0
162019
Газета Интернет-версия

23.11.2020 18:54:00

Существует ли опасность, что армяно-азербайджанский конфликт перекинется на Ближний Восток

Маятник насилия

Виталий Наумкин

Об авторе: Виталий Вячеславович Наумкин – академик, научный руководитель Института востоковедения РАН.

Тэги: армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, конфликт, ближний восток

Обострение конфликта вокруг Нагорного Карабаха - все статьи по теме


армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, конфликт, ближний восток Фото Reuters

Новая армяно-азербайджанская война – а я думаю, что нынешний всплеск вооруженного конфликта вокруг Нагорного Карабаха (НК) можно назвать именно войной, пусть пока низкой или средней интенсивности, – выявила два обстоятельства.

Во-первых, это тесная связь между Южным Кавказом и Левантом. Напомню, что обе стороны обвиняют друг друга в заброске в зону боевых действий наемников из числа сирийских и ливийских боевиков (по некоторым данным – уже тысячи человек!), спонсируемых, возможно, региональными державами, которые к тому же направляют участникам конфликта современные вооружения. Такими сведениями располагают и некоторые глобальные игроки, обвиняющие, в частности, Турцию в причастности к этим действиям.

Во-вторых, это высокая вовлеченность в динамику конфликта многих внешних сил и одновременно – парадоксальным образом – ограниченность их миротворческих возможностей, даже если в дело вступает международное сообщество в лице ООН. Можно с сожалением констатировать, что Минская группа, уполномоченная ОБСЕ заниматься урегулированием конфликта, в последние годы не вела сколь-либо заметной деятельности.

Конечно, рано или поздно можно ожидать очередного возвращения к принятому сторонами в 1994 году режиму прекращения огня, которое продлится вплоть до очередного всплеска насилия. Иначе говоря, заработает старый «маятник насилия». Но без реального политического процесса, в ходе которого в конструктивном духе обсуждались бы практические пути решения карабахской проблемы, и проявления политической воли со стороны правящих элит глубоко замороженный вплоть до последнего обострения конфликт в лучшем случае перейдет в число даже не «спящих», а лишь «на время задремавших».

В этой связи предложу несколько чисто гипотетически возможных сценариев/рекомендаций, которые было бы полезно иметь в виду внешним игрокам. Без них конфликтующие стороны вряд ли смогут найти выход из острой и опасной для международного сообщества ситуации. Отмечу, что она особенно опасна для мира и безопасности на Ближнем Востоке в свете исключительно активной роли Турции в отношении процессов как в этом регионе, так и на Южном Кавказе, где Анкара однозначно стоит на стороне Баку. Не будем забывать в этом контексте и об Иране, который вроде бы предложил Еревану, как сообщают СМИ, поставки вооружений.

Первый. Обеспечивается прекращение огня с последующим вступлением сторон в переговоры (в двустороннем формате, но желательно с привлечением представителей НК) и далее возвращением к заморозке конфликта. Это минимум того, что может быть сделано, но необходимо, чтобы достигнутая договоренность открыла путь к реальному политическому процессу.

Важно отметить, что министр обороны Турции назвал призыв сопредседателей Минской группы к прекращению огня в НК «неискренним и неубедительным», что вызывает ряд серьезных опасений по поводу сворачивания эскалации и возвращения к режиму прекращения огня. Предложение Сергея Лаврова провести переговоры министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Москве – реальный шаг к перемирию.

Второй. Если в ближайшей перспективе сторонам не удастся самостоятельно снизить напряжение, то для разведения сторон можно на какой-то период разместить в зоне соприкосновения вооруженный контингент России или стран – членов СНГ/ОДКБ, но для этого нужно согласие всех сторон конфликта.

