0
1135
Газета Стиль жизни Интернет-версия

29.03.2000 00:00:00

Магия актрисы

Тэги: Ханум, актриса


Тамара Ханум в 1941 году.

Я НЕ ЛЮБЛЮ Ташкент. С этим городом у меня связаны горькие воспоминания. Воспоминания десятилетнего ребенка, оказавшегося в чужом городе с мамой и братом после тяжелого развода родителей. Разом потерявшего кров, друзей, привычную школу и, наконец, горячо любимого отца. И как логическое завершение разрушения нашей семьи: через два месяца после переезда мы оказались в самом центре чудовищного по своей силе ташкентского землетрясения. Три года мы прожили в Ташкенте, и для меня это были три года одиночества.

Позже, уже после замужества, я несколько раз возвращалась в Ташкент. Чаще всего это были юбилеи Ханум. Юбилеи всегда праздновались с большой помпой. Приезжали известные писатели, артисты, ученые и просто интересные люди. Мы тоже отправлялись в путь всем нашим московским отделением семьи: я, мама с сестрой, тетка с кузинами. Эскапада занимала три-четыре дня и доставляла нам всем большое удовольствие. С первой минуты мы чувствовали себя причастными к славе великой актрисы, к истории культуры и, наконец, к истории нашего тогда еще великого государства.

Узбекский вальс. Ташкент. 1971 год.
Фото Г.И. Плюхина

Люди шептались: "Вот дочери и внучки Ханум". А мы изо всех сил старались соответствовать. На время праздника нам даже доставались свои поклонники. Но праздник кончался, и мы с легкой душой возвращались в Москву, ни о чем не жалея и особенно ни о чем не вспоминая.

В мае 1991 года мне пришлось оказаться в Ташкенте по делам фирмы мужа в составе маленькой делегации: я, муж, партнер мужа Алеша Никоноров и партнер с английской стороны Джим Джонсон. Было решено, что в день отъезда утром я с нашим багажом переберусь из отеля к Ханум. А мужчины приедут к шести вечера, после переговоров, провести остаток дня в ее обществе, познакомиться с домом-музеем и немножечко с ее творчеством. Для меня это была обычная встреча с бабушкой, а для Джима Джонсона часть заготовленной для него культурной программы.

Ханум я застала в столовой за завтраком. Она сидела на своем месте, в торце длинного обеденного стола, в синем бархатном халате, пижамные штаны заправлены в шерстяные носки, ноги обуты в золотые туфли с загнутыми носами. На голове тюрбан, накрученный не то из белого полотенца, не то из платка. Перед ней на столе стояли несколько пиалушек. В одной чай, в другой сливки, в третьей использованные после макияжа ватки в помаде и туши, снятые с расчески скрученные волосы. Тут же раскрошенная лепешка, блюдце с какой-то вчерашней непонятной едой.

Увидев меня, она очень спокойно спросила, почему я так рано. "Разве мы не договорились на вечер?" Со стороны можно было подумать, что мы расстались вчера, а не год назад. Спустя несколько минут она уже оживленно расспрашивала меня о московской жизни.

Несмотря на мои неоднократные замужества, в нашей семье у меня имидж единственной женщины, которая знает, как правильно жить, и свои знания успешно применяет на практике.

Может быть, поэтому она обсуждала со мной вновь и вновь сложные, надломленные судьбы женщин нашей семьи: мамы, сестер, тетки. Она мучительно искала ответ, почему эти очень талантливые женщины так и не достигли привычного ей самой блеска.

А быть может, она просто затмила нас, и мы опустили руки и даже не пытались тягаться с ее славой? Да и была бы эта борьба равной? Ведь ее отметил Бог, а нам только дал счастье быть ее дочерьми и внучками.

Проговорив часа два, она встала и молча ушла к себе. Я сделала несколько телефонных звонков, зашла в ее спальню. Ханум сладко спала - аудиенция окончена.

Я бродила по притихшему дому-музею. Несмотря на множество секретарей, прислуги и просто бедных приживалок, дом всегда был очень запущен. Где-то надо было принимать мистера Джонсона. И я остановила свой выбор на садике.

