января 1984 года, когда из такого комплекса афганскими душманами был сбит советский штурмовик Су-25.
Об этом, в частности, указано в материале Владимира Марковского «Возвращение к «Грачу», опубликованном в совмещенном выпуске журналов «Авиация и космонавтика» (выпуск 21) и «Техника и оружие» (№ 10) за 1996 год (с. 2–15). На странице 13 читаем: «Первой жертвой ПЗРК стал, видимо, Су-25 комэска подполковника П.В. Рубана, сбитый 16 января 1984 г. над местечком Ургун. На его самолете осколками были повреждены двигатели и управление, штурмовик стал падать и, когда летчик попытался покинуть машину, высоты ему уже не хватило. До конца года ПЗРК сбили еще пять штурмовиков. В это время использовались поступавшие от арабских союзников ракетные комплексы «Стрела-2М» и шедшие через Пакистан «Ред Ай» американского производства, появлялись и английские «Блоупайп» с радиокомандным наведением и большой высотностью (до 3000 м), не нашедшие, однако, широкого применения из-за сложности управления и большого веса».
Принимая во внимание количество поставленных ПЗРК данного семейства, можно предположить, что успешные случаи их применения (хотя бы, скажем, по тем же вертолетам) имели место и ранее, но не были точно установлены и зафиксированы. И, хотя, как было указано во втором приведенном нами документе, первые попытки применения ПЗРК семейства «Стрела-2» афганскими душманами оказались неудачными, после проведенной переподготовки ситуация могла измениться.
ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Представленные автором здесь документы – лишь малая толика того, что на сегодня было рассекречено американскими официальными органами по теме уже ставшей такой далекой Афганской войны 1979–1989 годов, а потому в будущих номерах мы приведем и другие, не менее интересные документы, которые проливают свет на многие доселе неизвестные события того времени. В первую очередь, конечно, связанные с тайной борьбой спецслужб, которая продолжается и в наши дни.
Впрочем, зачастую эта борьба ведется открыто – без привлечения «рыцарей плаща и кинжала». Пример тому – нашумевший запрос на предоставление информации, размещенный на сайте госзакупок США (www.usa.gov) Рок-айлендским центром по контрактам Командования Сухопутных войск США (US Army Contracting Command – Rock Island, IL; ACC-RI) в рамках изучения рынка на предмет поиска потенциальных поставщиков оружия, боеприпасов «ненатовского калибра» и различного специального снаряжения.
Причем использовать все это «добро» после его закупки американские военные планируют сугубо за пределами континентальной части США (Outside the Continental United States, сокращенно – OCONUS).
Российские издания наперебой бросились обсуждать, зачем Пентагону понадобились патроны к пистолетам Макарова и Токарева (!), снайперским винтовкам Драгунова, автоматам Калашникова (да еще и разных калибров), а также к различным пулеметам, включая крупнокалиберные и танковые. Но на самом деле ситуация еще интересней.
Дело в том, что запрос информации по боеприпасам к стрелковому оружию – это только часть более обширного запроса Special Ammunition and Weapon Systems and Non NATO Commercial Ammunition под номером W52P1J-19-SAWS от 23 мая 2019 года, в котором американских военных интересует способность потенциальных подрядчиков поставить не только патроны к пистолетам, автоматам и пулеметам, но также и боеприпасы к следующим образцам вооружения:
– подствольным (ГП-25 и ГП-30), ручным противотанковым (РПГ-7) и станковым противотанковым (СПГ-9) гранатометам;
– минометам различных калибров, включая буксируемый минометный комплекс 2С12 («Сани») калибра 120 мм;
– 23-мм пушкам ГШ-23 и 30-мм пушкам 2А42 и ГШ-30;
– 23-мм зенитной установке ЗУ-23;
– 122-мм буксируемой гаубице Д-30 и 152-мм буксируемой пушке-гаубице Д-20;
– 122-мм реактивной системе залпового огня БМ-21 «Град».
В списке «товаров» у закупщиков из Сухопутных войск США числятся также неуправляемые авиационные ракеты, включая 57-мм С-5КО с боевой частью кумулятивно-осколочного действия, способной пробить броню до 170 мм, и С-5КП с новой кумулятивно-осколочной боевой частью, способной пробить броню уже до 250 мм, а также 80-мм ракеты С-8, предназначенные для уничтожения техники и живой силы противника.
Есть тут еще и пиропатроны ПП-3, ПП-9 и ППЛ для чьей-то авиации, электрифицированные кассеты сигнальных ракет ЭКСР-46 для Ми-17/35, а также 26-мм пиропатроны ППИ-26 для автоматических устройств АСО-2 и АСО-2В, устанавливаемых на самолетах и вертолетах и предназначенных для постановки помех ракетам с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения.
После ознакомления с этим многостраничным запросом, который в конечном итоге, пусть и через несколько лет, должен привести к массовым закупкам указанных боеприпасов, спецснаряжения и т.п., можно сделать простой вывод: где-то за пределами континентальной части США в 2020-е годы может разгореться нешуточная война. Вы к ней готовы?
комментарии(0)