0
2794
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.10.2000 00:00:00

Школа Сельвинской

Тэги: Сельвинская, театр


ПРОСТОРНЫЙ буфет московского театра РАМТ (Российский академический молодежный театр) оказался не лучшим местом для проведения интервью с Татьяной Ильиничной Сельвинской. Не потому, что мне не понравилась аура этого нешумного места. Напротив, вокруг витала энергия со знаком плюс, начиная от стен и кончая звуками, запахами и лицами. К тому же, мы пили неплохой капучино, далеко не всегда имеющийся в ассортименте московских театральных буфетов.

Мешало другое. Дело в том, что в РАМТе Сельвинская пять лет проработала художником-сценографом. Здесь ее знают все: и начинающие актеры, и билетеры, и рабочие сцены... Поэтому интервью с бывшим сотрудником театра периодически прерывалось тормозившими у нашего столика слугами Терпсихоры, которые непременно заговаривали о чем-то с Татьяной Ильиничной. В основном это были молодые актеры, желавшие сказать несколько теплых слов маститому художнику сцены. Позже, посетовав на "рекламные паузы", я узнал от собеседницы, что подобное могло случиться не только в РАМТе.

В театральном мире столицы Татьяна Сельвинская - человек заметный. Ею оформлено свыше 150 спектаклей, включая прогремевший однажды "Без вины виноватые" (режиссер Петр Фоменко), который Театр Вахтангова возил этим летом за океан.

Она создала целое направление в сценографии, известное как "школа Сельвинской". Успех ее театральной работы несомненен. Однако Сельвинская прежде всего самобытный живописец, идущий в своем творчестве к вполне осознанным для нее самой, не всегда понятным для непроницательных, целям.

Конструкции и ткани

Осень 95-го года. Израиль. Небольшой городок Бат-Ям. Татьяна Сельвинская гостит у своего сына Кирилла, который с 1991 года живет в этом пригороде Тель-Авива. Из окон его квартиры, расположенной на 9 этаже высотного здания, видны только небо и море, которые постоянно меняются, щедро одаривая гостью из России непредсказуемостью неожиданных колеров, пятен, линий...

Этот бесконечный фильм Сельвинская наблюдает сквозь крестовину (конструкцию окна) и ткань занавесок, иногда вытягиваемых ветром в открытую форточку. Результатом двухнедельных созерцаний художницы стала серия "Окна", в которой конструкции и ткани стали изображением, сюжетом, мыслью...

Отец Татьяны Ильиничны, известный поэт середины теперь уже прошлого столетия Илья Сельвинский, как-то сказал, что можно писать девяносто девятого, сотого, стотысячного мопса, если каждому бедняге ты подаришь что-то свое, нигде не засвеченное прежде. Я видел немало окон и в жизни, и на полотнах, а таких, как у Сельвинской, не видел. Окон, ставших "Тенью от дерева на стене" или, скажем, "Несением креста", где к мертвящей конструкции окна пригвождена изломанная, но твердая ткань занавески - тело Христа, эту конструкцию несущее.

Серия "Окна" - наиболее крупная и наиболее абстрактная в творчестве московской художницы. "Окна" дали ученице Фалька толчок к следующим сериям, таким, например, как "Посвящения", в которой Татьяна Сельвинская, обратившись к итальянским мастерам Возрождения, попыталась перевести их образы и пластику на свой театральный язык. Это ей удалось.

Но вернусь к тканям Сельвинской. Взять хотя бы такие работы, как "Эль Греко" и "Боттичелли". Названия обязывают, и, возможно, я разочарую читателя, сообщив, что упомянутые вещи не представляют собой современную трактовку полотен мастеров Возрождения в смысле реминисценций классических сюжетов. В них мы видим все те же конструкции и ткани. Ткани, полные динамики и света. Ткани настолько объемные, что разглядывание этих работ становится поистине драматическим действом. Недаром Сельвинскую называют "живописцем в театре" и "театральным художником" в живописи.

Фактура

В большинстве случаев перед тем, как написать очередную модель, портретист встречается с объектом своих дерзаний и, взяв первый соскоб свежих впечатлений (или присовокупив что-то к уже имевшимся), думает о фактуре будущего произведения. Данный подход столь же надежен в живописи, сколь и традиционен.

Сельвинская смело идет от обратного. Еще не встретив героя своего произведения, художница по вкусу накладывает фактуру на плоскость, позже покрывая ее серебром или золотом. Начинается сеанс, и происходит неожиданное: фактура, не задуманная художником, соединяясь с написанным, вдруг начинает фантастически работать. Иногда помогают даже "несчастные случаи". Однажды, оказавшись не слишком прочной, фактура начала осыпаться. Сельвинская воспользовалась этим. Так родился портрет Веры Полторопавловой, занявший особое место в длинном ряду "персонажей" сценографа в живописи.

