0
10562
Газета Спецслужбы Интернет-версия

16.02.2023 20:18:00

Изменник, который продался дорого

Виктор Шеймов – шифровальщик КГБ и перебежчик-энтузиаст

Игорь Атаманенко

Об авторе: Игорь Григорьевич Атаманенко – писатель, подполковник в отставке.

Тэги: спецслужбы, ссср, кгб, предатель, перебежчик, Виктор Шеймов


спецслужбы, ссср, кгб, предатель, перебежчик, Виктор Шеймов Виктор Шеймов ценой измены добрался до страны своей мечты, но счастлив не был - иначе бы не умер от цирроза печени. Фото с сайта www.victorsheymov.com

СССР был государством тотального дефицита. И лишь в перебежчиках он не испытывал недостатка. Если не считать исхода евреев из Древнего Египта, ни из одной другой страны мира не бежало столько ее граждан.

Бежали все: помощники вождей и балерины, писатели и спортсмены, министры и рабочие. И дело не в особенностях менталитета советских граждан. Та же картина наблюдалась и в других странах социалистического лагеря.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ

Летом 1980 года сотрудникам силовых структур СССР были розданы фото бесследно исчезнувшей семьи Шеймовых: Виктора, Ольги и их пятилетней дочери. Следственное управление КГБ по факту пропажи семьи возбудило уголовное дело.

Поиск семьи наложился на другое уголовное дело. В декабре 1980 года сотрудники отдела по охране метрополитена московского ГУВД на станции «Ждановская» убили замначальника секретариата КГБ майора Афанасьева. В январе убийцы были арестованы.

Один из них проговорился об убийстве какой-то семьи. На Лубянке возникла версия о причастности арестованных к пропаже Шеймовых. Трупы их искали в лесу близ станции «Ждановская». Московский военный округ выделил два полка солдат-срочников. Ничего не нашли.

ТЕХНОКРАТ И ДИССИДЕНТ

В 1969 году Виктор Шеймов, окончив МВТУ им. Баумана, попал на работу в закрытый НИИ Минобороны, где занимался системами наведения ракет с космических спутников. Там на него положили глаз вербовщики с Лубянки. В 1971-м Шеймов приступил к работе в самом секретном подразделении КГБ – в 8-м главном управлении, отвечавшем за работу правительственных коммуникаций.

Виктор специализировался на защите шифровальной связи посольств и резидентур КГБ за рубежом. Работа высокооплачиваемая, престижная, не связана с вербовкой агентов или сидением в засадах. Кандидатов проверяют до четвертого колена. Сотрудников щедро поощряют, они защищают диссертации, многие становятся лауреатами Государственной премии.

При этом жизнь шифровальщиков тяжела не только из-за изнурительного труда. Давит секретность, особенно за границей. Ведь чужие шифры – клад для любой разведки.

Шеймов дослужился до начальника отдела. Был заместителем секретаря партийной организации. Но его угнетало чувство неудовлетворенности. Чтение запрещенных авторов; лицемерие начальства и вождей; пессимистичный взгляд на будущее страны… Как жить дальше? Проситься в отставку? Открыто выступить против режима, как Сахаров?

Трезво оценивая свои силы, Шеймов выбрал самый рациональный, хотя и рискованный вариант – бежать на Запад. Причем с женой и дочкой. Материальная сторона его не заботила – он знал, что даже внуки его будут обеспечены, когда он продаст американцам свои сведения. Главный вопрос – как бежать. Даже в Болгарию с семьей не выпускали. Оставалось связаться с сильной разведкой, лучше с американцами. Как-то изловчиться и выйти на них, а они сами организуют побег.

И судьба предоставила ему такой шанс во время служебной командировки в Польшу.

КОМУ БЛАГОВОЛИТ УДАЧА

В советском посольстве в Варшаве Шеймов изучил распорядок жизни российской колонии. Дождался вечера, когда демонстрировался новый фильм из Москвы. Перед этим пожаловался приставленному к нему охраннику на расстройство желудка.

Вечером служащие двинулись в кинозал. Шеймов на ходу бросил своему стражу: «Я в туалет, скоро вернусь!». Закрывшись в кабине, извлек из прямой кишки стеклянную капсулу – домашняя заготовка – с пятью свернутыми купюрами по 10 долларов. С помощью припрятанных за бачком унитаза плоскогубцев открыл окно. Приклеил бороду и усы, надел темные очки.

