0
2001
Газета Стиль жизни Интернет-версия

11.04.2001 00:00:00

Благочестие и предпринимательство

Наталья Зарубина

Об авторе: Наталья Николаевна Зарубина - доктор философских наук.

Тэги: характер, религиозность, предприниматели, Островский


В русской культуре по-разному зафиксирован противоречивый характер религиозности предпринимателей. Например, в ранних пьесах Александра Островского купец предстает как циничный хищник, готовый ради наживы на любое нарушение божеских и человеческих законов, а "там после суди, Владыка, на втором пришествии" (пьеса "Свои люди - сочтемся!"). С другой стороны, Владимир Павлович Рябушинский в написанной уже в эмиграции статье "Судьба русского хозяина" отметил, что особенностью русских купеческих династий была "глубокая религиозность" их основателей, идеологи русского купечества считали благочестие его неотъемлемой чертой.

Характер религиозных чувств и ожиданий практичного, хозяйственного человека, ориентированного на эффективную деятельность и получение прибыли, требует особого рассмотрения. Тем более что редкий предприниматель постсоветской эпохи не имеет в офисе иконы и хотя бы изредка не обращается к Богу со своими проблемами.

Вопрос о хозяйственной и тем более предпринимательской этике православия не однозначен. Получило широкое распространение представление о том, что в православии не могут быть прямо представлены образы и ценности повседневной жизни, в особенности хозяйственной. Поэтому в русской церковной жизни сложилось достаточно устойчивое мнение о том, что она должна ограничиваться хотя и очень значимой, но все же узкой сферой духовного спасения, не распространяясь, по выражению Сергия Булгакова, на "церковь-человечество, церковь-культуру, церковь-общественность". В силу этого в православной традиции нет богословски обоснованной хозяйственной, тем более предпринимательской этики.

В то же время православные духовные ценности проникали во все сферы повседневности и оказывали значимое влияние на жизнь людей. С точки зрения православной этики любая мирская деятельность оценивается по ее духовному и нравственному содержанию. Она должна в первую очередь служить душеспасительным, а не меркантильным целям. Успех же считается обусловленным благочестием хозяина и труженика. Еще в "Домострое" (XVI в.) говорится о том, что "видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сердечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие".

Соответственно для православного хозяина и предпринимателя, благочестивого купца успех предстает, по определению Владимира Рябушинского, как "Божье благословение".

Сходные представления есть и в протестантизме и католицизме, однако это сходство лишь поверхностное: в протестантизме успех есть знак богоизбранности, которая даруется на основании непостижимого для человека Божественного произвола, а в православной этике он заслуживается человеком. В этом некоторое внешнее сходство с католической этикой успеха. Но в отличие от нее православные считают, что успех даруется не за рациональную мирскую добродетель, а за благочестие и духовность, которые не всегда могут сопровождаться пунктуальностью и добросовестностью в повседневных делах.

Понятие успеха как Божьего благословения влечет за собой и соответствующее представление о богатстве и собственности. Московский купец и общественный деятель начала ХХ в. Бурышкин в своих воспоминаниях писал: "Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета". Рябушинский подчеркивает, что предприниматель рассматривал себя "лишь как Божьего доверенного по управлению собственностью".

Однако добродетель и благочестие отнюдь не всегда вознаграждаются богатством и успехом, так же как богатство и процветание в православной культуре не свидетельствуют о спасенности, об особой духовной благодати. Как раз наоборот, хозяйственная деятельность, в особенности предпринимательство, является своего рода "зоной риска", где мирская суета, погоня за прибылью, страстная погруженность в дела легко приводят к забвению подлинных духовных добродетелей. Богатство всегда таит опасность погибели, пословицы говорят: "Пусти душу в ад - будешь богат", "Копил, копил, да черта купил".

В самом образе мысли и отношении к миру предпринимателя есть установки, прямо противоречащие православной этике и аскезе. Хозяйствующий человек погружен в мир повседневности, в заботы о пропитании, о выгоде и прибыли. Движимый утилитарными целями, он не только теряет из виду духовное измерение бытия, но и легко выходит за рамки нравственных законов.

Реальный предприниматель концентрирует все силы на "своем деле", ему присущи решительность и энергия, не мыслимые без веры в собственные силы, в свою способность преодолеть все трудности и препятствия. Его религиозность при этом прекрасно характеризуется пословицей "На Бога надейся, а сам не плошай".