Навестив Татьяну Ильиничну в мастерской, я потерялся в просмотре бесчисленного множества картин, хранящихся в этом пропахшем краской помещении. К реальности меня вернул голос их автора, задавший нехитрый вопрос о цветовой гамме нескольких полотен. "Как вы думаете, сколько цветов использовано в этих работах?" - спросила хозяйка мастерской, очертив указательным пальцем условный овал вокруг пяти или шести картин, которые я успел к тому времени рассмотреть. "Три или четыре", - ответил я. Оказалось, что на пяти достаточно разных в цветовом отношении полотнах было задействовано всего два колера. Не это ли волшебство фактуры, способной изменить цвет и настроение любой отдельно взятой вещи.

Портреты

Портреты Сельвинской упорно называют "персонажами". Отчасти потому, что их автора никогда не интересовала фиксация внешних черт модели. Напротив, в ряде портретов Сельвинской наблюдается существенное несовпадение пропорций лица, запечатленного на холсте, и реальным "положением дел". Однако замечено и другое - поразительная похожесть (узнаваемость) персонажа в ее работах. Сельвинская пишет жизнь духа. Однажды знакомый художник сказал Татьяне Ильиничне о том, насколько она "переврала" пропорции в очередном портрете. Последняя решила исправить сделанное, максимально приблизив неправильные пропорции к реальности. Результаты оказались плачевными - исчезла похожесть! При этом необходимо отметить, что портреты Сельвинской абсолютно лишены какой бы то ни было карикатурности (шаржевости).

Работая над новой вещью, художница беседует со своей моделью. "Молчащий человек туп, - полушутя говорит Татьяна Ильинична. - Личность открывается в разговоре, в мимике..." В этом подходе подчеркивается осознанное отторжение от статики во имя динамики, прокламируемое искусством Сельвинской. Таковы портреты Александра Мезенцева, Петра Фоменко, Ольги Остроумовой, Давида Боровского и целый ряд других "динамичных" работ мастера.

О месте поэта в рабоЧем строЮ

На юбилейном вечере поэта Ильи Сельвинского в Центральном доме работников искусств знакомый журналист нечаянно "открыл" Татьяне Ильиничне одну из аномалий современности. "Вы знаете, я сталкиваюсь с большим количеством достаточно интеллигентных людей, которые знают вас, но совсем не знают вашего отца". Действительно, несколько появлений Сельвинской на телевидении (в частности, в программе "Времечко"), бесспорно, сделали ее "повсеградно оэкраненой".

Разве значительный, но не увековеченный в бронзе поэт двадцатых годов может конкурировать с персонажем СМИ? И кто в наше время (кроме узкого круга пишущих) читает поэтические антологии?

И все-таки Татьяна Ильинична предельно сдержанно говорит о разрушении отечественной культуры. В любом случае трагедия случилась в 1917-м, а не в 1991 году, считает она. "Да, искусство переживает сегодня трудности, но нет ощущения безнадежности, во многом мы стали гораздо свободней", - продолжает Сельвинская, вспоминая крайнюю задавленность, испытанную творческой гильдией в 70-х и первой половине 80-х годов.

"Я никогда ничего не боялась, но подсознательно перед каждой выставкой происходило фильтрование собственных работ по идеологическому принципу "примут - не примут". Мне это всегда казалось унизительным. Вскоре я решила совсем не выставляться и с головой ушла в театральную работу. Сегодня художникам живется трудно, но нет давления сверху, а есть ощущение ответственности за собственную судьбу в неведомом прежде смысле".

Беседуя с Сельвинской, я неожиданно подумал о Джордже Оруэлле. Как хорошо, что его эпохально-параноидальный роман не актуален в географических пределах западной цивилизации начала XXI века. И все-таки, не тоскуя о "Большом Брате" и худом братстве, я вспомнил о маргинальности сегодняшней поэзии и влачащем жалкое существование российском кинематографе...

А потом снова посмотрел на веселое, красивое и сильное лицо семидесятилетней женщины и ощутил присутствие какого-то позитивного начала во всем, что окружало меня в ту минуту. Это ощущение косвенно напомнило о том, что, кроме объективного фактора тяжелых обстоятельств, есть также фактор сильного человека, способного эти обстоятельства превозмочь. Последнее, безусловно, относится к явлению Татьяны Ильиничны Сельвинской.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1780
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1580
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1795
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1503

Другие новости