Ему повезло: рядом остановился грузовик, закрывший окно от польского полицейского. Шеймов незамеченным спрыгнул на тротуар. Поймал такси, велел водителю: «American Embassy!» Расплатился долларами.

Так вечером 31 октября 1979 года Шеймов оказался в американском посольстве. Сотрудники резидентуры ЦРУ тотчас раскрыли объятия, едва он назвал свою должность. Шифровальщик может дать ключ к разгадке многих секретов. Это сулит и прямой выход на затаившихся в недрах спецслужб кротов, и проникновение в тайны противника. Словом, у офицеров ЦРУ в Варшаве случилось легкое головокружение от удачи.

После краткого допроса американцы предложили ему немедленно выехать в США. Но Шеймова это не устраивало. Он поставил свои условия: личная встреча со связником по возвращении в Москву и вывоз его самого, жены и малолетней дочери в Штаты.

НА НИЗКОМ СТАРТЕ

По признанию Сапфира (кодовое имя, присвоенное в ЦРУ Шеймову), его московская шпионосессия ограничилась тремя встречами с сотрудником ЦРУ, действовавшим в столице под крышей посольства США.

Явки проходили в бассейне «Москва». Для «наружки» заговорщики недосягаемы: ни запеленговать их беседу, ни сфотографировать их в воде невозможно. А со стороны все выглядит обыденно: плывут рядом две резиновые шапочки, поди догадайся, что это шпионы.

На явках Шеймов передавал строго дозированные сведения. Стратегические секреты выдавать отказался – боялся, что американцы принудят его остаться в СССР в качестве крота.

Англичане считают, что первым термин «крот» употребил Фрэнсис еще в XVII веке. Однако популярным его сделал автор шпионских боевиков Джон Ле Карре.

Перебежав к противнику, крот исправно исполняет свои служебные обязанности, но всю секретную информацию сливает новым работодателям. За гонорар, многократно превышающий его жалованье в родной конторе. Кроты – кошмар руководителя любой спецслужбы, самая опасная разновидность перебежчиков.

Продавая противнику стратегические секреты, одни кроты готовятся к «мягкой посадке» в Западном полушарии, другие – в Восточном. Ким Филби, Гай Бёрджесс, Дональд Маклин из «кембриджской пятерки» совершили мягкую посадку в Москве. Олег Лялин, Олег Гордиевский и Василий Митрохин со скандалом приземлились в Лондоне.

Олдрич Эймс – наш крот в ЦРУ, прозванный «смертельным шпионом», ибо все 13 выданных им советских офицеров-перевертышей из Службы внешней разведки были расстреляны. Американцы упекли Эймса в тюрьму пожизненно. Та же участь постигла Роберта Хансена, снабдившего нас большим объемом секретов, чем кто-либо за всю историю США.

НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ

Связник сообщил Шеймову, что президент США и руководство ЦРУ санкционировали организацию побега. От Шеймова требовалось передать фото для документов и сообщить антропологические данные, свои и членов семьи: рост, вес, размер одежды и обуви.

Шеймов и его жена стали готовиться к побегу. Хотелось захватить с собой семейные альбомы, но Шеймов был непреклонен. Ему пришла в голову мысль представить исчезновение как загадочную гибель всей семьи. В этом случае его московское начальство не стало бы торопиться с заменой информации, которую он собирался передать американцам.

Оставались родители. В свои планы их посвящать нельзя. Отец – ортодоксальный коммунист, а мать… В день своего рождения Виктор заехал к родителям и между прочим сказал: «Мама, мне предстоит командировка… Сложная, в чем-то даже опасная. Не верь, если услышишь, что я погиб. Не верь, пока не увидишь мой труп».

Мать удивилась, но выспрашивать ни о чем не решилась – такая уж работа у сына, абсолютно секретная.

ОТ ВИНТА!

Операцию решено было провести в пятницу – на службе не хватятся до понедельника.

Чтобы запутать следы, Ольга приобрела билеты на поезд Москва–Ужгород, а Виктор предупредил начальство, что уезжает в Подмосковье, на дачу к приятелю, где нет телефона.

Постарались и американцы. Чтобы растащить силы «наружки», все сотрудники резидентуры ЦРУ в Москве с 20 и до 23 часов без устали кружили по городу, имитируя выход на встречу со своей агентурой. Тем временем доставленные из США гримеры в резиденции американского посла Спасо-хаус колдовали над физиономией Шеймова.