Это было очаровательное место. Крохотный квадратный садик с розами, растущими без всякого порядка, деревьями, плодоносящими по своему усмотрению, и с бассейном розового мрамора с фонтанчиком. Я надела фартук и принялась приводить это чудо в подобие порядка. Посторонний человек никогда бы не сказал, какого цвета мрамор и когда в последний раз стряхивали пыль и листья с подвесного диванчика. Тем временем с базара принесли клубнику, сливки, горячие лепешки. Через два часа мы были готовы к приему, а Ханум спала. Наконец она появилась в садике все в том же обличье. Уселась на подвесной диванчик, трогательно болтая золотыми туфлями. Опять принялась болтать о том, какая я молодец, как все кругом чисто, и что я думаю о Горбачеве, как продвигается бизнес моего мужа, и что, по ее мнению, сотрудничество узбеков с англичанами невозможно, и нам надо забыть все проекты. Время шло. Она, казалось, никуда не торопилась. Я стала проявлять заметное беспокойство и наконец решилась спросить: "Ты не хочешь пойти переодеться?" - "Ну что же, давай переоденемся". Она спрыгнула с диванчика и пошла в дом. Секретарь Ханум Шоиста задержалась спросить меня, в чем бы я хотела видеть Ханум, в национальном платье или в европейском? Мне бы хотелось видеть ее элегантной женщиной - великой актрисой. Но беспокойство мое нарастало. Я не слишком доверяла в этом вопросе Шоисте, а Ханум тем более.

На сцене она проживала десятки женских образов, меняя каждые семь минут характер и костюм от заколки до туфель. Об этом много уже написано. Но никто не писал о том, что она была так разнообразна в жизни. В один и тот же день ее можно было увидеть утром гладко причесанной в костюме от Диора, а вечером в платье из розового гипюра. Старинный жемчуг соседствовал с бижутерией из близлежащего магазина "Совитолпластика", голова повязана газовым шарфиком, а за ухом живая роза.

В довершение ко всему черная туча легла над городом, и первые капли дождя зашелестели в листьях деревьев. Хрупкое очарование садика, которое я так старательно налаживала весь день, сломалось в одну минуту. Стрелки часов показывали шесть. Я лихорадочно перетаскивала тарелки с угощением в столовую, за дверью спальни Ханум стояла гробовая тишина, а из музея прибежала служительница сообщить, что делегация прибыла.

Я ринулась в музей, который сообщался с квартирой маленьким переходом. У стендов стоял мистер Джонсон с огромным букетом роз. Алеша переводил на английский таблички в музейных витринах. А я не знала, что делать - то ли забрать у Джима букет, то ли оставить его так дожидаться Ханум. Вдруг все почувствовали ее присутствие и обернулись. Мне стало стыдно, очень стыдно, как я могла усомниться в этой великой женщине? Я не знаю, что заставило ее так одеться. Все близкие ей люди подтвердят - она ненавидела черный цвет.

Перед нами стояла женщина, с царственной осанкой, гладко причесанная, с низким пучком на затылке, в черной юбке до колена, в белой шелковой блузке и в черном атласном кардигане. На ней были ее лучшие украшения и туфли на высоченных каблуках.

В ней было столько королевского достоинства, и, как истинная королева, она не сделала в нашу сторону ни одного движения. Она стояла, улыбалась и ждала. И мы неуверенно двинулись к ней с цветами и приветствиями.

А дальше была столовая, утопающая в цветах. Бронзовые канделябры сверкали хрустальными подвесками. Множество фотографий на стенах отражались в огромном зеркале в бронзовой раме, создавая иллюзию множества зрителей. И Ханум, почуяв в Джиме Джонсоне заинтересованного слушателя, как охотник вся напружинилась и погнала его по своей жизни.

Она то сидела и тихо-тихо рассказывала о тяжелых днях войны, то вдруг вставала и пела на армянском, польском, украинском, еврейском. Потом опять о том, как создавались песни, костюмы. Потом аккомпанировала себе на бубне, показывая разные ритмы. И вдруг испанская "Текьеро".

Мы сидели ошеломленные. Алеша взахлеб переводил и переводил. Я со слезами на глазах пыталась фотографировать. Потом пауза, и знаменитая английская колыбельная. И Джим Джонсон, не помня себя, начинает петь вместе с Ханум. А я сижу с неестественно прямой спиной, до боли сжав кулаки, чтобы не разреветься, и думаю: "Господи, благодарю тебя, в моих жилах течет ее кровь. Я внучка этой великой женщины, актрисы. Господи, сохрани ее, дай другим увидеть то же, что видим мы".

А за окном бушевала стихия. С грохотом и шипением с небес низвергалась тяжелая вода.

Потом мы, притихшие, сидели в машине по пути в аэропорт. По улицам еще неслись потоки воды. Мужчины, с закатанными брюками, промокшие до нитки, толкали автомобили. Стихия еще бурлила, но в ней уже чувствовалась усталость - усталость и безразличие. Потому что счастье - в проживании феерии, а не в том впечатлении, какое оказывает эта феерия на утомленных зрителей.

А уже первого июля я, мама и сестра летели рейсом Москва-Ташкент хоронить Ханум.

Я знала, что вряд ли когда-нибудь еще полечу в Ташкент. Потому, что неминуемо опять почувствую себя обездоленным ребенком.

Я не люблю Ташкент. С этим городом у меня связаны горькие воспоминания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1677
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4168
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2296
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2595

Другие новости