Третий. Навязанное решение. Минская группа при поддержке ООН принуждает конфликтующие стороны через формат переговоров с участием международных представителей, естественно – после детального обсуждения, к принятию разработанного с соблюдением норм международного права одного из вариантов урегулирования конфликта. При этом навязывание хотя бы и с использованием санкционного и/или иного варианта давления, однозначно выгодного одной, но невыгодного другой стороне или другим сторонам, поскольку их все-таки три, ни при каких обстоятельствах не приведет к его принятию последними и вызовет ожесточенное сопротивление, так как сам конфликт связывается сторонами с интересами их выживания, носит экзистенциальный характер.

Четвертый. Среди возможных вариантов урегулирования можно выделить проект обмена территориями, который ни в коем случае не повторял бы в целом, но использовал элементы известных (и в итоге отвергнутых сторонами) версий проекта американца Пола Гоббла.

Напомню, что его первая версия «Гоббл-1» от 1992 года предполагала, в частности, передачу Армении части НК вместе с территорией истока реки, находящегося в Азербайджане, и передачу Азербайджану Мегринского коридора (и входящей в него Нахичеванской автономии), разделяющего Азербайджан и одновременно связывающего Армению с Ираном (что делало эту версию проекта заведомо неприемлемой для Еревана). Эту версию плана тогда поддержал президент США Буш-старший.

Вторая версия – «Гоббл-2» от 1996 года – предусматривала уже не перекрытие границы Армении с Ираном, а обмен района Мегри на западную часть Нахичевани; НК вместе со связывающим его с Арменией Лачинским коридором должен был войти в состав Армении, которая не лишалась бы границы с Ираном (она в данном случае лишь переносилась к северу от нынешней), при этом отходящая к Армении часть Нахичевани исключала бы стратегически опасное для Еревана соединение Азербайджана с Турцией.

Пятый. Назову, наконец, еще один проект, который был разработан российскими и американскими сопредседателями Группы по региональным конфликтам российско-американской Дартмутской конференции, среди которых я был ранее и остаюсь до сих пор. Группа, в которой представлены не только Армения и Азербайджан, но и НК, что уникально для подобного рода диалогов, которые сегодня вовсе отсутствуют, проводила регулярные встречи на российской территории в 2001–2007 годах.

Мой коллега, сопредседатель с американской стороны, ныне уже покойный Гарольд Сондерс, сыграл важную роль в разработке поясняющего наш план Рамочного документа и содействовал конструктивному взаимодействию американцев с россиянами, об отсутствии которого сегодня можно лишь сожалеть. Мы хорошо понимали, что две противостоящие концепции урегулирования – поэтапное и пакетное – в принципе несовместимы в условиях полного отсутствия хоть малейшего доверия между сторонами.

Представители НК и Армении боялись, что если будет достигнуто соглашение о возвращении занятых ими в качестве «буфера безопасности» для НК территорий, то Азербайджан достигнет своих целей и сразу же «забудет» данное им обещание о рассмотрении статуса НК. Азербайджанцы, в свою очередь, боялись, что если они пойдут на какие-либо уступки по статусу НК, прежде чем территории вернутся под их контроль, то Армения сделает все возможное, чтобы оставить их себе, подорвав суверенитет и территориальную целостность страны, признанные мировым сообществом. Взаимные страхи носили глубинный характер. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Жителей Газы готовят к массовой депортации

Жителей Газы готовят к массовой депортации

Игорь Субботин

Трамп предложил арабскому миру расселить палестинцев

0
1282
ВСУ укрепляют дополнительными штурмовыми подразделениями

ВСУ укрепляют дополнительными штурмовыми подразделениями

Владимир Мухин

Смена власти в США пока не повлияла на ход боевых действий в зоне конфликта РФ и Украины

0
1515
В Абхазии ждут появления третьей политической силы

В Абхазии ждут появления третьей политической силы

Игорь Селезнёв

Жители непризнанной республики страдают из-за борьбы кандидатов в президенты

0
1861
Между Руандой и Конго начинается полномасштабная война

Между Руандой и Конго начинается полномасштабная война

Данила Моисеев

В конфликт двух африканских государств может быть вовлечено множество участников из-за рубежа

0
1675

Другие новости