Особенно противоречиво отношение к вере предпринимателя- пассионария. Наиболее ярко оно показано в романе Шишкова "Угрюм-река". Его герой Прохор Громов демонстрирует бескомпромиссную веру в свою способность изменить мир, которая отнюдь не рассматривается как воплощение Божественного промысла, а лишь как собственный произвол. Прохор Громов говорит: "Да пусть дадут мне лешево болото, я всех чертей обращу в христианскую веру, обряжу в белые рубахи и заставлю строить пятиглавый собор". Им явно руководит не желание прославить Бога своими подвигами, но тщеславное стремление доказать всему миру свою власть над Ним.

Такому человеку чужды смирение и самоограничение. Он исполнен гордыни, считая себя самого мерой творимых им дел. Прохор Громов даже не прочь отождествить себя с сатаной в неуемной жажде успеха, богатства и власти: "Я - сатана, топчу копытами все, что встает мне поперек дороги, пронзаю рогами всех недругов... И вот, работая сразу всеми атрибутами черта, я достиг известной степени славы, власти и могущества".

К вере такая личность относится чисто формально и прагматично: соблюдает обряды, поддерживает деловые связи в среде единоверцев или столь же прагматично рассчитывает получить от веры утешение и успокоение в трудные минуты жизни. Так, уже названный персонаж "Угрюм-реки" приходит к старцам-пустынникам в надежде на легкое, мгновенное обретение душевного равновесия и покоя, а вовсе не ради духовного восхождения. Этот эпизод романа Шишкова особенно наглядно показывает, что практическая рациональность и духовность находятся в разных измерениях сознания: при неукротимой деловой энергии человек вполне может быть ленивым духовно.

Подлинное духовное делание, высокая внутренняя работа по стяжанию Святого Духа была доступна далеко не всем и в истинном, высшем смысле становилась уделом немногих. Обратной стороной высокого, по существу, элитарного духовно-этического идеала оказалось преувеличенное внимание к демонстративному "наружному благочестию", когда сложная жизнь души подменялась ее внешней имитацией: соблюдением обрядов, богатыми подношениями храмам, монастырям, пожертвованиями на драгоценные ризы и церковную утварь. В таком упрощенном понимании успех действительно воспринимался прямым следствием щедрости, с одной стороны, и следования обряду - с другой. Убожество и комизм утилитарной купеческой интерпретации взаимосвязи Божьего благословения и хозяйственного успеха высмеял Мельников-Печерский в одном из эпизодов своей хроники "На Горах". Неудачливый купец ссорится с монахиней: "Вы, - кричит изо всей мочи, - какой ради причины Бога-то плохо молили?.. Ах, вы, чернохвостницы, кричит, эдакие!.. Деньги берете, а Богу молитесь кое-как!.. Я вам задам! Летось пятьдесят целковых вам пожаловал, и вы молились тогда как следует: на судаке я тогда по полтине с пуда взял барыша... Сто рублев тебе, чернохвостнице, дал, честью просил, чтоб и на нынешний год побольше барыша вымолили... А вы, раздуй вас горой, что сделали? Целая баржа ведь у меня с судаком затонула!.. Разве так молятся?.. А?.. Даром деньги хотите брать?.. Так нет, шалишь, чернохвостница, шалишь, анафемская твоя душа!.. Подавай назад сто рублев!.. Подавай, не то к губернатору пойду!".

Внешнее благочестие, однако, отнюдь не было прикрытием глупости, неверия и порока, как это часто пытаются представить: ведь простой мирянин, хозяин, озабоченный повседневными хлопотами, вынужденный в силу самой природы своей деятельности относиться к жизни утилитарно, как правило, мог в своем духовном понимании охватить лишь внешние атрибуты веры. Подлинная духовность, "умное делание" требуют внутренней сосредоточенности и отрешения от мирских дел, развитости и подготовленности духа, а это было ему практически недоступно. Большинство мирян совершенно искренне видели смысл своей духовной жизни и признаки истинного благочестия в том, чтобы соблюдать обряды, посты, почитать храмы, иконы и другие святыни, по возможности жертвовать часть своих доходов на церковные и монастырские нужды.

