0
1636
Газета Стиль жизни Интернет-версия

07.02.2001 00:00:00

Императорский орден Святой Екатерины

Тэги: Эрмитаж, Сомерсетхауз, выставка, Екатерина


Второй месяц любуются лондонцы в Сомерсетхаузе уникальной выставкой из фондов Петербургского Эрмитажа. Это значительное событие в области европейской культуры. В организации столь дорогостоящего и важного мероприятия принимали участие многие в России и Англии. Особенно лорд Ротшильд, и не случайно. Известно, что в прошлом предки этого рода имели значительную долю в национальных капиталах царской России, развивали ее экономику.

Что же увидели лондонцы, интересующиеся российской культурой, на этой выставке? Частицу эпохи Екатерины Второй, которую еще современники императрицы признавали блестящей. Действительно, царствование императрицы Екатерины Второй ознаменовалось развитием промышленности и науки. Возникли новые научные центры мирового значения, такие, как императорское Вольное экономическое общество. Российская академия наук развивалась наряду с Санкт-Петербургской. Уже действовала обсерватория. Петербург активно строился. Нева одевалась в гранит. Появились новые мосты. На Невском распахнули двери немецкий и французский клубы, давали постановки театры. Город освещался тысячью фонарей. Петербург стал подлинно европейским.

Строилась при Екатерине Второй и Москва. Началась распланировка улиц. Особенно украшалась слобода иностранцев на востоке Подмосковья, которую называли Немецкой. В ней на берегу реки Яузы в конце царствования императрицы появился знаменитый Екатерининский дворец.

При Екатерине Второй менялся и стиль жизни россиян. Туризм - явление некогда новое для России - вошел в обиход всех слоев общества. Туристы связали Россию с Европой.

Множество европейских мастеров трудились, чтобы обеспечить слаженное функционирование императорского дворца. Возник Эрмитаж, сначала только для духовного отдыха императорской семьи, а со временем он стал знаменитой, часто посещаемой картинной галереей. Это было также и место приемов как высоких гостей императорского дома, так и горожан на зимние христианские праздники.

Особая страница жизни императорского двора - торжественные приемы, на которые российская императрица одевалась соответственно этикету. Ее туалеты славились замечательными, редкими украшениями. Они представлены и на выставке в Сомерсетхаузе в Лондоне.

Но одно ценное и политически важное украшение Екатерины Второй, из тех, что при ее жизни включались в состав коронных бриллиантов императорский семьи Романовых, лондонцы все-таки не увидят.

Речь идет об ордене Святой Екатерины. В царской России это была единственная государственная награда для дам благородного происхождения.

Орден учреждал сам Петр Первый в 1714 году в честь своей супруги Екатерины Первой. Статут к ордену (1713) писала сама Екатерина Первая - женским сердцем, женской рукой. Она же разработала и рисунок ордена. Эти детали происхождения ордена были в свое время зафиксированы в государственных документах и сохранились в российских архивах до настоящего времени.

Статут ордена Святой Екатерины был полон духовного смысла. И лишь во вторую очередь он задумывался как дорогое украшение дам. В статье 16 Статута мы читаем: "Святая Екатерина на ордене - сидит. В руку ей будет крест белой... в знаменование чистоты". Императрица выбрала для изображения святой Екатерины пурпурный фон также не случайно. Он напоминал о кровавых мучениях святой Екатерины язычниками (ее колесовали). Орден напоминал об ответственности награжденных кавалерственных дам перед Богом и Отечеством. В центр белого креста Екатерина Первая поместила малый крест, окруженный лучами. И в Статуте писала: "Он знаменует свет Евангельской как рек пророк Исайя в главе 49".

Орден имел две степени. Низшую степень вручали дворянкам. Высшую степень - исключительно представительницам царствующей фамилии.

Такой орден имела и Екатерина Вторая, урожденная принцесса Софья Фридерика Августа Анхальт-Цербстская, невеста наследника российского престола великого князя Петра Федоровича (урожденного герцога Голштейнского-Готторпа). На нее возложили орден во второй день по прибытии в Россию в феврале 1744 года - после "миропомазания в греко-российскую веру с наименованием Екатериной Алексеевной".

Что представлял собой тот орден? Его мы видим на портрете тогда еще великой княгини Екатерины Алексеевны. Такой портрет - 257 лет назад - в 1740-х годах писал немецкий художник Г.К. Гроот. Екатерина Вторая изображена в кавалерском костюме желтых тонов. В то время орден носили на красной ленте через правое плечо. У пояса кавалерственных дам лента заканчивалась бантом с девизом "За веру и верность". На банте крепился орденский медальон. И еще один элемент ордена - полагалось ношение на левой стороне груди восьмиконечной звезды. Орден, принадлежавший великой княгине Екатерине Алексеевне Готторп-Романовой, был богато усыпан бриллиантами. Звезда ордена - ее мы видим на снимке - шита жемчугом.

Конечно, для великой княгини Екатерины Алексеевны это было прежде всего драгоценное праздничное украшение. Святого возвышающего чувства, которое вкладывала в орден учредительница императрица Екатерина Первая, она не переживала. Великая княгиня имела иной духовный опыт.

Наступил июнь 1762 года. В России произошел политический переворот, в результате великая княгиня и супруга российского императора Петра III - Екатерина Алексеевна стала российской императрицей Екатериной Второй. Произошло событие политически экстраординарное. Европейские правительства были возбуждены - перспективы переворота не были ясны. Петр III правил недолго и начинал с реформ.