Пограничный и таможенный контроль он в форме капитана американских ВВС прошел легко. Ольгу и дочь доставили к самолету в контейнерах. В 22.32 из Внукова стартовал военно-транспортный самолет НАТО, прибывший в Москву, чтобы забрать из посольства США несколько тонн отработавшей свой ресурс электронной аппаратуры.

РАЗБОР ОТЛЕТА

Неясно, до каких пор руководство КГБ не имело представления о побеге Шеймова. Филипп Бобков, бывший первый зампредседателя КГБ, пишет: «К великому нашему стыду, вскоре было установлено: ни в Москве, ни в стране Шеймова и его семьи нет... Всех троих вывезли, очевидно, с их согласия… Каким образом? Контрразведка на этот вопрос ответить не могла, да, по-видимому, не очень-то и стремилась – трудно признавать свои провалы!»

По словам экс-главы КГБ Владимира Крючкова, после назначения в мае 1982 года председателем комитета Виталия Федорчука было проведено повторное расследование дела об исчезновении Шеймова. Контрразведчики настаивали на версии убийства всей семьи и отрицали ее вывоз из СССР американцами.

Логика подсказывает, что лишь после вербовки полковником Виктором Черкашиным в апреле 1985 года Олдрича Эймса было установлено, что Шеймов и его семья вывезены американцами в США в мае 1980 года.

ДЕЛА ЗАКОРДОННЫЕ

В США Шеймовых поселили под чужой фамилией в коттедже под Вашингтоном. Аренда дома и сада, продовольствие и прислуга – за счет ЦРУ. Виктору изменили внешность с помощью пластической операции и вручили медаль.

Но кураторам из ЦРУ не удалось представить Шеймова бескорыстным борцом с советским режимом. «Корыстный шпионаж Шеймова, обильно проплаченный ЦРУ, – отмечал авторитетный исследователь Филипп Найтли, – базируется в равной степени на намерении покупателя (ЦРУ) приобрести товар (информацию) и на желании продавца (Шеймова) получить гонорар. Идеологические и политические мотивы, которыми в свое время руководствовались члены «атомной шпионской группы» Энрико Ферми и Клаус Фукс или члены «кембриджской пятерки»… шифровальщику-предателю попросту чужды».

В конце 1980-х Шеймов выступил с рядом сенсационных разоблачений. В частности, он заявил: из материалов КГБ ему известно, что именно это ведомство организовало покушение на папу Римского Иоанна Павла II (1981) и президента Пакистана Зия уль-Хака (1988). Для кукловодов Шеймова это выступление обернулось фиаско, ибо американские репортеры были осведомлены, что Шеймов с мая 1980 года утратил связь с КГБ и к секретам доступа не имел.

Тогда последовал дубль второй. В 1993 году вышла книга Шеймова на русском языке «Башня секретов: документальный шпионский детектив», где он от третьего лица рассказывал о своей работе в КГБ и о побеге в США.

И опять промашка. Рецензенты из Washington Post нашли в опусе «нарциссизм, глубину и постоянство той любви, которую автор питает к самому себе. ОН придумал план побега. ОН осуществил его вопреки всем препятствиям... Непревзойденный творец гениальных операций и бриллиант в куче навоза!»

Журнал Тiмe был еще жестче. В рецензии «Shame on you, Victor!» («Позор тебе, Виктор!») анонимные эксперты ФБР сначала пожурили изменника за то, что он отказался от сотрудничества с ЦРУ на долгосрочной основе – не стал полноценным кротом. А закончили так: «Виктор, не строй из себя Снегурочку, когда ЦРУ водит тебя в номера!»

После этого Шеймов ушел в тень. Скончался изменник в США в 2019-м от цирроза печени – сказалось усердное потребление шотландского виски.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Алексей Казаков

Секретный эксперимент состоялся в 1986 году

0
2991
«Эй! Бей! Турумбей!»

«Эй! Бей! Турумбей!»

Юрий Юдин

Без всяких скидок на возраст: Аркадий Гайдар и его романтические герои

0
3458
Индийская разведка использует опыт MОССАД

Индийская разведка использует опыт MОССАД

Владимир Скосырев

Дели будет преследовать террористов на территории Пакистана

0
1867
Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Анатолий Цирульников 

Как педагогика сотрудничества пыталась победить старую авторитарную

0
5437

Другие новости