А поскольку сама хозяйственная активность не являлась, как это понимается в протестантизме, сферой непосредственного служения Богу и самореализации личности верующего, то именно поэтому было необходимо освящение, благословение хозяйственных начинаний. Чтобы быть уверенным в собственном благочестии, с одной стороны, и в успехе предприятия - с другой, любое новое дело, даже просто открытие сезонных работ, сопровождалось богослужением, поклонением особо почитаемым иконам, крестным ходом и т.п.

Но, разумеется, это не означало, что соблюдение внешних норм религиозности и даже искреннее благочестие всегда удерживают от соблазна преступить нормы обычной морали ради достижения практической выгоды, а наивная вера побуждает даже просить Бога о помощи в аморальных делах. Историк Голубинский писал, что "наши купцы, столько усердные во внешней молитве, столько приверженные к храмам и теплящие в своих лавках неугасимые лампадки, до такой степени мало наблюдают честности в торговле, что можно подумать, будто они теплят лампадки затем, чтобы Бог помогал им обманывать людей".

Даже твердая убежденность предпринимателя в существовании духовного измерения бытия рядом с его практической деятельностью, неколебимая уверенность в необходимости соблюдения обрядов не удерживают от нечистоплотных поступков, обмана, прямого мошенничества в делах. В этом видится важнейшая проблема православной хозяйственной этики. Тема лукавой молитвы предпринимателя, просящего о помощи в неправедном, нечестном деле, хорошо отражена в литературе. Персонаж "Угрюм-реки" Иннокентий Филатыч Груздев "вел в Петербурге трезвейший образ жизни. Приступая к мошенническому действу, он сугубо усердно посещал церковь, возжигал толстые свечи, молился на коленях, просил, чтоб Господь ниспослал ему мудрость змия, чтоб помог облапошить толстосумов и чтоб не поставил во грех его деяния". Причем стремление к нечистой прибыли оправдывают пожертвованием ее части на религиозные же нужды, как бы давая Богу и святым взятку, как обычным судейским чиновникам. Тот же Груздев накануне мошенничества "заказал молебен с акафистом бессребреникам Козьме и Дамиану и во время молитвы пытался с сими святыми войти в духовную сделку "на слово", обещав им, в случае благоприятного исхода уголовщины, пожертвовать из своих личных средств пятьсот рублей в пользу Палестинского общества".

В хрониках Мельникова-Печерского купцы старообрядцы, искренние ревнители "древлего благочестия", не останавливаются перед мошенничеством, если это сулит выгоду: недопустимо есть скоромное в среду и мыться в бане с "никонианами", но вполне можно манипулировать интересами единоверца; совершенно необходимо закупить иконы для рабочего барака, но не грех спровоцировать рабочих на беспорядки и под этим предлогом не заплатить им.

Но, конечно, обрядовое благочестие купечества имело и безусловно положительное значение для русской культуры. Его неотъемлемой частью были строительство и украшение храмов, благотворительность и меценатство, т.е. перевод части плодов хозяйственной деятельности из сферы прагматической и утилитарной в сферу бескорыстного служения. Так, традиционной формой религиозного служения русского купечества было строительство храмов. Рябушинский замечает, что "храмоздатель и русский хозяйственный мужик и купец - это почти синонимы". Предприниматель-протестант, наживаясь, воспринимал успех как знак своей избранности и благодати и не считал нужным делать что-либо для того, чтобы подтвердить его праведность. А русский благочестивый купец испытывал потребность в демонстрации связи своего успеха с сакральными ценностями, а также желание выразить в зримой, осязаемой форме свою благодарность Богу. Упоминания о том, что какой-либо храм построен на деньги купцов, относятся уже к XIV - XV векам. Причем это были как корпоративные церкви, так и приходские храмы и даже монастыри, выстроенные на индивидуальные пожертвования. Среди них такие шедевры архитектуры, как церковь Троицы в Никитниках (XVII в.) и многие другие храмы, украсившие торговые города в период подъема российского предпринимательства.

Таким образом, благочестие русского купечества было наполнено разными смыслами и имело различные доминанты. Среди них наряду с повседневным обрядовым благочестием, расчетами на практическую помощь высших сил было осознание постоянного присутствия иного, высшего измерения бытия, понимание успеха как Божьего благословения и большой ответственности. Какая из описанных доминант возобладает, зависело от других составляющих духовной жизни русского общества, а также и от готовности Русской Православной Церкви удовлетворить специфические духовные запросы предпринимателя и хозяина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1050
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
588
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1141
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
863

Другие новости