В России переворот оценивали по-разному. Например, непосредственная участница переворота княгиня Екатерина Романовна Дашкова писала о бескровной революции, подобной европейским. Так думали многие из среды светской молодежи Петербурга. Екатерина Дашкова, особенно близкая в тот момент к российскому трону, всерьез ожидала больших перемен в политической и общественной жизни России. Она утверждала, что монархия не может быть просвещенной, да еще при сохранении крепостного права.

Ликовало и общество, потому что с российского престола свергли "немчину", то есть голштинцев, засилье которых в России не любили. В российских православных храмах служили молебны за освобождение России от "немчины".

В Западной Европе имела хождение разная информация. Например, во Франции историк К.-К. Рюльер писал откровенно о политическом фарсе. Он многое исказил, потому что не все понял.

В тот острый момент впервые изменилось отношение к российским государственным наградам. Заколебался и высокий царственный статус ордена Святой Екатерины. Начались метаморфозы в нарушение всех предписаний орденского статута и придворного этикета. Большую ошибку совершила будущая императрица Екатерина Вторая. Она легко передала свой царский орден лицу иного общественного положения - дворянке, княгине. Возможно, поэтому этот орден принес много горя новой владелице - Екатерине Романовне Дашковой.

В роковые дни политического переворота июня 1762 года мечты и реальность жестоко столкнулись. Эти события известны из разных исторических источников. Вот как их видела сама Екатерина Романовна Дашкова.

Уже через несколько дней после переворота Дашкова поняла, что ошиблась в намерениях Екатерины Второй кардинально менять управление Россией. Она увидела, что связь с "заговорщиками" должна быть порвана. И вдруг в этой еще неясной политической обстановке последовало ее награждение орденом Святой Екатерины, именным, принадлежавшим великой княгине Екатерине Алексеевне.

Дашкова понимала, что орден Святой Екатерины заключал в себе большой духовный смысл. Хотя сама в Бога тогда, в свои 20 лет, она не верила. Духовное прочувствование награды пришло значительно позже, после многих личных утрат.

А тогда она усомнилась в ином - в ситуации, по представлениям человека конца XX века, совершенно земной и суетной. Дашкова понимала, что вручение высокого государственного ордена требовало соответственной обстановки и проявления уважения к награждаемой особе. С Екатериной Романовной все произошло иначе.

Дашкова справедливо сомневалась в возможности собственного награждения столь высоким орденом Екатериной Второй еще до ее коронации. Присутствовавшие при этом событии "заговорщики" восприняли награждение как подарок частного лица, как удовлетворение чувства дружбы старшей подруги к младшей. В свете их так и величали близкие друзья: "Екатерина большая" и "Екатерина маленькая".

В тот момент Дашкова скорее сердцем, чем умом, поняла, что будущая императрица не дорожила орденом Святой Екатерины. Поэтому Дашкова осмелилась отказаться от награды. В своих "Записках 1743-1810 гг." она писала: "Простите мне, Ваше Величество, то, что я Вам сейчас скажу... Умоляю Вас, не жалуйте мне этого ордена. Как украшению я не придаю ему никакой цены". Дашкова выразила свой протест решительным жестом - не встала на колени, как полагалось, и не поцеловала руку императрице. Но все же Дашкова орден приняла и в дальнейшем на портретах ее мы видим этот орден.

Итак, Дашкова увидела нелепость своего положения в нарушениях придворного этикета. Но Дашкова тогда не увидела нарушения христианской морали.

Откроем теперь Статут ордена Святой Екатерины. В нем мы читаем статью шестую. Она гласит: "Каждая дама, которая примет орден, учинит торжественное обещание пребыть верной Его царскому Величеству и что никогда не сообщается ни в какой умысел против его особы, ни против Его власти Самодержавныя. Сие обещание да учинится с присягою на Святом Евангелии".

Однако такого обещания Дашкова не давала. Она легко примирилась с цареубийством (с жестоким низложением императора Петра Третьего). Прозрение наступало постепенно. Дашкова много путешествовала после этих событий, ее гнала по миру неспокойная совесть. Она полюбила посещать церкви и часто молилась. Бывала Дашкова и в Англии. Ее сын закончил Оксфорд. У Дашковой появилось много друзей в Англии. В Россию она возвращалась с тяжелым сердцем.

Имея в виду обстоятельства своего награждения, Дашкова завещала свой орден не в семью, как было принято, а в Екатерининский институт. На содержание одной пансионерки. В "Сохранную казну Института она завещала номинальную цену ордена, богато украшенного бриллиантами, - 6500 рублей. К ним Дашкова добавляла и собственные деньги. В завещании было условие: "Чтоб была настоящая бедная дворянка".

Надеемся, что полные печали воспоминания давно минувших дней не покажутся россиянам и англичанам диссонансными с блестящим содержанием Эрмитажной выставки в Лондоне. Частица же именного Екатерининского ордена, принадлежавшего некогда великой княгине Екатерине Алексеевне, сохранилась в составе коронных бриллиантов императорской семьи. Это звезда, шитая жемчугом. В настоящее время она находится в Оружейной палате Московского Кремля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1447
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1652
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1763
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4070

Другие новости