0
1504
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.06.2000 00:00:00

Кризис преподавания философии

Василий Холодный

Об авторе: Василий Иванович Холодный - доктор философских наук, профессор МИКХиС.

Тэги: философия, образование


Рисунок Вадима Мисюка

ЭВОЛЮЦИИ мировой цивилизации неизменно сопутствовало варварство. Но всегда и везде сохранялся традиционный человек, которому была присуща спонтанная духовно-целостная ментальность. В последней интегрировался многовековой ценностный опыт, ориентировавший людей на всечеловеческое единение. На этой основе формировалась интеллигенция, создававшая философию, искусство, науку и стимулировавшая в обществе нравственные нормы жизни.

Наши отечественные либералократы и интеллектуалы-манипуляторы предприняли масштабные усилия для "модернизации" и искусственного устранения "архаичной" ментальности. В результате Советский Союз был уничтожен и варварство западного образца захлестнуло Россию. Перед НАТО открылись реальные возможности установить новый "мировой порядок". Именно в русле глобальной "модернизационной" тенденции и стала возможной попытка Президиума российского ВАК отменить экзамен по философии. Российские академики-естественники (и не только они), решившие нейтрализовать воздействие философской "архаики" на учебный процесс, - это наглядное проявление технократического варварства.

За отменой кандидатского экзамена по философии последует ликвидация ее преподавания во всех учебных заведениях, что лишит наличие философских факультетов практической целесообразности и автоматически приведет к их закрытию в наш прагматичный век. Вся эта цепь событий будет представлять собой процесс уничтожения в обществе философской культуры понимания, фундаментальное значение которой состоит в воспроизводстве духовной целостности человеческого существования.

Ваковские академики оправдывают свое - пока отмененное - решение плохим преподаванием философии. Да, действительно, плохое преподавание налицо. И не только философии, и не только в нашей стране. Но реальная проблема состоит в другом - в выявлении причин кризиса преподавания и поиске способов их устранения. Одной из наиболее очевидных причин является отсутствие общественного осознания реальной потребности философского образования. Поскольку прагматичность и индифферентность социальной среды приобретают всеохватный характер, то во многом нейтрализуется массовый интерес к философской проблематике. Если у кого-то интерес и возникает, то его трудно удовлетворить, ибо само философское творчество оказалось в глубоком кризисе, который, в свою очередь, вызван кризисом духовно-ценностных первооснов существования человечества. Поэтому без возрождения в новых формах традиционного человека невозможно и возрождение философии, а тем более общественной потребности и интереса к ней.

Прежде всего необходимо избавиться от распространенного предрассудка, что философия является наукой. В истории философии она реально представлена не как наука или методология наук (хотя многие рационалисты именно так ее трактовали), а как культура иррационального и рационалистического универсального понимания. Задача преподавателя (творческого специалиста в области философии) состоит в том, чтобы выявить в трудах классиков философскую культуру понимания, придать ей соответствующую времени форму и приобщить к ней студента.

Основное препятствие здесь - это разынтегрированность философского знания, что привело к "разложению" синтезированной культуры понимания, к образованию на ее месте независимых друг от друга конкретных наук: гносеологии, методологии науки, социальной философии, этики, эстетики, культурологии и т. д.

Бездумная ориентация на западный, однолинейный в своей прагматичности опыт привела к внедрению в учебный процесс такой эмпирической дисциплины как культурология. Последняя в перспективе "призвана" заменить изучение философии как универсальной культуры понимания формальной информацией о философских учениях и других культурных явлениях. Такая ситуация, возможно, органически вписывается в общую систему западной утилитарно-прагматической цивилизации, где готовятся специалисты, способные на высшем профессиональном уровне выполнять частные производственные задания, но отчужденные от универсального сущностного и проблемного понимания, от душевного мира, этических и эстетических ценностей.

Вместо изучения разделенной на части философии гораздо продуктивнее в учебном курсе анализировать с современных позиций проблемные ситуации, зафиксированные в мировом философском процессе, но главным образом в русской мысли и многоаспектной российской истории. Тем самым у студента будет вырабатываться универсальная культура понимания.

Один из синтезированных вариантов современной философии, который целесообразно преподавать в вузах, я называю соборной феноменологией. Она ориентирована на переосмысление и систематизацию рационалистического, иррационального, религиозного и других типов понимания первооснов космического и человеческого бытия. Соборно-феноменологическая парадигма зародилась в раннем христианстве в качестве органического единства иррациональной веры и аналитического размышления и достигла специфического совершенства в русской религиозной философии середины ХIХ - начала ХХ века. Сегодня жизненно важное значение приобрела проблема воссоздания секулярного варианта соборной феноменологии. В данном случае религию и секулярность следует трактовать не как противоположные мировоззрения, а как различные языки, выражающие одно и то же универсальное понимание.

Именно преподавание целостной философии предполагает и актуализирует разработку различных концепций, нацеленных на раскрепощение в человеке изначального иррационального потенциала и способствующих проникновению последнего в его сознание и практическую деятельность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1248
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
945
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1133
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
740

Другие новости